Серов
-1 °C
$93,29
99,56
Присоединяйтесь к нам:

Во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших. Как православие пришло в Надеждинск

Во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших. Как православие пришло в Надеждинск
Всехсвятская церковь располагалась недалеко от места, где ныне стоит железнодорожный цех Надеждинского металлургического завода. Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru

В рамках проекта “Истоки: история городской среды” мы уже рассказывали про Спасо-Преображенский собор, который был построен в Надеждинске в начале XX века и взорван в 1931 году. Но православие пришло в наш город раньше. Первым православным храмом в поселке при Надеждинском заводе была Всехсвятская церковь, построенная еще в конце XIX века.

Церковь во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, простояла всего 10 лет. Храм стоял на погосте, недалеко от места, где ныне расположен железнодорожный цех Надеждинского металлургического завода.

Когда построили церковь?

В разных источниках называются разные даты строительства Всехсвятской церкви. В журнале “Зодчий” от 1896 года, сказано, что она была построена летом 1895 года. В книге “Приходы и Церкви Екатеринбургской епархии”, изданной в 1902 году, говорится, что “Надеждинскiй Всѣхсвятскiй храмъ построен въ 1896 году съ благословенiя Преосвященнаго Екатеринбургскаго Симеона”. А в “Екатеринбургскиiя епархiальныя вѣдомости” приводится год создания прихода - 1897. 
Историк-краевед, заведующий историческим отделом Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Игорь Фомичев говорит, что храм был заложен в июне 1896 года, а закончено строительство - в 1898 году. 
В 2019 году Игорь Алексеевич издал книгу “Надеждинск Православный”, в котором рассказывал и о Всехсвятской церкви. Фото: Константин Бобылев, архив “Глобуса”
- Такие расхождения в практике бывают. Они случаются из-за того, что люди писали о событиях, но это не значит, что они эти события видели. Я же опираюсь на вещи, которые подтверждены фото, документами, воспоминаниями. Есть фотография закладки этой церкви, строительства фундамента, она сделана летом 1896 года, - говорит историк-краевед. 
Также, по словам Игоря Алексеевича, есть закладная плита Всехсвятской церкви, но хранится она в музее Краснотурьинска.
- Чтобы выделить средства на строительство церкви нужно, чтобы завод вступил в строй. В навигацию 1896 года завод вступил в строй, он уже давал продукцию. И поэтому деньги уже можно было тратить на такой храм, потому что он стоил дорого - дороже, чем клуб служащих (ул. Агломератчиков, 9 - прим. Глобус), который у нас появился в 1895 году, - говорит Игорь Фомичев. - Одновременно строить предприятие, церковь, другие здания - для владельцев это было очень трудно... А когда предприятие заработало, под него стала сдаваться недостающая инфраструктура, включая церковь. Церковь была последней. Школа в 1895 году уже была. Это было типовое здание, как те, в которых по улице Загородке жили инженеры. Только в школе были не квартиры, а классы. Клуб служащих - тоже недорогостоящий, типовой проект. А вот что касается провизорского склада и аптеки, то на это здание пришлось потратиться, но медицинское учреждение важнее, чем храм. Поэтому в первую очередь стали искать даже не учителя, а медика, врача. И вплоть до 1903 года у нас была заводская медицина, земская - для людей, не занятых на заводе, появилась только в 1903. 
В те времена, по словам Игоря Фомичева, существовал закон, обязывающий предпринимателей строить учебные и медицинские учреждения. Поэтому первым делом в молодом заводском поселке появились здания земского училища и аптеки с провизорским складом. Был построен клуб служащих. И только потом - церковь.
- Почему - Всехсвятская? Заложили ее в июне 1896 года. Буквально через два года, 7 июня 1898 года, в день Всех Святых, в земле Российской просиявших, церковь освятили. Коль скоро произошло это в праздник Всех Святых, и название церковь получила Всехсвятская. Чин освящения совершил благочинный Богословского духовного округа протоиерей Василий Словцов, - рассказывает Игорь Фомичев.  

