О бардовской песне замолвите слово…

895
О бардовской песне замолвите слово…
Фото: архив "Глобуса"

Для начала давайте вспомним, что ли, стихотворение Эдуарда Багрицкого, на слова которого Виктор Берковский сочинил песню «Контрабандисты»… 

По рыбам, по звездам 
Проносит шаланду.
Три грека в Одессу 
Везут контрабанду.
Над правым бортом, 
Что над пропастью вырос -
Янаки, Ставраки, 
Папа Сатырос.
А ветер как гикнет, 
Как мимо просвищет,
Как двинет барашком 
Под звонкое днище,
Чтоб гвозди звенели, 
Чтоб мачта гудела:
- Доброе дело! 
Хорошее дело!
Ай, греческий парус! 
Ай, Черное море!
Черное море,
Черное море!..
Вор на воре!
Двенадцатый час – 
Осторожное время.
Три пограничника, 
Ветер и темень.
Три пограничника, 
Шестеро глаз-
Шестеро глаз 
Да моторный баркас...
Три пограничника! 
Вор на дозоре!
Бросьте баркас 
В басурманское море,
Чтобы волна 
Под кормой загудела:
- Доброе дело! 
Хорошее дело!
Ай, звездная полночь! 
Ай, Черное море!
Черное море,
Черное море!..
Вор на воре!
Вот так бы и мне 
В налетающей мгле
Усы раздувать, 
Развалясь на корме,
Да видеть звезду 
Над бушпритом склоненным,
Да голос ломать 
Черноморским жаргоном,
Да слушать сквозь ветер, 
Холодный и горький,
Мотора дозорного 
Скороговорки!
Иль правильней, может, 
Сжимая наган,
За вором следить,
Уходящим в туман…
И вдруг неожиданно 
Встретить во тьме
Усатого грека 
На черной корме…
Так бей же по жилам, 
Кидайся в края,
Бездомная молодость, 
Ярость моя!
Чтоб звездами сыпалась 
Кровь человечья,
Чтоб выстрелом рваться 
Вселенной навстречу.
Чтоб волн запевал 
Оголтелый народ,
Чтоб злобная песня 
Коверкала рот, -
И петь, задыхаясь 
На страшном просторе:
- Черное море, 
Черное море!..
Ай, звездная полночь! 
Ай, Черное море!
Черное море,
Черное море!
Хорошее море!..
Кто знает и уважает, тот поймет, о чем я. Кто не знает, может найти в интернете и прослушать (стихотворение взято не целиком; интересно – найдите сборник Багрицкого и прочитайте без купюр). И уловите и одесский колорит, и нерв, и яростную романтику, и… Стихотворный размер выверен и подчинен ритму волны, работе мотора, бешеному стуку сердца (риск же! борьба!); текст изобилует яркими образами... Каждое слово единственно возможно, единственно верно, точно и на своем месте. А звукопись? Работает даже звук слова. Щипящие – как пена за бортом, рычащие – как мотор… Все вместе это заставляет сердце биться сильнее и, наверно, мечтать оказаться на одной из сторон: ты пограничник или контрабандист, потому что середины нет, надо выбирать, а выбрав – жить на всю катушку... Ну, и так далее.  Словом, ПОЭЗИЯ. Не надо быть профессионалом, чтобы почувствовать магию слова.
А теперь… Что называется, ощутите разницу.
Контрабанда
Темной ночью в столичную гавань 
из южных морей приплыл старый корабль.
Бурей потрепана эта шаланда, 
а в трюме ее лежит контрабанда.
Пр. И белый, и негр 
не пьет больше одеколон.
Ведь местный бутлегер 
давно плевал на власть и на сухой закон.
Толстый таможенник очень угрюмый 
долго и тщательно шарит по трюмам. 
Он проверяет товаров гирлянду 
и чует, как опытный пес, контрабанду.
А контрабанда укрыта надежно,
И снова ни с чем отгребает таможня.
И радостно берегу машет команда:
- Ребята, встречайте, пришла контрабанда!
Это типа бардовская лауреатская (!) песня на одном из фестивалей. Автора не называю. Интернет вам в помощь. Если принять как аксиому, что в бардовской /авторской песне главенствует смысл, и основная нагрузка ложится на текст (это СТИХИ, ПОЛОЖЕННЫЕ НА МУЗЫКУ!), то где… ?
Лексикон беден и бледен, а этот «одеколон» не то чтобы неоригинален, а вовсе  напоминает кое-что из «Нау»: 
Ален Делон говорит по-французски
Ален Делон не пьет одеколон
Ален Делон пьет двойной бурбон
Ален Делон говорит по-французски 
Свежесть и сила рифмы «гавань- корабль» - просто потрясает воображение. Стихотворный размер?.. Вы о чем вообще сейчас? Выбор слов… Ну, к примеру, шаланда – не корабль, а всего лишь баржа для погрузки/разгрузки прямо на рейде либо парусная рыбацкая плоскодонка. А корабль – крупное военное судно или трехмачтовый парусник. Вряд ли шаланда могла приплыть из южных морей, к тому же, и наличие трюма у нее проблематично. Ну, это так, на минуточку. Просто чтобы напомнить, что надо хотя бы немного знать и понимать, о чем пишешь…
Изначально в основе бардовской песни лежали хорошие стихи. Иначе откуда бы у этого жанра такая живучесть? Но в последнее время происходит страшная вещь: стихи из бардовской песни уходят.  
И вот уже на вираже
на кромке верхних этажей 
весенних ветров слышу я глас.
А значит, нас в который раз 
от грусти и других зараз 
спасет 
мой самый солнечный джаз…
Создается впечатление, что стихи можно писать левой задней ногой (вот приманка-то для графоманов!); чего уж проще: глас – раз – зараз – джаз… А можно и контрабас добавить, и унитаз…собирай все, что более-менее в рифму… А как же с этим, с Маяковским? –
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды. 
Хорошо играть на гитаре – мало. Всякое штукарство (например, играть на гитаре, перевернутой струнами к себе, - видели и такое) не должно отвлекать от СМЫСЛА. А с этим как раз и проблемы. 
Лежал я как-то в гамаке,
Бокал вина держа в руке,
И между делом шар земной 
Толкал размеренно ногой.
Луна была слегка пьяна, 
Плыла на дерево она. 
Я в гамаке летел за ней
В пространство непонятных дней.
Туда-сюда, туда-сюда.
Возьмут, растают без следа
Сомненья, радость и беда.
По сути, это ерунда,
Детали, разные миры,
Фрагменты той людской игры,
И ставкой каждый дорожит, 
Когда рулетка закружит.
Ты не ревнуй меня к вину. 
Искать вину – зачем, к чему?
Проблемы – это так, пустяк,
Пока качается гамак.
А завтра заболит спина:
Не приспособлена она
К полетам в звездном гамаке
В саду от спальни вдалеке.
Когда захочешь полетать,
Ты приходи ко мне опять.
Ногой толкая шар земной,
Лети за мной, лети за мной.
Песня с претензией на философию, с ОЧЕНЬ глубоким смыслом, глубоким настолько, что не докопаешься. Не пей – мерещиться не будет, не лежи в гамаке – спина не заболит? О чем она вообще? Словами автора «По сути, это ерунда, фрагменты…» уже все сказано. Собрана кучка шаблонов, банальных фраз ни о чем, и из них, как из конструктора ЛЕГО, собран текст, который даже стишком не назовешь. И это тоже – лауреатская песня. 
Для тех, кто любит и понимает бардовскую песню, она как раз и ценна своей  образностью, простотой, человечностью; в ней нет шаблонов и ложной красивости; она ЖИВАЯ. Это в идеале. А в реальности?
Бесполезно спрашивать, куда смотрят люди, сидящие в жюри. Видела не один фестиваль; за это только лето побывала на четырех – и везде та же картина: бардовская песня все больше превращается в эстрадно-попсовую, развлекательную и по тематике, и по содержанию, и по манере исполнения. 
Если петь НЕ О ЧЕМ, то только и остается привлечь внимание к своему «творению» каким-нибудь особым стилем исполнения. (На эстраде происходит то же самое, кстати). Джазовым, к примеру. Хотя… барды и джаз, по-моему, не рифмуются абсолютно, даже через гитару. С притопами, бесконечными повторами (к сожалению, от количества повторяемых слов смысла в тексте больше не становится), еще более бесконечными проигрышами… Да и… Статочное ли дело, чтобы Окуджава начал на сцене отплясывать и завершил свое выступление эффектным «О, е-е-е!»? Тем не менее в конкурс все чаще проходят именно эффектно-развлекушные НОМЕРА. А ведь назначение поэзии и настоящей бардовской песни – возвысить человеческую душу, а не топить ее в банальности и пошлости. Этого нам и на эстраде хватает.
А по поводу поэзии… Печально-показательный случай на «Зеленой карете» (Каменск-Уральск). Когда в гала-концерте вдруг появились и даже чем-то были награждены победители среди поэтов, я несколько удивилась: никакой поэзии в Положении фестиваля близко не было. Мое (и всеобщее) недоумение разрешил ведущий: «Тут у нескольких человек на прослушивании мы песни забраковали, поэтому решили перекинуть этих авторов в поэтическую номинацию». Не знаю, как у остальных слушателей, а ко мне недоумение вернулось с удесятеренной силой: получается, то, что плохо для песни, сгодится для стихов? То есть вот здесь и сейчас у всех на глазах поэзию опустили до ниже плинтуса – и кто? люди, которые проводят фестиваль, на котором выступают «поющие поэты», которые сочиняют «песни думающих людей для думающих людей» (по выражению Окуджавы)? 
«Пройдет время – и по голосам бардов будущие поколения тоже будут судить о нашем времени, о наших бедах и радостях, о наших жгучих проблемах и отношении к ним». Евгений Бачурин.
Как о нас будут судить потомки, слушая песни сегодняшнего дня?..
М. Демчук, руководитель музыкально-поэтического клуба «Дар»

Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:
Читайте также
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных