Серов
$91,78
98,03
Присоединяйтесь к нам:

Девять репрессированных священников из Надеждинска. Шестеро приговорены к высшей мере. Трое отправлены в ИТЛ

Девять репрессированных священников из Надеждинска. Шестеро приговорены к высшей мере. Трое отправлены в ИТЛ
Еще одной жертвой репрессий историк называет взорванный в 1931 году Спасо-Преображенский собор. Не случайно именно на остатках его руин в 2018 году был открыт мемориал жертвам политических репрессий. Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта

Девять священников, в разные годы служивших в приходах Надеждинска, попали под политические репрессии. Трое из них были приговорены к заключению в исправительно-трудовых лагерях. Шестеро – к высшей мере наказания.

Эту информацию удалось собрать историку-краеведу, заведующему историческим отделом Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Игорю Фомичеву.
– Когда-то я занимался темой политических репрессий в Надеждинске. Естественно, в нашем городе в ходе политических репрессий пострадали совершенно разные слои населения, начиная от простых рабочих металлургического завода, заканчивая церковным батюшкой, – отметил Игорь Алексеевич.
В 2019 году Игорь Фомичев презентовал книгу "Надеждинск православный". Фото: Константин Бобылев, архив "Глобуса"
В марте 2018 года была сформирована Серовская и Краснотурьинская епархия. Тогда Игорь Фомичев общался с епископом Алексием Орловым. По его просьбе историк издал книгу «Надеждинск православный».
– Тогда же батюшка задал мне вопрос – можно ли выявить священников, которые пострадали в Надеждинске? Почему именно в Надеждинске? Потому что у нас пристольный собор и благочинный находится здесь. Тогда у меня были определенные фамилии, но я не был уверен, что это все люди. Этот момент я доработал, и на сегодняшний день я выявил всех людей, которые имели церковный сан, которые служили в нашем городе, и которые пострадали от репрессий, – говорит историк.
Репрессиям поверглись: Владимир Павлинов (8 лет ИТЛ), Африкан Богомолов (высшая мера), Николай Любомудров (высшая мера), Леонид Коровин (высшая мера), Григорий Лобанов (высшая мера), Михаил Ратьковский (5 лет ИТЛ), Нестор Пехтерев (10 лет ИТЛ), Николай Денисов (высшая мера), Александр Шистеров (высшая мера).
В 2012 году Игорь Фомичев издал книгу о политических репрессиях в Надеждинске. В 2021 году вышло дополненное издание книги «Политические репрессии в городе Надеждинске. 1918 - 1952 гг.».
– Когда я работал над книгой о политических репрессиях, я просматривал многие дела, в том числе этих людей, – говорит историк. – И меня поразило их мужество, в частности, как вел себя Леонид Коровин на предварительном следствии. Он не сознался ни в каких грехах. Вел себя достойно. Вину ни на кого не перекладывал. Он был арестован не у нас, а уже будучи в Невьянске. Вел себя очень мужественно, хотя у него была семья, дети. Возможно, ему предлагали «сделку со следствием». Тогда это предлагали всем, но это был обычный обман. Говорили – вы сознайтесь, а мы семью не тронем, или отпустим вас. Были наивные люди и верили. В такой ситуации люди вели себя по-разному, в том числе и священнослужители. 
Игорь Алексеевич отмечает, что работа НКВД с духовенством велась в рамках борьбы, с так называемой «контрреволюционной фашистско-повстанческой организацией церковников». Эта работа велась практически на всех территориях нынешней Свердловской области. 
– Искали материал на нашего епископа. При этом во всех случаях были частные обвинения, но следствие всегда шло с определенным уклоном, – отмечает Фомичев. – Если кого-то арестовывали, то преследовали определенную цель. Во-первых, епископы – люди, которые пользовались определенной властью. Просто так, без всяких на то оснований, арестовать епископа было невозможно. Во-вторых, люди в 30-х годах были если не богобоязненны, то весьма православны. Даже в переписи 1937 года большая часть населения указала, что она православная. То есть эти люди находятся в лоне святой церкви, а церковь имеет влияние на массы. Поэтому церковь, начиная с 1918 года, воспринималась советской властью как сила, которая может выступать против советской власти. Когда арестовывали священников, которые занимали определенное место в иерархии, это делали с определенным прицелом – чтобы они дали показания, что был заговор антицерковников, что церковь не отказалась от убеждений свергнуть советскую власть. Хотя в 30-е годы таких задач уже не стояло, по той простой причине, что те, кто боролся с оружием в руках, уже покинули Россию, а те, кто остался здесь, понимали, что лучше жить в мире с государством. А когда государству понадобилась церковь, все повернулось на круги своя.
При этом арестовывали не всех подряд священников. 
Смотрели, кто пользуется популярностью, к кому идут на службу, кто собирает большую аудиторию, кто может словом повлиять на умы, кто, по мнению власти, проводит активную агитацию. Этих людей в первую очередь старались изолировать, либо переманить на свою сторону, либо при их помощи получить компромат на вышестоящих служителей культа, – говорит Игорь Алексеевич. 
Игорю Фомичеву удалось установить, что репрессиям подверглись 9 священников, в разные годы служивших в Надеждинске. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Леонида Коровина тоже обвиняли в участии в «контрреволюционной фашистско-повстанческой организации церковников». Священник был арестован в 1937 году, когда жил в Невьянске.
– Я был поражен, как человек в сане себя мужественно ведет, – отмечает Фомичев. – Если человек с паперти вещает, учит жить паству, то он и сам живет по этим канонам. Он ни на йоту не отошел от своих принципов. Если человек учит справедливости, честности, добропорядочности, то он сам должен в первую очередь держать себя в таких рамках. Человек пострадал за веру. Одно дело, когда это библейская легенда, а другое – когда был ужас политических репрессий. Люди, которые несли этот сан в себе, действительно пострадали за веру. Коровин мог вознести хулу на ближних, но он этого не сделал. В этом отношении меня это заинтересовало и я решил дальше заниматься этими делами.
Историк говорит, что Леонида Коровина арестовывали и в бытность его пребывания в Надеждинске, в 1929 году. 
– В последствии его и в Тюмень высылали. Некоторое время он был без работы, – говорит Игорь Алексеевич.  
Историк вспоминает, что одно время серовчанами велась работа по канонизации Леонида Коровина. Но это дело так и не было завершено.

Эхо Первой русской революции

Еще одним представителем духовенства, который внес большой вклад в историю Надеждинска и был подвергнут репрессиям, Фомичев называет священника Африкана Богомолова.
– Это очень известный человек, – отмечает Игорь Алексеевич. - Арестовали его в 1921 году. Богомолову вспомнили 1905 год. Когда было противостояние администрации Богословского горного округа с рабочими, считали, что Африкан имеет колоссальное влияние на рабочих. Почему впоследствии он и был арестован. Судьба его печальна. С 1923 года он находился на гражданской работе. А все потому, что власти добились от представителей культа, чтобы Африкан был исключен. В годы Великой Отечественной войны он был расстрелян в Омске. Реабилитировали его в 1989 году. 
При Африкане Богомолове началось возведение Спасо-Преображенского собора, который взорвали в 1931 году. Богомолов вел летопись собора, которая сохранилась до наших дней. 
– В летописи отражены очень интересные моменты, – рассказывает Игорь Алексеевич. – Африкан там пишет и о приходе, и о природе, и о погоде, и о том, почему в Надеждинске было пьянство. Кстати, Африкан был одним из тех, кто пытался бороться с пьянством, и пишет о причинах этого явления. В то же время Африкан был человеком, который, призывал к послушанию не потому, что так было угодно, как раньше говорили, Романовым. Он занимал позицию с точки зрения закона. В годы первой революции ему досталось. Но, к сожалению, он принял обновленчество – это его выбор. 
Обновленчество существовало в период с 1922 по 1940-е годы. Оно возникло когда группа православного духовенства, при поддержке властей Советской России (РСФСР), попыталась отстранить от церковного управления предстоятеля Русской церкви патриарха Московского и всея России Тихона. Для этого было образовано Высшее церковное управление (ВЦУ).
Было противоречие – была обновленческая церковь, и церковь, которая осталась верна патриаршему престолу. Наши священники, включая отца Леонида Коровина, сохранили верность патриаршему престолу. «В расколе» у нас была только церковь села Филькино. Особенность нашего города состоит в том, что наш город сохранил верность патриаршему престолу – это дорогого стоит, – отмечает Игорь Фомичев.  

