Из масскультуры, в основном зарубежных фильмов, многим хорошо известны традиции встречи Рождества на Западе, в католической традиции. Там этот праздник преобладает над Новым годом. Праздничная ель, ужин, служба в храме, рождественские гимны на улице, имбирное печенье. Но не многие знают, как принято встречать этот праздник в православной культуре.
Настоятель Преображенского собора отец
Симеон Шестаков подробно рассказал о традициях и разночтении в датах.
В первую очередь отец Симеон отметил, что нет католического и православного Рождества. Есть только Рождество Христово.
Причем здесь солнцестояние?
Известно, что на Западе, в католической культуре, Рождество отмечается 25 декабря. В России праздничные службы в церквях проходят 7 января. Отец Симеон объяснил, с чем связаны такие разночтения.
– Вообще этот праздник празднуется 25 декабря и православными, и католиками, и протестантами, и большинством христиан, кроме, разве что, армянской церкви – армянская апостольская церковь празднует его 6 января. Но и по 25 декабря есть некоторые расхождения, которые заключаются исключительно в разности календарей – новый и старый стили, – говорит священник. –
Русская православная церковь и еще ряд церквей (в меньшинстве), празднуют церковные праздники по старому стилю, в том числе Рождество Христово. Ряд других церквей (их большинство), порядка десяти из 14 поместных православных церквей, празднуют Рождество по новому стилю также 25 декабря – по новоюлианскому календарю.
С юлианского на григорианский календарь Россия перешла в 1918 году. Тогда ряд поместных православных церквей отказался переходить на новую систему. А в 1923 году состоялся собор православных восточных церквей, на котором также обсуждался этот вопрос. И было решено ввести новоюлианский календарь.
Новоюлианский календарь до 28 февраля 2800 года будет полностью совпадать с григорианским, поэтому иногда принятую ими календарную систему ошибочно называют григорианской.
–
Почему Рождество празднуется 25 декабря. Это день зимнего солнцестояния, – говорит отец Симеон. –
В Римской империи это были сатурналии, в IV веке сложилось то, что у нас, в России, сложилось немножко позже, в X-XI веке, после крещения Руси, – двоеверие, когда люди в общем и целом вроде бы приняли христианство, но какие-то прежние языческие обычаи они оставляли просто потому, что к этому привыкли. В IV веке христианство стало легальной религией на территории Римской империи и получилось двоеверие. Чтобы от этого двоеверия уйти, сознательно церковью было сначала на Западе, позже – на Востоке, принято решение праздник Рождества перенести на 25 декабря. А до этого Рождество праздновалось 6 января (19 января по новому стилю) и этот праздник включал в себя два евангельских события – Рождество Христово и Крещение Господне. И назывался он Богоявлением. А в IV веке Рождество было отделено и перенесено на 25 декабря, на день зимнего солнцестояния. Это нашло отражение и гимнографии Рождества, где Христос называется Солнцем Правды, то есть мы не поклоняемся больше солнцу вещественному, только Христу – Солнцу Правды.
Таким образом Русская православная церковь отмечает Рождество Христово 25 декабря по старому стилю, то есть 7 января по новому (действующему сейчас).
– Сегодня в мире мы имеем такую ситуацию, что христиане, не только разных конфессий, но и одной, православной, деноминации, празднуют в разные даты. Кстати, насколько я знаю, католики восточного обряда в России тоже празднуют Рождество 7 января, вместе с православными, – отмечает священник. –
По большому счету дата не важна, даже в истории церкви этот праздник праздновался в разные даты. Важен сам факт, само событие – Христос пришел в мир. А какого числа мы это будем праздновать – вопрос уже второстепенный.
Обязательно посетить богослужение
Празднику предшествует рождественский пост, который в разных традициях называется по-разному и длится разное количество дней. Для православных христиан – с 28 ноября по 6 января.
–
Обязательно для православного христианина посетить богослужение, – говорит настоятель Преображенского собора. –
Многие люди у нас три раза в год приходят в храм – на Рождество, Пасху и Крещение. Ну и еще если кто-то из родственников крестится или венчается. И, вроде как, считают себя православными. Наверно, для первых шагов это хорошо. И лет 30 назад, когда церковь только получила свободу, была легализована на территории Российской Федерации, прекратились гонения на православных, многие люди начали ходить в храмы и это было нормальным. Сейчас прошло уже 30 лет и пора бы уже стать более серьезными, осознанными православными и приходить в храм не только в эти три великих праздника. Хотя бы понять, что в году 12 праздников двунадесятых. А для нас каждое воскресенье – праздник, малая Пасха.
Отец Симеон отмечает, что в регулярных посещениях служб есть и педагогический момент:
– Представьте - два человека поссорились. Они вынужденно приходят в храм в воскресенье, потому что верят в Бога, верят во Христа. И, наверно, так или иначе их сора угаснет гораздо быстрее, чем они будут ходить и дуться друг на друга всю жизнь.
Колядки
«Пришла коляда, отворяй ворота!» – среди горожан уже наверно не осталось тех, кто слышал эти слова в святочные дни. Традиция колядовать на Рождество редко где сохранилась, но еще существует.
–
Как говорится в одном известном фильме (только перефразирую): “В нас пропал дух Рождества, мы перестали стучаться в двери к нашим соседям”. Это действительно так, к сожалению, – отмечает отец Симеон. –
Если дети сегодня и ходят поют колядки, то это буквально одно четверостишие из известной колядки и все – протягивают руки за сладким. Сладкое не жалко дать. Но это больше традиция не про собирание сладкого, а ходить по домам и дарить людям праздничное, рождественское настроение. А мы сегодня закрываемся друг от друга – я не буду говорить, хорошо это или плохо. Но если мы будем петь колядки хотя бы за столом с родными и близкими, найдем в интернете, как они поются, какой у них текст, распечатаем их и в кругу семьи, друзей споем, восславим Христа, это будет здорово. Это наши традиции, это наша культура, которую нельзя забывать ни в коем случае.
Во время колядок принято наряжаться в разные костюмы и носить с собой определенные атрибуты, в частности – шест с колесом (символом солнца у язычников). В православной культуре его заменил символ Вифлеемской звезды.
– Возможно, это некая переработка языческих традиций, – отмечает священник. –
Да, в языческие времена рядились, переодевались вносили хаос. Мир зародился из хаоса, Боги создали этот хаос и так далее и тому подобное. Но, опять же, в переодеваниях на колядки, я не думаю, что можно усмотреть что-то подобное, языческое, потому что переодеваются не с целью устроить какой-то разврат и хаос, а с целью – поднять настроение.
Святочные гадания – грех
Гадание в святочные дни – то, что строго-настрого запрещает православная церковь. Отец Симеон говорит, что это грех. И с этой традицией связывает традицию окунаться в прорубь на Крещение.
–
Нет более верного способа испортить отношения со Христом в начале года, как устроить гадания на Святках. Это грех. Откуда у нас пошла традиция крещенских купаний? Это – холеное язычество, – говорит отец Симеон. –
Те люди, которые гадали на Святках, знали, что совершили смертный грех и его как-то надо с себя смыть, и они лезли в крещенскую купель тем самым усугубляя свой грех.
Жертвенный ягненок
Из масс-культуры многие знают, что в англоязычных странах на Рождество принято всей семьей готовить и украшать имбирные пряники. В разных странах и культурах есть разные блюда, которые готовят к рождественскому столу. Например в Германии – пирог штоллен,
о приготовлении которого мы рассказывали раньше. Во Франции готовят торт “Рождественское полено”. Есть такое блюдо и в православной культуре – рождественский агнец или ягненок.
–
Ягненок не мясной, ягненок из теста, – сразу замечает отец Симеон. –
Раньше делали небольшого ягненка из теста – символ агнца божьего (Христос – это агнец, жертвенный ягненок) и его клали на рождественский стол. Он может стать прекрасным украшением рождественского стола. Рецепты можно посмотреть в интернете, но каждый по большому счету может его приготовить на свой вкус и свой взгляд. Тесто может быть бисквитное или еще какое-то. Это как кулич на Пасху – кто во что горазд.
Рождественский поход в больницу
В семье батюшки есть добрая традиция – в святки посещать больницу.
– Мы с ребятами обязательно стараемся в праздник Рождества или на святках сходить в городскую больницу, посетить там людей. У нас есть ежегодная акция и я всегда беру с собой своих детей, – говорит отец Симеон. –
Один год мы даже не стали набирать много людей, а сходили просто семьей. В этот день из-за пандемии у нас не было рождественского утренника в храме. И когда мы обратно возвращались домой, сын сказал, что это было самое лучшее его Рождество.
Настоятель Преображенского собора говорит
о ежегодной акции – раздавать в святочные дни имбирные пряники тем, кто встречает праздник не дома, а на больничной койке.
Сами рождественские дни батюшка старается провести с семьей.
– Мы собираемся за рождественским столом. У меня, как и у многих, кто работает с людьми, служит людям, перед Рождеством жаркое время. А в Рождественские дни я стараюсь провести время с семьей. Стараемся в это время сходить или на каток, или куда-то еще. Тоже, можно сказать, такая наша традиция, – отмечает батюшка.
Чудо по имени Стилиан
Рождественская пора у многих ассоциируется с чудесами, с реализацией мечт и желаний. Священник признается, что и в его семье есть место такому чуду:
– У этого чуда даже есть имя, необычное для слуха современного человека – Стилиан. Это один из моих детей, пятый сын. Он родился намного раньше срока, 3 января, как раз накануне Рождества. Врачи говорили – это чудо, что он выжил. В ту же ночь, когда он родился, я его крестил в реанимации, потому что была огромная опасность того, что он не доживет до утра. Слава Богу, сейчас во втором классе учится ребенок. У него все хорошо, все замечательно, он абсолютно здоровый, радостный, счастливенький, полненький, крепенький. Я считаю, что это рождественское чудо.
Имя было выбрано не случайно. У христиан есть святой Стилиан, покровитель детей.
– У нас в храме есть его икона на небольшом детском аналочке (аналой – столик с покатым верхом, используемый при богослужениях, – прим. “Глобус”),
в воскресной школе ребята его почитают, – говорит отец Симеон. –
Это было в 2015 году. Незадолго до этих событий мы узнали об этом святом, написали его икону, я служил тогда в храме Георгия Победоносца (в Североуральске, – прим. “Глобус”).
Это было в ноябре, а в январе у нас случилось такое, я считаю, чудо. Когда я его крестил, дал ему это имя. И Господь по молитвам его небесного заступника его спас.
Милосердие – самый дорогой подарок
Подводя итог разговора о рождественских традициях, отец Симеон говорит, что соль праздника заключается в двух вещах – милосердии и любви:
– Наверно, самое главное, самое важное проистекает из того, ради чего Христос сюда приходил – он приходил ради милосердия, из любви. Ты посетишь храм и пойдешь домой объедаться за рождественским столом, но при всем при этом будешь знать, что кто-то на больничной койке праздник встречает. А есть голодающие люди (мы сейчас не говорим о причинах, по которым они до такого дошли, а о факте). Надо отложить вилку с очередным куском холодца и подумать, как я могу облегчить участь тех, кому труднее чем мне? Наверно, это важнее всего и будет самым лучшим подарком Христу. На день рождения принято дарить подарки, а мы празднуем день рождения Сына Божьего Христа, и было бы здорово преподнести ему подарок в виде милосердия, подражания ему – самый дорогой подарок.
Отец Симеон в преддверии праздника желает, чтобы у каждого в жизни случилось рождественское чудо:
– Хочу всех сердечно поздравить с Новым годом, со светлым праздником Христова Рождества. Пожелать мира, радости добра. И самое главное, чтобы у каждого из нас это рождественское чудо, о котором мы говорим, которого мы ждем, оно случилось и взошла Вифлеемская звезда в нашем сердце, чтобы эта звезда каждому из нас освещала путь. Так часто в жизни бывает, что человек может запутаться, заблудиться, потерять какие-то ориентиры, потеряться в жизни – вроде бы человек живет, а в глазах растерянность, страх и тому подобное. Когда человек живет с Богом, со Христом – ничего не страшно. Господь является его путеводной звездой, Господь его ведет за руку и пусть каждый из нас в своем сердце это почувствует и это чувство никогда от него не уйдет. Всем желаю добра, чистоты, любви и мира.