Философия «вируса». Часть 1
Философия «вируса». Часть 2
Философия «вируса». Часть 3
Философия «вируса». Часть 4
Философия «вируса». Часть 5
Как очеловечить этот мир?
Ситуация с пандемией заставила говорить о ценности человеческой жизни, о заботе о старшем поколении, о необходимости взаимопомощи и солидарности. Представляется, что значимость этой темы связана не только с вирусом, но и с осознаваемой людьми проблемой недостатка «человечности» в мире.
Слишком явно проявляются такие пороки как алчность, эгоизм, пренебрежение интересами общества – взять хотя бы, к примеру , возникающие раз за разом темы коррупции, опасных подделок лекарств и продуктов, распространения наркотиков в среде молодёжи…. Вирус бесчеловечности тоже имеет пандемический характер.
А отсюда возникают и вопросы: «А можно ли вообще очеловечить этот мир?» и «Какой вклад я могу внести в очеловечивание этого мира?».
То, что люди пытаются за всё время своей сознательной истории одухотворить (очеловечить) этот мир, - несомненно. Несомненно и то, что кое-что удалось, – мы ушли из времени дикости, людоедства, рабства, явного геноцида… Несомненно и то, что этот процесс не является постоянным и необратимым, – достаточно вспомнить варварство и беспримерное унижение образа человека, проявленное фашистами и их приспешниками во второй мировой войне.
Почему жизнь «по совести» не получается?
Зачатки человеческой нравственности коренятся в животной природе – и зверь защищает своё потомство, и зверь сражается за своё стадо, и зверь делится добычей со стаей. Однако ж человек вооружён разумом и благодаря разуму он неизмеримо расширил поле нравственного поведения: помогай любому слабому, работай на пользу многим другим, защищай Родину… Но нравственные идеалы надо не только осознавать, но и делать действенными, работающими в реальной жизни. Идеалы не существуют сами по себе – все мы, смертные, должны заново совершать УСИЛИЕ для утверждения идеалов в своём поколении, иначе зло не то что не исчезнет, а приумножится и распространится в будущих поколениях. Попытки утвердить в человеке высокие нравственные идеалы массовым порядком (посредством религий, идеологий) приводили только к угнетению персональной совести - насильственным добром не подвигнуть человека на борьбу за «себя лучшего». И, значит, каждому надо начинать с себя – искать в себе Человека и возвышать «Человека в себе».
А делать это можно только с помощью разума – мыслить! Мыслить – значит входить в состояние, характеризующееся длительным напряжением интеллекта, полнотой чувств, сосредоточением на объекте размышления.
Для мышления нужны спокойствие и одиночество хотя бы на какое-нибудь время. Как этого достигнуть в существующей суете, как избавиться от «облучения» готовыми выводами разного рода авторитетов, «экспертов», которых развелось видимо-невидимо на телевидении и в интернете? Самое страшное – это то, что мы принимаем все эти телефантазии и эмоции с ними связанные за мышление! Это своеобразное «мышление на бегу», глотание уже полупережёванного кем-то другим, причём, нам подсовывают, как правило, то, что нам нравится (как «Кити-кэт» в рекламе)… Мышление не может находиться только в поле «Мне нравится!». «Личность есть боль. Героическая борьба за реализацию личности в себе болезненна. Можно избежать боли, отказавшись от личности. И человек слишком часто это делает.», - писал Н. Бердяев сто лет назад.
Наверное, самое точное разделение людей в этом мире – это деление на две группы: тех, кто строг и требователен к себе самому, берёт на себя долг по передаче нравственной эстафеты (а нам, наследникам победителей, есть от кого её принимать) и тех, кто снисходителен к себе, полностью доволен собой, живёт без усилий и плывёт по течению. Если в обществе будут преобладать «долампочники» и «пофигисты», то рассчитывать на увеличение добра в мире не приходится.
А отсюда и ответ на вопрос, как очеловечить этот мир и бороться с вирусом бесчеловечности: нужно «приходить в сознание», нужно выполнять свой человеческий долг – думать о «человеке в себе», а не оплакивать и осмеивать его, как это стало модным в масс-культуре.
Приходить в сознание – значит ставить перед собой предельные вопросы. Раз я смертен (а коронавирус всем об этом напомнил), то как я предпочитаю умирать? В роскоши или в согласии со своей совестью? Быть похороненным в фаянсовом гробу под огромным памятником или быть похороненным в сердце близких и далёких людей? К чему и кому я в этом мире нежен, несмотря на все обиды и несправедливости мне причинённые? Отсутствие нежности по отношению к кому-то или чему-то – тревожный симптом духовной деградации.
Искать в себе Человека – значит постоянно думать «про себя», оценивать свои намерения , действия, отношения с людьми, то есть рефлексировать. Уделяем ли мы достаточно времени такой рефлексии? Задумываемся ли перед сном о прожитом дне и своём житии, или, утомлённые сериалом, шараханьем по интернету, бездумно заваливаемся спать (в несокрушимой уверенности, что завтра проснёмся и будем жить вечно)?
В стародавние времена практически каждый, от мала до велика, творил вечернюю молитву и хоть как – то осознавал свои прегрешения и настраивался на исправление в себе плохого (греховного) человека. Я вовсе не призываю начинать молиться Богу (дело веры – личное дело каждого), но нужно как-то утверждать у себя привычку «МОЛения» - МОЛвить честное слово к себе самому. Многие «старые привычки» уходят – ведение дневника, беседы по душам, разговоры с ребёнком перед сном… , а потом мы удивляемся чёрстводушию, сетуем на бессовестность и несознательность. Так оно и есть, ибо нравственное сознание не может быть «загружено», в него (сознание) каждый приходит сам через «многия тернии».
Нельзя передоверять свою «человечность» школе, церкви, «самой справедливой» партии, «единственно верной» идеологии, самым несокрушимым авторитетам. За неё надо вести сражение - и никогда не поздно возвыситься над собой прежним. В одной из больниц весь медицинский персонал склонил голову перед 11-летним мальчиком, который умер от неоперабельного рака мозга. Незадолго до смерти он попросил мать разрешить пожертвовать его внутренние органы людям, которые в них нуждаются. Его последними словами были: «В мире столько прекрасных людей, каждый день делающих добро. Я хочу быть одним из них».
Песня мечтателя.