Побывав на десяти фестивалях двух последних лет, стал задаваться вопросом: «А не гробим ли мы бардовскую (поэтическую) песню «фестивалями», друзья?»
Конкретизирую вопрос.
1.Проводятся ли они действительно с целью выявления «думающих людей», умеющих выражать свои мысли не громко и не экстравагантно? Ведь авторская песня живёт не сама по себе, она живёт через авторов, которые приняли эстафету у основоположников жанра. В положениях все написано красиво, а вот в реальности организаторы зачастую руководствуются совсем другими мотивами: развлечься самим, развлечь публику, добиться популярности … В чем это выражается? В отсутствии серьезной подготовительной работы перед фестивалем, в ходе которой выявлялись бы потенциальные авторы, проводились бы предварительная экспертиза текстов, предварительная прослушка некоего массива песен каждого автора (об исполнителях речь здесь не идет), формирование рекомендаций ( все это возможно в век интернета). Без этого фестивали становятся лишь концертами, сформированными наспех: нет преддействия, нет и доброго последействия – провели, галочку поставили и забыли. Отсюда и отсутствие творческого подхода в организации: все сводится к «прослушка – конкурсный концерт». А могли бы быть: бард – дуэль, тематический калейдоскоп, сочинение мелодий по заданному поэтическому тексту, поэтический баттл…
2.Нужны ли вообще «гран-при», «лауреаты», «дипломанты»?
Каковы шансы у «думающего человека», сочинившего глубокую, но не звучную вещь, перед лицом горластого поп/блюз/шансон –сочинителя, перед профессиональным музыкантом, певцом? Мне кажется, что нужно оценивать не человека, а произведения, например: «лучшая авторская песня философского/лирического/юмористического характера», «лучшая авторская песня для детей/ о малой родине/ о защите природы/ о войне и т.п. Разнообразные номинации стимулировали бы авторов к сочинению и совершенствованию конкретных текстов (преддействие), позволяли бы проводить на фестивале целевые творческие мастерские и концерты, анализировать состояние дел, работать на будущий фестиваль (последействие!).
Предвижу возражения: «Нужно, чтобы качество исполнения росло!» Но ведь «качество исполнения» не является первостепенной задачей, главная задача - сбережение и развитие самой сути бардовской песни: сочинение умных (интеллигентных, культурных, актуальных) произведений, а не попсы и китча. Да и «качество исполнения» бардовской песни (где важна интонация, где важны паузы, возможен шёпот…) часто подменяется «качеством подачи»: максимум звука, энергичное жваканье по гитаре, кривляние на сцене и т.п. Для «качественного исполнения» есть концерты, а фестиваль, как средство сбережения жанра, – это другое. И правильно ли вообще, чтобы «качество» авторской песни (исполнители – дело другое) оценивалось только некими «гуру» в жюри? А может быть это лучше сделает сам автор, другие авторы, слушатели? Нужно думать и искать! Ясно одно: по накатанной колее ехать легче, только вот приедешь туда, куда она ведёт. В нашем случае – в ещё большее бескультурье. Культурная эстафета иссякает, золотой запас культуры (авторская песня) уходит в пыль повседневности… Нам это нужно?
3.И самый главный вопрос: кому это нужно? Это нужно тем людям, которые ставят интересы культуры народа (а бардовская песня – самая демократичная часть культуры) выше личных амбиций, пристрастий, выгод. Этим людям критика не страшна, они не играют в обидки, ибо им «за державу обидно».
Александр Бушуев, г. Серов