Престиж поселка

Всехсвятская церковь была построена по проекту гражданского архитектора Владимира Пясецкого. Игорь Алексеевич говорит о Пясецком, как о первом архитекторе Надеждинска: 
- В начале все здания общественного и культового значения проектировались именно Пясецким. Помимо всего прочего, его руке принадлежат здания провизорного склада и аптеки, один из цехов завода, водонапорная башня, клуб служащих, школа. 
До постройки первой церкви в поселке при Надеждинском заводе местные жители по большим православным праздникам ездили в храмы соседних городов.
- Почему вдруг в 1896 году возникла потребность в храме? К этому времени численность нашего заводского поселка уже достигла нескольких тысяч. И религиозные требы выполняли священники из Богословского завода (ныне Карпинск) и Турьинских рудников (ныне Краснотурьинск). Но туда не наездишься, хотя по религиозным праздникам подавался специальный состав из 2-3 вагонов и люди ездили в Богословск. Но это устраивало не всех, - говорит историк-краевед.
Вторым фактором, говорящим за строительство церкви в Надеждинске, был престиж населенного пункта и его привлекательность для приезжающих специалистов.
- Значимость населенного пункта увеличивалась, если в нем есть церковь, - отмечает Фомичев. - Есть православный храм - это уже другое дело. Хотя у нас был не только православный храм, в 1-й Линии была и мечеть. Второй вариант мечети до наших дней не дошел, он находился на территории, где был старый базар - по улице Кузьмина, у перекрестка с Красноармейской. Старожилы помнят, что в одноэтажном здании, оставшемся от мечети, впоследствии была парикмахерская. Когда подняли вопрос о строительстве ныне действующей мечети, ее построили в том районе, недалеко от исторического места. 

Часть инфраструктуры поселка

Церковь была построена на средства владельцев Богословского горного округа, то есть на деньги Надежды Половцовой
- От тех денег, которые предназначались владельцам в качестве прибыли, выделялись средства для строительства. Поставка, транспортировка материалов, строительство и вошли в стоимость этих работ. Говорят, ну что это стоило Богословскому горному округу? Это стоило, - рассказывает Игорь Фомичев. - С появлением церкви значимость заводского поселка увеличилась. Потому что когда в населенном пункте есть больница, церковь, школа - это уже совершенно другой уровень жизни. Когда есть такие составляющие, территория становится более привлекательной для людей, нежели та, где этого нет. Эти составляющие входят в понятие “инфраструктуры населенного пункта”. Инфраструктура Надеждинска стала закладываться, развиваться с того момента, когда бросили эту горсть монет, заложили плиту завода. Хотя плиту закладывали в мае 1894 года, поселок в пределах первых пяти линий уже существовал. Невозможно пригласить инженера жить в лесу в палатке - даже на хорошую зарплату, это не комсомол 70-х. И контрактом владельца Богословского горного округа (на поставку рельс для Транссибирской магистрали - прим. “Глобус) предусматривалось развитие инфраструктуры. До того, как закладывалось предприятие, построили небольшой поселок.
По словам Игоря Фомичева, средства на строительство церкви выделила Надежда Половцова. Фото: Константин Бобылев, архив "Глобуса"
В 1894 году было построено и здание больницы. Врач же приступил к своим обязанностям на год позже, в 1895 году.
- Был приглашен врач Токарев. Иногда можно услышать негодование, что земские врачи такие деньги получали… Но участок земского врача несколько сот километров. Поэтому ему выделялся транспорт, кормовые суточные для лошади и все такое, - говорит краевед. - Естественно, коль скоро приглашали специалистов, для них строилось жилье - это инженеры, это учителя, это врачи и священнослужители. Поэтому необходимость в церкви диктовалась временем. И инициатива эта была поддержана Синодом. 
5 ноября 1897 года вышел указ Святейшего Правительствующего Синода №6031. Соответствующая запись сохранилась в газете “Екатеринбургскиiя епархiальныя вѣдомости” от 16 декабря 1897 года: “при Всѣхъ-Святской кладбищенской церкви Надеждинскаго завода, Верхотурскаго уѣзда, открыть отдѣльный самостоятельный приходъ съ назначеніемъ въ оный особаго причта изъ священника и псаломщика”.
- Чтобы Синод принял такое решение, он должен быть уверен, что церковь будет достроена, батюшка будет принят и ему будет предоставлено жилье, - отмечает Игорь Алексеевич.
Строительство Всехсвятской церкви. Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru
Первым священником, служившим во Всехсвятской церкви, был Александр Рязановский. Он же впоследствии преподавал Закон Божий в Надеждинском училище. А с 1903 года деятельностью руководил приехавший из Невьянска священник Африкан Богомолов.
- Это человек, который впоследствии стал настоятелем Всехсвятской церкви, человек, благодаря которому было увеличено число клира - один он не справлялся, очень нужен был второй священник. Его ведь отвлекали по хозяйственным нуждам, а невозможно оставить храм без утренней, вечерней служб, - отмечает Фомичев.
В 1904 году должность второго священника занял Владимир Павлинов

Иконостас - рязанский. Образа - московские

В №2 от февраля 1896 года журнала “Зодчий”, издаваемого Императорским Санкт-Петербургским обществом архитекторов, приводится описание Всехсвятской церкви. В том же году в разных номерах “Зодчего” были опубликованы чертежи церкви.
“Православная деревянная пятикупольная церковь на 500 человѣкъ (площадь пола для молящихся въ чистотѣ = 36 кв. саж. или 14 челов. на 1 кв. саж.) построена во имя Всѣхъ Святыхъ при поселкѣ Надеждинскаго сталерельсоваго завода Богословскаго Горнаго Округа (Пермской губ.) лѣтом 1895 года.
Фундаментъ и цоколь церкви сложены изъ постелистого бута на известковомъ, съ прибавкою цемента, растворѣ; цоколь съ лица чисто отесанъ; отдушины перекрыты кирпичными перемычками; кирпичемъ же на цементномъ растворѣ сложенъ сливъ, покрывающiй цоколь.
Окладной венѣцъ лиственничный; выше церковь рублена изъ 6-ти вершковаго сосноваго лѣса до кровли, покрывающей первый восьмиугольный барабанъ; далѣе же какъ церковь, такъ и колокольня имѣютъ особую фахвертовую конструкцiю изъ системы стоекъ, обвязокъ, раскосовъ и двусторонней обшивки съ срединнымъ заполненiемъ - забивкой изъ массы гипса и опилокъ, которая, отвердѣвая со временемъ, дает легкiя теплонепроницаемыя простройки.
Журнал "Зодчий" №1 за 1896 год. С сайта books.totalarch.com
Систему эту оказалось возможнымъ примѣнить, такъ какъ на мѣстѣ имѣлось много гипса, остающагося роботнымъ продуктомъ при дѣйствiи мѣстныхъ химическихъ заводовъ.
Особенностью церкви является также конструкцiя средней ея части, гдѣ въ основной квадратъ сруба на планѣ со всѣхъ 4 сторонъ врубаются коротышами стѣны пристроекъ; коротыши обрѣзаны внутри храма по шаблону, свѣшиваются по мѣрѣ приближенiя къ потолку и, перекрывая другъ друга, даютъ 4 лишнихъ опоры для восьмиугольнаго верха, что видно изъ прилагаемыхъ чертежей разрѣзовъ церкви. Образующiеся при этомъ 4 ниши, поднятыя въ углахъ наклонными потолками, способствуютъ усиленiю звука и служат для помѣщенiя мѣстныхъ образовъ. Купола крыты золочеными мѣдными пластинками (чешуями). Стекла окон цвѣтныя.
Церковь имѣетъ 2 входа; алтарный расположенъ такъ, что служитъ для одновременнаго пользованiя имъ священнику в алтарь, пѣвчимъ на клиросы и въ чрезвычайныхъ случаяхъ молящимся, минуя алтарь.
Расположенiе иконъ на иконостасѣ обыденное; на запрестольномъ образѣ написано Воскресенiе Христово; иконы, расположенныя въ нишахъ по сторонамъ амвона, изображаютъ Рождество Христово на южной сторонѣ и образъ Всѣхъ Святыхъ на сѣверной.
Кромѣ иконостаса, заказаннаго въ Рязани, и образовъ изъ Москвы, всѣ работы по возведенiю церкви исполнены мѣстными рабочими”.
Журнал "Зодчий" №2 за 1896 год. С сайта books.totalarch.com

“Храм наполнялся богомольцами”

Храм был рассчитан на 500 человек. У Африкана Богомолова есть так называемая летопись Спасо-Преображенского собора - несколько машинописных текстов. Он пишет, что люди не всегда вмещались в церковь и во время службы стояли на улице.
В воскресные и праздничные дни храм наполнялся богомольцами до тесноты, до давки, огромные толпы народы, не помещаясь в храме, стояли на улице под дождем и снегом, пронизываемые холодным ветром”, - писал Африкан Богомолов.
Алтарь и правый клирос церкви. Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru
При работе над книгой “Надеждинск православный” Игорю Фомичеву удалось найти мало свидетельств о внутреннем убранстве Всехсвятской церкви.
Стараниями прихожан церковь была благоустроена, о чем свидетельствовало внутреннее убранство храма. На пожертвования мирян приобрели колокол, металлические хоругви, образ Николая Чудотворца в серебряной позолоченной ризе, образ святого преподобного Серафима Саровского, потир (чаша из благородного металла для причащения), запрестольный крест, образ Казанской иконы Божьей Матери и т.д.”, - пишет историк в книге.
В фондах Серовского исторического музея хранится пленка, отснятая на рубеже XIX и XX веков. На ее кадрах можно увидеть Всехсвятскую церковь, снятую с разных ракурсов, кладбищенские кресты, на фоне стен церкви. Есть кадры и внутреннего убранства церкви. Но в отпечатанном виде в фондах музея есть два кадра. На одном запечатлена церковь снаружи, на втором - часть внутреннего убранства (алтарь и правый клирос).

Погост при церкви

В документах Всехсвятская церковь называется кладбищенской.
- Издревле такая традиция, что церковь должна находиться при кладбище. На территории Всехсвятской церкви было первое кладбище. Если стоять на старом вокзале лицом к путям, то справа будет железнодорожный, а слева агломерационный цеха металлургического завода. Церковь находилась ближе к железнодорожному цеху, а погост тянулся между территориями агломерационного и железнодорожного цехов, - говорит Игорь Алексеевич.
Сегодня от церкви и погоста не осталось и следа. На их месте расположены железнодорожные пути.
- В свое время у нас была учительница Агния Евгеньевна Коновалова, она работала в 20-й школе, была директором в 23-й школе. К сожалению, она уже ушла из жизни. Агния Евгеньевна  родилась в 1919 году в нашем поселке и хорошо помнила 20-е годы, времена НЭПа, Надеждинск 30-х годов. Она помнила этот погост. Он действовал до начала 30-х годов, когда на месте, где сейчас Советский поселок, начали разрабатывать новый погост. В 1914 году, во время Первой Мировой войны, там уже отводили место для пленных, умерших на территории Богословского горного округа - 304 человека. Новый погост стал осваиваться по мере увеличения населенного пункта, - говорит историк-краевед. 
Во время реконструкции завода остатки кладбища были сровнены с землей. А Всехсвятская церковь к тому времени... сгорела.
Новый погост тоже уже давно не действует. На его месте сейчас стоят дома Советского поселка. О том, что в этой земле лежат останки людей, напоминают лишь остатки памятника, установленного захороненным военнопленным. Памятник расположен на территории одного из частных домовладений. 
- Это памятник в свое время хотели выгородить с территории домовладения, но куда? И на это нужны деньги. А хозяева участка что с ним сделают? Этот памятник пытались снести - никак. Видимо, бетон до такой степени глубоко уходит, что без спецтехники его не взять, - отмечает Игорь Фомичев.

Цеховые праздники

Всехсвятская церковь упоминается в книге “Приходы и церкви Екатеринбургской епархии”, изданной в 1902 году, где также говорится о сборе средств на строительство каменного храма - Спасо-Преображенского собора:
Храм деревянный, однопрестольный; выстроен и снабжен церковной утварью на средства владельцев завода г.г. Половцевых. В настоящее время прихожанами собираются средства на построение другого храма, каменного; для этой цели прихожанами жертвуется 1% из заработной платы”.
В книге упоминается, что причту (церковным служащим) в Надеждинском поселке платили жалованье - 900 рублей. Средства эти выделяло местное заводоуправление. Также церковнослужителям выделялись квартиры. 
Надеждинскими прихожанами, кроме обычных церковных праздников, устраиваются еще особые общественные моления в так называемые цеховые праздники. Прокатный цех празднует день Казанской иконы Божией Матери 22 октября. Мартеновский цех празднует дни памяти Святителя Николая 9 мая и 6 декабря. 9 мая празднует еще доменный, механический и железнодорожный цехи и пожарная. Доменный цех еще празднует день Пророка Божия Илии, огнеупорный цех празднует день Успения Божией Матери и вокзал празднует день св. праведного Симеона, Верхотурского Чудотворца (12 сентября). Во все означенные дни известный цех служит общественный молебен с водосвятием, причем все люди и здания окропляются святою водою; 17 сентября совершается крестный ход вокруг всего завода”, - сказано в книге “Приходы и церкви Екатеринбургской епархии”.

“Божіе наказаніе посетившее Надеждинскъ”

Вечер 4 июня 1908 года стал роковым для Всехсвятской церкви. Пожар уничтожил ее. В огне даже расплавились колокола. В издании “Екатеринбургскиiя епархiальныя вѣдомости” от 15 июня 1908 года приводятся воспоминания о пожаре священника Николая Любомудрова, служившего в Надеждинске. 
“4 Іюня въ 7 часовъ вечера произошелъ пожаръ во Всѣхсвятской церкви Надеждинскаго завода. Пламя со страшной силой прорвалось чрезъ окна и быстро охватило кругомъ деревянное, выкрашенное масляной краской, зданіе. Первымъ извѣстилъ о несчастіи церковный колоколъ, хотя церковь была уже объята кругомъ пламенемъ, а колоколъ все еще звонилъ, — это сторожъ звонилъ изъ сторожки на оградѣ, благодаря проведенной проволокѣ къ колоколу. Это тотъ колоколъ, который нзвѣщалъ обычно въ будни о началѣ богослуженія, онъ же извѣетилъ о карѣ Божіей.
Когда открыли двери храма, то хлынула волна огня и охватила крыльцо. Тѣмъ временемъ сильиѣйшая струя пламени снизу изнутри взошла на колокольню. Большой висищій въ срединѣ колоколъ скоро поддался дѣйствію огня, сперва отплавилась нижняя часть, а потомъ и весь растопился, замѣтно закапали и другія мелкія колокола. Колокольня наклонилась и съ трескомъ падаетъ въ ограду. Еще мгновенье — рушится главный куполъ во внутрь храма. Чрезъ З часа на мѣстѣ художественнаго храма осталась лишь груда обгорѣвшихъ бревенъ и мусора со слитками мѣди отъ расплавившихся колоколовъ.
Вся утварь церковная, ризница, библіотека и архивъ погибли. По счастливой случайности сохранились въ квартирѣ у меня метрики за всѣ года (1897 - 1906 г.), кромѣ 1907 г., обыскъ брачный и требный узелъ.
Нельзя безъ слезъ вспомнить о бушующемъ пламени въ св. алтарѣ, гдѣ 2 часа тому  назадъ, стоялъ я предъ св. престоломъ (во время всенощной). Я видѣлъ сквозь пламя въ окнахъ, какъ всепожирающая стихія поѣдала св. престолъ. Видѣлъ, какъ растапливалась серебряная дарохранительница со св. дарами, какъ бы совершалась всеочистительная жертва Христова о нашихъ грѣхахъ.

Божіе наказаніе посетившее Надеждинскъ, тяжелымъ бременемъ легло на мѣстномъ причтѣ и народѣ. Читающій эти слабыя строки пусть помолится Господу о насъ грѣшныхъ”.

Церковь подожгли?

Точная причина пожара в церкви - неизвестна. Но Игорь Фомичев склоняется к версии, что храм попросту подожгли.
- Когда в годы первой русской революции начались разногласия между определенной частью рабочих и администрацией предприятия, естественно, священник призывал к законопослушанию. И некоторые это воспринимали как хулу - священники защищают администрацию, - говорит Игорь Алексеевич. - Появились кощунственные выходки в отношении священников - курение в храме, во время венчания учудили драку, появились оскорбления в адрес священника, неуважение… Священники, конечно, делали замечания. А тут Богомолову дегтем ворота измазали и выбили у дома стекла. Естественно, после такого человек не мог здесь оставаться, он отказался служить в нашем храме и на время уехал из поселка.
Отец Африкан Богомолов руководил дейтельностью православного прихода в Надеждинске с 1903 года. ФОто с официального сайте администрации Серовского городского округа
О событиях тех лет писал отец Африкан Богомолов:
Чем больше развивалось движение, тем больше понижалась религиозная настроенность, особенно в 1906 году, когда появилась на сцене кощунственные выходки (неснимание шапок перед религиозными процессиями, курение в храме табаку и даже драки). <...> В начале 1907 г. в храме во время бракосочетания разодрались два пьяных хулигана, чем остановили совершение таинства. Свящ. А.Б. приказал их вывести и отправить в полицию. На следующую ночь ему в третий раз были выбиты стекла в окнах. Эти единичные факты достойны внимания потому, что население не протестовало против действий хулиганов и этим ободрило их и позволяло им быть более дерзкими”. 
- Храм подожгли в отместку произошедшим событиям. У нас была бесплатная баня - за баню стали взимать деньги. Строевой лес был за счет предприятия - тоже перестали оплачивать. Я уже не говорю о том, что сократилась заработная плата и начались небольшие увольнения с предприятия, - говорит Игорь Фомичев. - Люди - разные. Негодование вылилось не только на священников, но и на само здание. Думаю, что был поджог. Просто так, от свечи, даже деревянное здание загореться не могло. Если говорить о технике пожарной безопасности, думаю, что священники ее соблюдали. Священник Любомудров был свидетелем этих событий и за несколько часов до событий служил в храме - и ничто не предвещало, не было ни гари, ничего.
После пожара религиозность местного населения… начала расти. Об этом говорится в воспоминаниях Африкана Богомолова:
С 1908 года, когда завод был вновь пущен в действие и из среды рабочих тысячи, представлявших наиболее вредные элементы, были выселены даже из округа, когда сгорела Всехсвятская церковь, на пожар которой многие взглянули как на гнев Божий и очистительную жертву, религиозность населения начала хотя и медленно, но неуклонно подниматься, а вместе с тем изменилось и отношение к духовенству”. 
- Как пишет батюшка, после того, как это все случилось, определенная часть людей все же одумалась, восприняв пожар как Божью кару. Побыстрее стали строить Спасо-Преображенский собор и в уже недостроенном начали служить службы. Все же большинство населения было богобоязненное, - отмечает краевед. - Как говорила моя прабабушка, остаться без священника было страшно. Рождался человек, куда шли? В церковь. Умирал человек, куда шли? В церковь. Человек жил под эгидой церкви. Праздники были практически только религиозные. Люди были православные, кто-то строго соблюдал посты, отмечал праздники, кто-то это делал в меру, но все они шли в церковь. И видеть, что с церковью случилось, и, как говорят, Господь оставил… Это было страшно. Вера зиждилась на традициях, традициях семьи - отец жил с иконами, сын, дед, прадед. Степень религиозности - это уже другое дело, но в доме иконы были.
После пожара на месте церкви воздвигли каменную часовню, которую в 1916 году преобразовали в церковь во имя Всех Святых. Часовню-храм хотели расширить до полноценной церкви, об этом говорится в публикации “Новый Домъ Божій” в №39 “Екатеринбургскиiя епархiальныя вѣдомости” от 25 сентября 1916 года:
“Сразу после пожара на местѣ сгоревшей церкви была выстроена небольшая часовня, которая и стала ныне церковью. Однако, новоосвященный храмъ - лишь временный: существуетъ предположеніе, и уже составленъ, архитектурный проектъ расширить миніатюрную часовню-храмъ до размѣровъ прежней церкви, ставшей жертвой огня. Между прочимъ, будущій храмъ - согласно предположенію - будетъ именоваться храмомъ - памятникомъ, воиновъ, павшхъ въ нынѣшнюю войну”.
В 1929 году здание церкви отдали под общежитие меттехникума, а в середине 30-х годов, при реконструкции завода, уничтожили.

Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных