Серов
9 °C
$58,10
56,48
Присоединяйтесь к нам:

Симеоновская церковь в Филькино: построена в память спасения Царской семьи, закрыта в годы репрессий

Симеоновская церковь в Филькино: построена в память спасения Царской семьи, закрыта в годы репрессий
Симеоновская церковь в селе Филькино была заложена в 1888 году, как часовня. Этот снимок датирован 1895 годом. Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru

В 2019 году на въезде в село Филькино установили стелу с названием населенного пункта, официальной датой его основания и изображением церкви. В наши дни церкви в селе нет. Она была закрыта более 80 лет назад, а от здания не осталось и следа.

По данным историка-краеведа, заведующего историческим отделом Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Игоря Фомичева, филькинская церковь была заложена в 1888 году - на средства местной общины.
– Все культовые здания, которые были на территории населенных пунктов, как правило, строились на средства населения, проживавшего на этой земле. У церкви не было таких средств, чтобы строить культовые здания, – отмечает Игорь Алексеевич. – Отец Лавринов, активно занимавшийся историей Екатеринбургской епархии, к которой тогда относилось и Филькино, подтвердил эту дату – в 1888 году на средства местной общины в Филькино была заложена часовня. Со временем часовня разрасталась, пристраивались новые помещения.  
Фомичев отмечает, что в Филькино жили люди далеко не бедные. И они могли построить здание церкви.
– Часовня, церковь в населенном пункте воспринималась как оберег. Люди были сугубо верующие, по возможности они собирали деньги и возводили культовые сооружения – это была традиция. Тем более, что здесь преобладало русскоязычное население, хоть и пришлое. Храмов других конфессий в Филькино, по-моему, не было, – говорит историк-краевед. 
Игорь Алексеевич отмечает, что после постройки церкви, церковные власти назначали туда священника: 
– Но абы куда священник не поедет – для него должно быть жилье. Поэтому рядом с церковью изначально закладывали дом для священника и его семьи. Эта традиция сохранилась до сих пор, если мы посмотрим на нашу Пророко-Ильинскую церковь - рядом с церковью находится дом, где живет священник. Эта традиция сохранялась долгое время. Во-первых, священнику сподручнее жить рядом. Во-вторых, он не может жить один – священники люди женатые, которые имеют семью. Монахи – это другое. Человек, который не принял постриг, служит в миру. Даже если он имеет священный сан, он имеет право на семью.
Филькино и местная церковь упоминаются в книге “Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии”, изданной в 1902 году. 
В книге говорится, что в 40 верстах от Турьинских рудников находится "деревня Филькина". Деревня указана среди населенных пунктов с наиболее значительным населением. Тогда там было 30 дворов и 150 жителей. В деревне работала земская школа и была часовня.
“въ д. Филькиной, деревянная, устроенная въ память чудеснаго спасенiя Царской семьи 17 октября 1888 г. и освященная во имя св. правед. Сумеона Верхотурскаго”, – сказано в книге.

Освятили в честь местного святого

Игорь Фомичев говорит, что есть несколько причин, по которым часовню освятили в честь Симеона Верхотурского, Симеона Праведного. 
– У нас не так много святых. Считалось, что любой святой, в том числе Симеон Праведный, является покровителем убогих, сирых и так далее, является заступником. Если мы посмотрим по нашим церквям, то один из пределов Спасо-Преображенского собора, который взорвали в 1931 году, был освящен в честь Симеона Верхотурского. Местный святой должен помогать населению. По православным канонам считается, что это облегчает жизнь, – отмечает Игорь Алексеевич. 
По мнению Игоря Алексеевича, существует еще одно неписанное правило:
– В местных церквях во время службы обязаны упоминать архиерея, митрополита, патриарха – священник упоминает свое начальство. И было неписанное правило, коль скоро это есть, и если есть на территории святой, то некоторые, вновь открывшиеся храмы, должны носить его имя. Это делалось в неких “рекламных” целях, чтобы обеспечить приток православного люда. 

Когда образовано Филькино?

Стелу на въезде в Филькино поставили в 2019 году. За 80 лет до этого, изображенная на ней церковь была закрыта. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
На стеле, установленной на въезде в Филькино, стоит дата основания населенного пункта – 1734 год. Она вызывает сомнение у Игоря Фомичева.
– В недавнем прошлом говорили, что Филькино – самый древний населенный пункт нашего городского округа. Ссылались на мифическую карту 1730-х годов, на которой якобы стоит дата и написано “Филькино”. Но в перечне населенных пунктов, которые были на территории нашего региона в XVIII веке, Филькино не упоминается. Михаил Сергеевич Бессонов, который активно занимается XVIII веком северного Урала, тоже не встречал этой даты - в принципе, – говорит Игорь Алексеевич.
По словам Фомичева, Филькино было образовано как зимовье жителей Турьинских рудников (ныне - Краснотурьинск).
– Также у нас возникли другие хутора-починки – Вятчино, Медянкино и так далее. В одном жили охотники, в другом – люди, которые занимались заготовкой сена. Филькино – одно из таких зимовий, – говорит историк-краевед. – Склоняюсь к тому, что все же этот населенный пункт возник в 20-х года XIX века. Да, было несколько домишек – 5-6 дворов. Но когда возникает населенный пункт и он начинает развиваться, как правило, там появляется церковь. Жизнь человека того времени, в основном, шла вокруг церкви: человек рождался – шли в церковь; крестился, женился, умирал – шли в церковь. Батюшка, священник был для людей истиной в последней инстанции.  
По такому же пути шло и развитие Филькино. 
– Видим, что окрепнув, селение поставило вопрос и о часовне. Понятно, что на церковь средств просто не хватило. И батюшку, может, не сразу нашли. Чтобы пригласить священника, нужно иметь определенные средства. Подозреваю, что процесс растянулся на 5-7 лет. И требы выполняли священники Турьинских рудников. Уже потом нашелся батюшка. Непросто найти человека в такую глухую местность. В глухих селениях, как правило, начинали служить молодые священники, которые пока не имели семьи. 
Священника, который на постоянной основе мог окормлять население Филькино, нашли к 1902 году. Только с появлением священника на постоянной основе, часовню преобразовали в церковь. 
– Преобразовать – это не просто добавить какое-то количество бревен в здание и так далее. Нужно найти священника, который, поселившись в населенном пункте, будет служить в этом заведении на постоянной основе. Когда такой человек появляется, сначала обращаются к благочинному, который курирует кадровые вопросы, он дает добро, потом обращаются в епархию – это ставка, которая должна быть закреплена Екатеринбургской епархией, – объясняет Игорь Алексеевич. 

Религия и образование

В 1892 году местное население ходатайствовало перед Верхотурским уездным земством об открытии в Филькино начального училища. Кров образовательному учреждению дала часовня.
– Община брала на себя обязательство, что найдет помещение. А где можно было найти более-менее подходящее помещение, как не в здании часовни? – говорит Игорь Фомичев. – Земство всегда шло навстречу населенным пунктам, жители которых брали на себя постройку здания и так далее. Здание для училища и квартиру для учителя в случае Филькино должно было подготовить местное население. Люди решили не строить для учебного заведения специальное здание, а открыть начальную школу в здании часовни. 
В здании церкви располагалось земское начальное училище. Снимок датирован 1895 годом. Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru
К развитию образования в Филькино приложил руку известный в то время купец и меценат Александр Иванович Шадрин.
– Как сегодня говорят, из принципа помощи малообеспеченному населению, Александр Иванович, имевший торговые лавки в Филькино, помогал начальному училищу, – рассказывает Игорь Фомичев. – Его стараниями, коль скоро он был избран попечителем учебного заведения, для училища было выхлопотано второе помещение. Шадрин хлопотал перед епархиальным архиереем.  
Позже Шадрин передаст функции попечителя филькинского одноклассного земского училища горному инженеру Будиловичу, который в 1910 году заведовал филькинским углежжением. В 1918-1919 годах, в период пребывания “белых” в Надеждинске, Будилович будет директором металлургического завода. 
– В попечители выбирали не абы кого, а человека, который имел возможность оказывать материальную помощь училищу, начальной школе, – отмечает историк. 
В отдельное здание школа переехала лишь в 1917 году. Хотя о строительстве здания для нее задумались еще к началу 1913 года.
– Во-первых, увеличилось количество учащихся. Во-вторых, возросла численность православной общины. В часовне стало тесновато. Тогда общество и задумалось о самостоятельном здании, – рассказывает Игорь Фомичев. – Средства собирались, но время ввода здания в строй затянулось. Началась Первая мировая война, было уже как-то не до этого. Земельный участок выделили, очень долго стоял сруб. С 1913 по 1917 годы под нужды школы земство арендовало отдельный дом. А к 1917 году удалось решить все вопросы и школа получила отдельное здание. 

“Дело церковников”

Церковь в Филькино работала до 30-х годов XX века. Дальнейшая судьба культового учреждения напрямую связана с антирелигиозной политикой, проводимой СССР. На Урале шла кампания по закрытию храмов и мечетей.  
– В 1937 году местными органами НКВД было сфабриковано дело так называемых “церковников”. Позже был пересмотре этого дела и в качестве обвиняемых привлекали уже тех людей, которые вели это дело – с них спрашивали, как это начиналось, почему это начиналось. И этой проверкой было установлено, что дело сфабриковали, почему и кто это дело затеял... Люди по этому делу были реабилитированы, – рассказывает историк. 

В Государственном архиве административных органов Свердловской области Игорь Фомичев нашел обзорную справку по “делу церковников”. Справку составил оперуполномоченный НКВД, сержант Кулаков.
Произведенным расследованием установлено, что в Надеждинском районе существовала контрреволюционная организация, руководимая Свердловским митрополитом Трубиным, епископами Савельевым и Бородулиным, участниками областного повстанческого центра. На территории Надеждинского района бывший священник Турьинской церкви Петров Ювеналий Иванович создал ряд ячеек в Турьинских Рудниках, Богословске, Надеждинске, Филькино, руководителями которых были священники и трудпоселенцы. В состав организации входили церковники, сектанты, бывшие белогвардейские офицеры, эсеры, меньшевики, трудпоселенцы, находящиеся в ссылке. Контрреволюционная организация ставила своей задачей вести среди населения широкую контрреволюционную пропаганду с целью дискредитации советского строя, руководителей партии и Советского правительства, используя для этой цели всякого рода затруднения в стране, чтобы подготовить асоциальные и контрреволюционные элементы к восстанию”, – говорилось в справке.
В расследовании дела, по данным Фомичева, принимали участие начальник ГО НКВД Катков, следователи Кулаков, Юдин, Смирнов.
По данному делу были арестованы и осуждены (статья 58 УК РСФСР) 22 человека, 3 из которых имели непосредственное отношение к филькинской церкви – Александр Шистеров, Николай Денисов, Нестор Пехтерев. Шистеров и Денисов были расстреляны 10 декабря 1937 года. Пехтерева приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Их биографии Игорь Фомичев также нашел в Государственном архиве административных органов региона.
Шистеров Александр Матвеевич родился в 1890 году в Кунгуре. Окончил городское училище и педагогические курсы. Работал в Ачитской школе. В 1908 году выслан на год в Уфу за хранение революционной литературы. В 1915-1917 годах служил в царской армии. После демобилизации в 1918 году приехал в село Михино Кунгурского уезда, где служил псаломщиком в местной церкви. В том же году, во время антибольшевистского восстания, командовал отрядом восставших. После поражения восстания уехал в Челябинск, поступил в 41-й Уральский полк Белой армии, был командиром взвода, участвовал в боях против Красной армии. В декабре 1919 года арестован Пермской ГубЧК, как участник Медянского восстания. В 1920 году приговорен к 3 годам концлагеря. В 1922 году, после того как дело Шистерова вновь было принято в производство, Александра Матвеевича приговорили уже к 5 годам заключения. В 1923 году был освобожден досрочно, в том же году был рукоположен в сан священника. В 1934 году, после образования обновленческой общины в Филькино, был направлен на службу в Симеоновскую церковь. 20 октября 1937 года был арестован. Обвинялся в участии в Надеждинской контрреволюционной повстанческой организации.
Денисов Николай Яковлевич родился в 1903 году в Верхотурье. Окончил городское училище. После революции – пономарь в одной из верхотурских церквей. С 1927 года – священник. В 1929 году в административном порядке отбывал 6 месяцев принудительных работ на лесозаготовках. С 1930 года жил в Надеждинске, служил священником в Симеоновской церкви села Филькино. Арестован 20 октября 1937 года. Обвинялся в активном участии в контрреволюционной организации в Надеждинском районе. Священнику вменялось, что он поддерживал связи с руководителями ячеек, группировал вокруг себя контрреволюционные элементы, главным образом из числа трудпоселенцев, среди которых проводил контрреволюционную пропаганду, привлекая их на свою сторону. В целях контрреволюционной пропаганды использовал церковный приход, где под видом проповеди вел антисоветскую агитацию, направленную на дискредитацию руководства компартии и Советского правительства, говорил, что коммунисты тиранят народ, сажают в тюрьмы, ссылают безвинных людей, которые страдают в ссылке.
Пехтерев Нестор Степанович родился в 1867 году в селе Хващенко Екатеринославской губернии. Окончил два класса церковно-приходской школы. Бывший священник. В 1931 году был выслан в Оренбург. С 1935 года жил в Филькино. К моменту ареста служил сторожем в церкви. Арестован 20 ноября 1937 года. Обвинялся в активном участии в контрреволюционной организации – якобы выявлял настроения в Надеждинске, о чем докладывал руководству организации. Во время проводимых нелегальных сборищ и совещаний в филькинской церкви, сообщалось в материалах, Нестор Пехтерев дежурил около здания, чтобы не допустить провала.
В 30-е годы церковь в селе Филькино осталась без священника. Официально она была закрыта в 1939 году.
– Если не было священника, здание закрывалось и опечатывалось. Закрывали здание или органы НКВД, для чего должно быть официальное предписание, либо местные власти, либо власти духовного округа. Здание филькинской церкви опечатали. После ареста священника оно какое-то время пустовало. Служба не может идти без священника. Власти решили, а чего зданию пустовать? Решили использовать по надобности. Большинство культовых зданий использовали как складские помещения, – говорит Игорь Фомичев.
Дальнейшая судьба здания церкви доподлинно неизвестна. Сгорело оно или было разобрано, сказать трудно.

Судьба церковной утвари

Вопрос, связанный с закрытием церкви в селе Филькино, на который до сих пор не дан ответ – куда делась церковная утварь? Историк-краевед отмечает, что постановления об изъятии церковной утвари не было.
– Официально постановление об изъятии православного реквизита выпускалось в том случае, когда выносилось постановление о закрытии храма. В таком случае приходил представитель государственной власти – как правило, представители горсовета и органов НКВД. Изъятие происходило в присутствии святых отцов, Игорь Фомичев рассказывает о процедуре закрытия храмов. – Когда в 1939 году филькинскую церковь закрыли, утварь оттуда изъяли. Склад не мог находиться перед святым ликом и тому подобное. Как бы там ни было, подобных вещей старались не допускать. Да и богохульство было не в чести. Поэтому утварь убрали, а купола сняли.
Есть несколько версий о том, что дальше случилось с церковной утварью. 
– Одна из легенд гласит, что утварь передала в Екатеринбургскую епархию бывшая староста церковного хора филькинской церкви. Но кроме легенды нет ничего, что подтверждает эту версию – ни фамилий, ни описи, ничего, – констатирует факт Игорь Алексеевич. – Вторая легенда. Приехали люди из городского совета, описали имущество, забрали, погрузили, а куда увезли - никто не знает. Какая из этих легенд верная, сказать сложно.
Игорь Фомичев считает, что утварь, после закрытия церкви, могли раздать прихожанам. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Сам историк склоняется к третьей версии – церковную утварь могли раздать прихожанам.
– Думаю, что после того, как церковь закрыли, некоторые иконы раздали местному населению. Они не представляли никакой художественной ценности. Люди взяли их на хранение. Кто их за это осудит? Никто, – говорит Игорь Алексеевич.
В пользу этой версии говорит и то, что в филькинской церкви не было утвари, которая представляла бы высокую материальную ценность.
– В 1922 году, когда пытались помочь голодающим Поволжья и церковные ценности описывались, в филькинской церкви таких не было. В Спасо-Преображенском соборе в Надеждинске были, а в Филькино – не было. Там не было икон, оклады которых были бы в серебре. Оклады там были не из драгоценного металла, который можно было бы использовать в качестве “разменной монеты”. Может еще это спасло церковь, ведь в 20-е годы некоторые пытались и грабить храмы. Но в Филькино ничего подобного не было, – отмечает Фомичев.  

Закрытие церквей и “оттепель”

К 1939 году на севере нынешней Свердловской области были закрыты практически все храмы. Оставалась только кладбищенская церковь в Верхотурье. 
– Она действовала до 1940 года. По необходимости люди ездили туда. Ни в Турьинских рудниках (Краснотурьинск), ни в Богословске (Карпинск) действующих церквей уже не было – их закрыли, – рассказывает Игорь Алексеевич. 
Первую церковь после гонений открыли лишь в 1944 году. Это была церковь во имя Казанской иконы Божией Матери на территории погоста в Карпинске.
– Это произошло после того, как в 1943 году церковное руководство встретилось со Сталиным. Тогда на местах стали открывать храмы, – говорит Фомичев.
В 1947 году по просьбе местной общины в Серове был открыт Пророко-Ильинский молитвенный дом. 
– Там активную роль играла тетушка Александра. Почему Пророко-Ильинский? Потому что епископ, который приезжал сюда и открывал молитвенный дом, привез икону пророка Ильи. Эта икона написана, по-моему, в 20-е годы прошлого века, - говорит историк-краевед.
Таким образом, на территории нынешнего Серовского городского округа с 1939 года (закрытие филькинской церкви) по 1947 год (открытие молитвенного дома) действующих культовых учреждений не было. А Симеоновская церковь в селе Филькино оставалась единственной работающей в период с 1931 года (взрыв Спасо-Преображенского собора) до официального закрытия в 1939 году.
– Священники и население Филькино сохранили верность патриаршему престолу, несмотря на все нововведения и попытки реформирования церкви. Они были противниками обновленческого движения в церкви, – резюмирует Игорь Фомичев.

Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных