«Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей», - Д.И. Писарев.
В
предыдущем материале своего блога я писал о важности времени лета для организации встречи с самим собой.
Один из проверенных способов подтолкнуть себя к размышлениям о себе и своей жизни - прочитать умную книгу.
Этим летом я прочитал трилогию
Юрия Германа: «Дело, которому служишь», «Дорогой мой человек», «Отвечаю за все».
Юрий Герман является также сценаристом известных фильмов: «Семеро смелых», «Дело Румянцева» и «Дорогой мой человек». Последний фильм снят как раз по упрощенной версии трилогии, тем не менее интересен и запоминается благодаря отличной игре
Алексея Баталова и
Инны Макаровой.
Первое впечатление от прочитанного: почти документальная незатейливость сюжета и простота - лубочность (на первый взгляд) персонажей… Является ли это признаком недостаточного мастерства автора? Точно, нет. Скорее объяснить это впечатление можно тем, что современная постмодернистская литература приучила к обязательной перверзии - извращенности сюжета и персонажей…
Один из главных героев истории – врач Владимир Устименко является прямым антиподом многим героям современной литературы: он убежден, что человек не должен быть толерантным (читай: беспринципным), должен общественное ставить выше личного, не ублажать себя перманентными удовольствиями, а вкладываться в подлинную любовь, делать в жизни одно (свое!) дело, а не скакать с места на место в поисках тепленького местечка… Ну, разве это не анахронизм? Он что, чудик, ненормальный? А ответ на этот вопрос зависит от понимания сущности «нормальности» в человеческом бытии.
Главная тема трилогии: великодушие и малодушие.
Всех людей можно условно поделить на великодушных и мало-мелко-душных.
Что отличает Афанасия, Аглаю, Владимира Устименко, Варвару и Родиона Степановых? Наличие своих, выстраданных идеалов и принципов – того, чем поступиться нельзя ни при каких внешних обстоятельствах. В противоположность им, к примеру, Евгений Степанов исповедует максимальную гибкость ради личной выгоды и спокойной жизни: не получилась карьера партийная – с легкостью перемещается в церковную сферу.
Дадим слово автору. Вот что он заявляет словами главного героя: «…главное, как я понимаю в том, чтобы дело, которое ты делаешь, было интересно и нужно не тебе одному, а всем, обществу, народу. Тогда оно становится НАВСЕГДА интересным и нужным. А если только тебе, то однажды вдруг оно обессмысливается».
Еще совсем молодой Володя сознательно выбирает трудную профессию врача, для него нет проблемы в том, стараться ли всеми силами после окончания ВУЗа остаться в столице или ехать туда, где он действительно нужен: «… наверное я не совсем ерунда, если он позвал меня на трудное дело. А это очень важно для себя – знать от других, что ты не чепуховый человечишка!».
Вот персонажи ведут разговор о том, стоит ли привязываться к другим и привязывать к себе. /Современные психологи-коучи всех мастей очень даже не советуют: расставание принесет тебе боль, уменьшит сумму твоего счастья, создаст проблемы психологические и финансовые…/. Капитан Амирджаби говорит Владимиру: «Не фаршируйте себя пустяками, мой молодой друг. Ни на кого не жалейте силы вашего сердца, кровоточащее оно гораздо нужнее другим, чем такое, которое рисовали на открытках с голубками».
С возрастом неминуемо бронзовеешь – если уже в молодости глушить движения сердца, то можно, как сказано
Омаром Хайямом «виноградом не став, превратиться в изюм».
Совсем по-разному проявляется у героев романа патриотизм. Великодушные, одухотворенные любят Родину потому, что сострадают жившим, живущим, еще только собирающимся жить в стране, поэтому они чувствуют долг перед предками, современниками и будущими поколениями. И хотя они живут в сложное время с необоснованными репрессиями, никто из них никогда не заявит: «Я разлюбил свою страну». Их любовь к Родине основана не на чувствишках типа «нравится/не нравится». Великая душа, не дрогнув, вмещает в себя горести, страдания, проблемы народа. Малодушные же как раз любят только то, что им нравится, что им лично приносит выгоду и безмятежную жизнь – для них Родина там, где теплее, сытнее, спокойнее… Маленький огрызок души большего, чем забота о себе драгоценном, вместить не способен.
В наше время стремление к величию (читай: популярности, роскоши, власти) стало просто какой-то манией. На это стремления тратятся годы жизни, здоровье, средства, жертвуются отношения с близкими людьми… А настоящее великодушие всегда рядом:
«Что такое великодушие? Великодушие – это великая душа. А великая душа – это душа способная вместить иное, не дрогнув. События в мире, в том числе события в мысли, не обязаны быть нам приятными, не обязаны нас ублажать», -
Мераб Мамардашвили.
Вот так. Не настраивать себя на то, что кто-то обязан тебя ублажать и не требовать благ от других, даже от близких. Не верить наивно, что жизнь может быть прожита безмятежно, не зарывать голову в песок, а мобилизовывать себя на борьбу за действительно достойные в жизни вещи. Сохранять в себе сколько возможно способность к состраданию другим.
Не отмахиваться от неприятных мыслей, не избегать неприятных разговоров с самим собой наедине…
Конечно, мы люди, а не ангелы - бывает, что и «дрогнем», но нужно честно признавать свое отступление и затем решительно уходить из лагеря малодушных.
Джордж Байрон:
Встревожен мертвых сон — могу ли спать?
Тираны давят мир — я ль уступлю?
Созрела жатва — мне ли медлить жать?
На ложе — колкий терн; я не дремлю;
В моих ушах, что день, поет труба,
Ей вторит сердце…
Поет ли для меня труба в каждый единственный и неповторимый день моей жизни? Вторит ли ей мое сердце?
12 июля 2024 г. Александр Бушуев.