Увековечить память

Игорь Фомичев говорит, что раньше были планы по увековечиванию в Серове памяти священнослужителей, подвергшихся репрессиям.
– В свое время у бывшего благочинного отца Сергия Козлова была идея увековечить людей, которые пострадали от репрессий. Памятуя об этом разговоре я и занимался этим вопросом. В Преображенском соборе у нас это вряд ли получится сделать, но у нас есть Пророко-Ильинская церковь, которая является восприемницей всех храмов, бывших у нас в городе. Я не думаю, что будет грех, если подобная мемориальная доска появится в какой-то церкви или часовне на территории нашего города, – говорит Фомичев.
На вопрос, закончена ли его работа с темой репрессий духовенства в Надеждинске, краевед отвечает:
– Как у нас говорят - когда будет похоронен последний солдат, тогда будет поставлена точка в войне. Я считаю, что коль скоро есть такой момент, то память об этих людях надо увековечить. Тем более, что они служили обществу. 
Говоря об этом историк напоминает, что официально приход Всехсвятской церкви существует с 5 ноября 1897 года. В 2022 году была круглая дата – 125 лет с момента появления первого прихода в Надеждинске.
Те священнослужители, которые были расстреляны на территории Свердловской области, погребены на 12-м километре Московского тракта под Екатеринбургом. Их имена занесены на мемориал.

С позволения историка, публикуем информацию о репрессированных священниках, служивших в Надеждинске, которую удалось собрать Игорю Фомичеву.

Всехсвятская церковь

В 1904-1907 года во Всехсвятской церкви служил Владимир Павлинов. Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru
Священник Владимир Павлинов. Владимир Михайлович родился в 1877 году в селе Колчеданское Каменской волости Камышловского уезда. В 1904-1907 годах священник Всехсвятской церкви Надеждинского завода. Впоследствии служил священником в церкви села Квашнино Камышловского района. Арестован 1 ноября 1938 года, осужден 17 января 1940 года к 8 годам ИТЛ.

Спасо-Преображенский собор

Строительство Спасо-Преображенского собора началось по инициативе отца Африкана Богомолова. Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru
Священник Африкан Богомолов. Африкан Афанасьевич родился в 1878 году в Невьянском заводе. В 1900 году окончил Пермскую духовную семинарию, в 1903 году рукоположен в сан священника и определен к Всехсвятской церкви Надеждинского завода в связи с отъездом приходского священника Александра Рязановского.
16 сентября 1905 года в поселке, по инициативе Богомолова, был заложен Спасо-Преображенский собор, ставший архитектурным шедевром каменного зодчества Пермской губернии. 30 ноября 1908 года церковь освятили и в ней начались богослужения.
С апреля 1909 года отец Африкан служил настоятелем Спасо-Преображенского собора, одновременно исполнял обязанности помощника благочинного 5-го округа Верхотурского уезда. В июле 1919 года отец Африкан эвакуировался на восток с Белой армией. В связи с преследованием Советской властью Африкан Афанасьевич вынужден был оставить службу в церкви. С 1923 года находился на гражданской работе в Томске, с 1931 проживал в Новосибирске, с 1932 - в Ленинск-Кузнецке. В 1936 году переехал в Омск, где работал счетоводом в аптеке №9.
1 декабря 1941 года арестован. 25 марта 1942 года постановлением Особого Совещания при НКВД СССР приговорен к высшей мере. Расстрелян 22 апреля 1942 года в городе Омске. Реабилитирован в 1989 году.

Африкан Богомолов был расстрелян в 1942 году. Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru
Священник Николай Любомудров. В 1899 году окончил Пермскую духовную семинарию и некоторое время был надзирателем школы псаломщиков и иподиаконом при Пермском архиерее. В 1900 году рукоположен в сан священника и назначен к Вознесенской церкви Каслинского уезда Екатеринбургской губернии, после открытия приходской школы преподавал Закон Божий.
5 июля 1907 года иерей Николай Любомудров назначается настоятелем Всехсвятской церкви Надеждинского завода, где служит до 25 августа 1909 года, затем переводится настоятелем Сретенской церкви села Иленское Ирбитского уезда. 1 октября отцу Николаю поручено заведование церковно-приходской школой в деревне Долматовой, с преподаванием Закона Божия. Следующим местом его служения стал Покровский собор города Камышлова, где отец Николай служил вторым священником до 1917 года. В годы Гражданской войны полковой священник в Белой армии, вместе с которой отступил в Сибирь. Здесь он был зачислен в штат Иркутской епархии. В 1920 году вместе с семьей переехал в село Слюдянка на берегу озера Байкал, где по собственному прошению 3 февраля 1921 года назначается священником в Николаевскую церковь и служит там до 1923 года. Затем переводится в Троицкий храм в одно из местных сел, с 21 апреля 1927 года – священник скитской Михайловской церкви. В том же году он ходатайствует о переводе в Читинско-Забайкальскую епархию и в декабре зачисляется в клир Михайло-Архангельского храма Читы. 12 мая 1928 года иерей Николай Любомудров поставлен настоятелем Николо-Александровского храма села Борзя. 10 октября 1928 года перемещен, согласно поданного прошения, на священническое место в клир Казанского кафедрального собора Читы, где служил до весны 1929 года, когда собор был передан обновленцам. После захвата храма обновленцами, кафедра священниками, сохранившими верность Патриаршему престолу, переносится в читинский Михайло-Архангельский храм, куда переходит отец Николай и служит здесь, вероятно, до своего ареста. 21 марта 1929 года возведен в сан протоиерея. 26 апреля 1929 года епископ Евсевий благословил отца Николая, за неимением монашествующих священников, стать духовником насельниц ликвидированного властями Читинского Богородицкого женского монастыря.
По своим политическим взглядам отец Николай был убежденным монархистом, своих воззрений особенно не скрывал, и порой с церковного амвона открыто говорил об истинных причинах бед, постигших русский народ. Вероятно, это было оценено как антисоветская деятельность, по обвинению в которой ему и был вынесен Коллегией ОГПУ смертный приговор, исполненный 26 ноября 1930 года, незадолго до начала масштабного антицерковного процесса.
Протоиерей Леонид Коровин. Родился отец Леонид в Верхотурье 2 апреля 1889 года в семье священника Михаила Ивановича Коровина. В 1910 году с отличием окончил Пермскую духовную семинарию и был направлен епархиальным советом Пермской епархии заведующим церковно-приходским начальным училищем Екатеринбургской епархии в село Балакино Верхотурского уезда, где прослужил один год.
В 1911 году Леонид Михайлович рукоположен в сан священника и определен к Александро-Невской церкви Верхне-Туринского завода.
Летом 1912 года, согласно прошения Коровина, его перевели на открывшуюся третью священническую вакансию в Спасо-Преображенскую церковь Надеждинского завода. Проживал отец Леонид в 7-й линии Старого поселка, дом 11. Наряду со своими обязанностями священнослужителя, преподавал Закон Божий в высшем начальном, третьем и четвертом смешанных народных земских училищах и в прогимназии.
В марте 1917 года от духовенства его избрали гласным в Надеждинский Комитет общественной безопасности, где отец Леонид занимался самыми различными хозяйственно-бытовыми вопросами мирской жизни прихожан. По инициативе Надеждинского духовенства, в том числе Леонида Коровина, в заводском поселке при больнице открыли детский приют.
В июле 1919 года на восток с Белой армией из Надеждинска эвакуировались благочинный протоиерей Василий Словцов, священник Африкан Богомолов, диакон Александр Алексеев. Обязанности настоятеля Спасо-Преображенского собора стал исполнять священник Леонид Коровин. Только 20 августа 1920 года, по ходатайству прихожан и распоряжению епископа Екатеринбургского Григория, отца Леонида утвердили в новой должности. Через два месяца с благословения и изволения Патриарха Московского и Всея Руси Тихона Леонид Коровин вступил в должность благочинного пятого духовного округа, центром которого с этого времени стал Надеждинск, поскольку, во-первых, здесь проживал и служил благочинный иерей Леонид Коровин; во-вторых, Спасо-Преображенский собор не уступал в своем величии Введенскому храму Богословского завода, где до эвакуации с белыми располагались апартаменты благочинного протоиерея Василия Петровича Словцова.
В послужных списках Спасо-Преображенского собора Леонид Коровин указан настоятелем. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Леонид Коровин в новой должности осуществлял надзор за состоянием церковных служб, качеством духовных проповедей, боролся с ересями и расколом, оказывая посильную помощь верующим.
В начале октября 1922 года в Екатеринбурге состоялся съезд благочинных епархии. Из общего числа присутствующих (21 человек) 18 священников признали ВЦУ, трое высказались против. Среди них протоиерей Леонид Коровин. Большая часть духовенства и мирян Богословского горного округа сохранила верность патриаршему престолу и в этом немалая заслуга благочинного Коровина, так как многие рядовые священники, особенно сельские, держались первого видимого им авторитета - благочинного, всецело доверяя ему в выборе священноначалия.
Высшее церковное управление признала и Советская власть. Священники из числа староцерковников стали подвергаться со стороны карательных органов необоснованному преследованию. Так, Леонид Коровин арестовывался в 1923 и 1926 годах и содержался под стражей некоторое время. 23 февраля 1925 года епископом Кунгурским Аркадием священник Коровин возведен в сан протоиерея. В 1928 году отец Леонид был впервые осужден по доносу одного из жителей Надеждинска и получил свой первый срок. Признаки преступления в действиях Коровина усмотрели в том, что благочинный настоятель Спасо-Преображенского собора 10 октября 1928 года во время заседаний церковного совета вел среди присутствующих членов агитацию за оказание материальной помощи священникам, сидящим в тюрьмах, говоря, что «сейчас везде и всюду идут аресты священнослужителей и нет никакой гарантии в том, что сегодня или завтра не арестуют и нас». Тем самым, по мнению следствия (оно началось уже 18 октября) Коровин, используя религиозные предрассудки масс, старался подорвать авторитет Советской власти, то есть совершил преступления по ст. 58 п. 10,11 УК РСФСР. Помимо устного призыва, батюшка будто бы собирал средства для оказания материальной помощи репрессированным священникам.
С середины 1930-х годов Леонид Коровин жил в Невьянске, служил протоиереем Вознесенской церкви. 6 августа 1937 года вновь был арестован. Теперь ему предъявили обвинение в том, что он - участник «контрреволюционной фашистско-повстанческой организации церковников».
Много чего было предъявлено в обвинении отцу Леониду дотошным следствием. Тогда самые обыкновенные вещи квалифицировались как страшные преступления против человечества, вождей партии и правительства. Заслуживал протоиерей Коровин за все эти прегрешения, по мнению «справедливых» органов правосудия, только смерти. Постановлением Тройки УНКВД по Свердловской области от 25 сентября 1937 года Коровина приговорили к расстрелу. Через четыре дня приговор привели в исполнение.
Священник Григорий Лобанов. Григорий Иванович родился в 1881 году в деревне Серебрянка Верхотурского уезда, в семье крестьянина. Окончил гимназию, преподавал в начальных народных училищах. С 1909 года - священнослужитель. После Гражданской войны оказался в эмиграции в Китае, в 1922 году вернулся в Россию. Служил в храмах Свердловска, в январе 1927 года направлен в Надеждинск. Всего один год прослужил здесь отец Григорий, оставив по себе добрую память прихожан. Помогая настоятелю Леониду Коровину в решении хозяйственных вопросов, Лобанов руководил инженерными работами по монтажу системы парового отопления в храме. 
После Надеждинска Григорий Лобанов был приходским священником в церквях Билимбая, Первоуральска, Михайловска, Невьянска. 
Арестован 6 августа 1937 года. Осужден 23 сентября 1937 года. Расстрелян 29 сентября 1937 года.
Священник Михаил Ратьковский. Михаил Николаевич родился в 1889 году, в 1908 году окончил курс Псковской духовной семинарии. Состоял псаломщиком при церкви Рождества Богородицы в селе Турова Псковской епархии. С 1909 года отец Михаил - законоучитель Новоржевской женской гимназии. Епископом Псковским Евсевием рукоположен в сан священника и определен к Александровской церкви города Новоржева. 
С 1925 года отец Михаил служил в Надеждинске. В новой должности утвержден епископом Кунгурским Аркадием. 
Арестован в 1930 году, осужден к 5 годам заключения в ИТЛ. В 1935 году умер в лагере.

Симеоновская церковь села Филькино

Священники филькинской церкви приняли обновленчество. Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru
Священник Пехтерев Нестор Степанович. Родился 9 мая 1867 года, уроженец села Хващенко Екатеринославской губернии, из крестьян-середняков, отец имел 100 десятин пахотной земли, две лошади. Окончил два класса церковно-приходской сельской школы. Бывший священник. В 1931 году выслан в город Оренбург, с 1935 года проживал в селе Филькино. К моменту ареста служил сторожем в местной церкви. Арестован 2 ноября 1937 года. Обвинялся в том, что состоял активным участником контрреволюционной организации, выявлял настроения в городе Надеждинске, о чем докладывал руководству организации. Во время проводимых нелегальных сборищ и совещаний в Филькинской церкви, дежурил около здания, чтобы не допустить провала. Осужден 10 ноября 1937 года к 10 годам ИТЛ.
Священник Денисов Николай Яковлевич. Родился 3 декабря 1903 года в Верхотурье в
семье крестьянина-середняка. Окончил городское училище. После революции - пономарь в одной из церквей города Верхотурья, с 1927 года - священник. В 1929 году в административном порядке шесть месяцев отбывал принудительные работы на лесозаготовках. 
С 1930 года проживал в Надеждинске, служил священником в Симеоновской церкви села Филькино. 
Арестован 23 октября 1937 года. Обвинялся в том, что являлся активным участником контрреволюционной организации в Надеждинском районе, поддерживал связи с руководителями ячеек, группировал вокруг себя контрреволюционный элемент, главным образом из числа трудпоселенцев, среди которых проводил контрреволюционную пропаганду, привлекая их на свою сторону. В целях контрреволюционной пропаганды использовал церковный приход, где под видом проповеди вел антисоветскую агитацию, направленную на дискредитацию руководства компартии и Советского правительства, говорил, что коммунисты тиранят народ, сажают в тюрьмы, ссылают безвинных людей, которые страдают здесь в ссылке. Осужден 10 ноября 1937 года к высшей мере наказания. Расстрелян 10 декабря 1937 года.
Священник Шистеров Александр Матвеевич. Родился 21 ноября 1890 года в Кунгуре в семье кустаря. Окончил городское училище и педагогические курсы. Работал помощником учителя в Ачитской школе Красноуфимского уезда. 
В апреле 1908 года выслан на год в Уфу за хранение революционной литературы. 
В 1915-1917 годах служил в царской армии, подпоручик. В феврале 1918 года после демобилизации приехал в село Михино Медянской волости Кунгурского уезда, служил псаломщиком в местной церкви. 
Летом 1918 года в период антибольшевистского восстания в Медянкинской волости Шистеров командовал отрядом восставших. После поражения восстания уехал в Челябинск, где поступил в 41-й Уральский полк Белой армии на должность командира взвода. Участвовал в боях против Красной армии. В июле 1919 года попал в плен, находился на излечении в Екатеринбургском госпитале. В декабре 1919 года арестован Пермской ГубЧК, как участник Медянского восстания. 21 февраля 1920 года приговорен к трем годам заключения в концлагерь. 
16 апреля 1921 года дело по обвинению Шистерова вновь было принято к производству ГубЧК. Военным отделением Пермского губернского ревтрибунала 21 июля 1922 года Шистерова приговорили к пяти годам лишения свободы. 2 марта 1923 года он был досрочно освобожден. 
В том же году рукоположен в сан священника. Разделял взгляды обновленческого движения. В 1934 году после образования обновленческой общины в селе Филькино направлен на службу в Симеоновскую церковь. Возведен в сан протоиерея. Арестован 23 октября 1937 года. Обвинялся в том, что являлся участником Надеждинской контрреволюционной повстанческой организации. 
Осужден 10 ноября 1937 года. Расстрелян 10 декабря 1937 года.
 

Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных