Серов
-5 °C
$103,95
110,48
Присоединяйтесь к нам:

"Мне нужно только "загореться" и вперед". Александр Самойлов рассказал о процессе создания копии самолета И-16

"Мне нужно только "загореться" и вперед". Александр Самойлов рассказал о процессе создания копии самолета И-16
Фото предоставлено Александром Самойловым

На создание полноразмерной копии самолета И-16 ушло четыре месяца и десять дней. В работе были задействованы десятки человек из различных сфер деятельности: сварщики, плотники, авиамоделисты. Гости и жители города могут оценить проделанную работу. Модель уже установленна, на раннее пустующей площади около торгового центра "Тайга".

Первые попытки реализовать проект были в июле 2019 году, но не увенчались успехом. Длительное время заказчик - Управление капитального строительства Серовского городского округа - не мог найти подрядчика для выполнения работ. Причина - маленькая цена контракта 3 600 000 рублей.
В мае текущего года подрядчик все таки был найден. Контракт был заключен с ИП Нусс Анастасия Викторовна. Цена контракта составила 2 790 000 рублей.
Реализовать данный проект не так уж и просто, нужны определенные знания конструкций самолетов и опыт авиамоделирования.
Анастасия Викторовна обратилась за помощью к известному в Серове тренеру авиамодельного конструирования Александру Самойлову.
Александр Валерьевич поделился с «Глобусом» процессом создания модели самолета И-16:
Фото предоставлено Александром Самойловым
- Начнем с того, что в прессе возникла путаница. Многие писали, что созданием копии самолета занимался я со своими воспитанниками. Это совершенно не так, в строительстве участвовало большое количество различных специалистов. Компания, которая взялась за реализацию проекта, занимается в основном наружной рекламой, вывесками. Самолет - это другая тема. Там свои понятия, законы. Стрингера, шпангоуты, нервюры, законцовки... Вам понятно, что это? И человеку, который никогда в жизни с этим не сталкивался, не понятно. Будет тяжело оценить предстоящий объем работы. Понадобится уйма времени, чтобы изучить все тонкости создания модели самолета. Человек я безумный, мне нужно только "загореться" и вперед. 
Фото предоставлено Александром Саймойловым
- Это полноразмерный макет настоящего истребителя. Что бы его создать необходимо было поднять тысячи технических чертежей, которые применялись на настоящем производстве в 1934 году, - рассказывает Александр. - За всю историю советской авиации было построено 10 000И-16. В наши дни настоящих моделей практически не найти, они сгнили. Самолет имел преимущественно деревянную конструкцию - фанерную обшивку и немного железа в крыльях. Но, несколько отреставрированных моделей есть в музеях, например в Верхней Пышме.
Фото предоставлено Александром Саймойловым
Александр Самойлов объясняет, что любой проект начинается с создания макета.
- Тимофей Шинкин нарисовал макет — это первое и самое главное с чего начинается работа. Если бы у нас не было компьютерной технологии, которой обладает Тимофей, то процесс создания мог бы затянуться на более длительный срок, - отмечает Самойлов.
После подготовки компьютерной модели, нужно было перенести все замеры из виртуального мира в реальный, изготовить детали и собрать их в единое целое. На создание полномасштабной копии самолета ушло четыре месяца и десять дней.
- Эйфелеву башню видели? Она состоит из большого количества различных железных конструкций и имеет вытянутую форму. Здесь подобие — ферменная конструкция. В дальнейшем она была усилена и проварена. Сразу просчитывали запас жесткости. Модель выдержит любые погодные условия. Для примера мы использовали верхнепышминский самолет И-16. Он там точно такой же, с девятиметровым размахом крыльев, - рассказывает Александр Валерьевич.- Мы с Тимофеем делали фюзеляж. Это центральная часть самолета, к нему крепятся все остальные детали. Хвостовой часть занимался Рустам Заляутдинов. Сварщики варили, плотники строгали. Мы не замечали как пролетало время. Ребята приходили помогать после работы, в выходные. Неважно какая была погода, у нас был общий настрой. Командой шли к поставленной цели. Самое сложное — это не под дождем ковыряться, а состыковать все части самолета и при этом чтобы швов не было видно. Можно сказать, как конструктор лего, только сложнее.

Фото предоставлено Александром Саймойловым
В создании копии использовались различные материалы: стеклоткань, эпоксидная смола, профильные трубы различного диаметра, железо, фанера.
- Стеклоткань накладывали на деталь, придавали форму и покрывали эпоксидной смолой. Эпоксидная смола обладает таким свойством, что после разведения превращается в камень. Когда смола принимает форму, ей уже ничего не страшно. Потом вышкуривали. И так слой за слоем. В местах, где нужна наибольшая жесткость, было сделано 12-15 слоев. Всего ушло 60 литров смолы. Для создания самой конструкции самолета использовали профильные трубы различного диаметра, пеноплекс. Шпангоуты выполнены из фанеры. Крылья делали из профильной трубы и железа.
Фото предоставлено Александром Саймойловым

"Нет ни чего невозможного"

- Это первый проект таких масштабов. Были ли сомнения? Конечно. Мой отец, Валерий Германович, научил меня никогда не отступать и не сдаваться. Нет ничего невозможного. А особенно, когда с тобой такая же безумная команда как и ты. Тогда точно нечего бояться. Все, кто принимал участие в этом проекте, остались довольны. Признаюсь, было непросто, но боевой настрой сделал свое дело. Если Родина сказала: "Надо!", комсомол ответил: "Есть!",  - смеется Александр.
После завершения работы над созданием копии И-16 Александр Самойлов задумался над созданием модели самолета И-15.
- Задумался, а почему бы не сделать "Красную пятерку" в полном составе. Уменьшенную копию. Работая с информацией исторических документов, которые были перед нашими глазами, видел, что и как. Отец  мне сказал, что И-15 сделать невозможно. И тут меня зацепило. Я фанатик, для меня главное - цель. И она уже поставлена, - говорит Самойлов.
Фото предоставлено Александром Саймойловым

"Чтобы история оживала"

- Занимаемся не только моделированием самолетов. Создавали тренажер крана, который на металлургическом производстве применяется для обучения. Моделируем все, что двигается и можно запустить. Делаем модели танков, катеров, машин. Детям это очень интересно - процесс создания. Кроме того, ты изучаешь историю какой-либо модели. Сейчас мало людей, которых интересуется история своей Родины. От этого грустно становиться. Мы хотим, чтобы история оживала. Чтобы молодое поколение знало историю своего города, - говорит Александр
Напомним, авиамоделист, преподаватель клуба "Квант" Валерий Самойлов ранее ответил на вопросы пользователей социальных сетей, касающиеся макета самолета, установленного в центре Серова. 
А сегодня, 16 октября, на площади около торгового центра "Тайга" состоится торжественное открытие стелы самолета И-16.

Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных