Серов
2 °C
$92,51
98,91
Присоединяйтесь к нам:

Постфестивальный плач

Постфестивальный плач
Фото: Марина Демчук

Страшное дело: на бардовских фестивалях сегодня не услышишь бардовской песни! За лето я была на трех. Некий срез уральской фестивальной жизни: «Конжаковский аккорд», «Зеленая Лампа» (под Нижним Тагилом), «Зеленая Карета» (под Каменск-Уральском). 

На «Конжаковский аккорд» пригласили в качестве гостей грушинских лауреатов, которые оттянули на себя львиную долю средств, предназначенных на организацию фестиваля. А в результате мы услышали маловразумительные и не сказать чтобы очень художественные песнопения, самым одиозным из которых была песня про протухшую собаку, пошедшую на котлеты. Слушатели проголосовали ногами (и это порадовало: еще, значит, не разучились распознавать лажовые тексты). Но в целом уровень фестиваля оставляет желать лучшего. Можно, конечно, сделать скидку на долгий перерыв из-за эпидемии, но это в больше мере касается организации. А куда за это время ушло качество текстов? Тоже вирус виноват?
На «Зеленой Лампе» положение не менее печальное. Все тот же «собачник» (автор из Екатеринбурга, ему легко прокатить по всем местным фестивалям) – правда, про тухлятину он тут не пел. Но и тут бардовская песня звучала в основном по кострам. А на сцене – блюз, джаз, шансон, попса, то есть все то, что раньше не пропускалось, потому что было «неформатом». Теперь картина с точностью до наоборот: классика бардовской песни стала «неформатом». На фестивале имени Сергея Минина в официальном Положении формально есть номинация, но самих мининских песен никто не поет, даже клуб «Зеленая лампа», которому чисто из уважения к автору можно было бы хоть одну-две его песни выучить. Зато нас очень щедро, пару часов подряд, взахлеб «угощали» песнями Вячеслава Шадрина. Объяснимо такое внимание на волне свежей утраты. К тому же долгое время он был организатором «Лампы» и довольно популярным сочинителем песен. Но – при всем уважении к памяти ушедшего автора – масштаб его творчества не идет ни в какое сравнение с творчеством Минина, глубиной его текстов.
В этом-то и проблема: серьезные темы и серьезные авторы не приживаются в последнее время на поле бардовской песни и даже, я бы сказала, усиленно выпалываются. Хотя на «Лампе» еще можно что-то услышать со сцены.
Но самым удручающим зрелищем стала «Зеленая Карета». Благодарность Михаилу Авдюшеву – хозяину лагеря и Павлу Лейчу – организатору самого фестиваля. Но… Три года назад мы здесь побывали и нынче вернулись снова, потому что запомнили: здесь поют бардовскую песню. Но услышать ее удалось только в неофициальной обстановке, в «яме», где, по обыкновению, в пятницу вечером у большого костра проходит самостийный концерт по принципу «гитара по кругу». А в конкурс БАРДОВСКОЙ песни пошли все те же рок, поп, джаз… В финал не вышел ни один исполнитель, ни один дуэт, ни один ансамбль… А то, что вышло…
Типа идет поиск новых форматов. Классика безнадежно устарела, молодежи она неинтересна, у них другие ритмы, а у нас везде ставка на молодых. Ну да, ну да, конечно, Окуджава устарел, и Визбор, и Дольский, и Егоров, все они нынче не в тренде, ибо что умного они могут сказать нынешней молодежи? То ли дело, когда «я вполприседа на полу лежу, а в руке поводья зажатые», или там… «ветром и правдой наши затылки полны», а еще лучше – «стала чаще спотыкаться без любви»… Окуджаве такие перлы и не снились. Замечу, что девиз «Зеленой Кареты» – «умные песни для умных людей». Хорошо, правда? Но подождите восхищаться, ибо откуда тогда тексты вроде… ну, скажем: «Кошки – это хорошо! Собрались за гаражом, до рассвета отгоняли зло, танцуя нагишом» (вы видели когда-нибудь кошку без шкурки, «нагишом»? и не советую, зрелище не для слабонервных!) И дальше: «Кошки – это хорошо! Не сравнить с тупым ежом, с глупой не сравнить собакой и с предательским моржом, очень вкусненьким моржом!»  Если вы скажете, что ВОТ ЭТО – «умные песни для умных людей»… 

Фото: Марина Демчук
Но самое страшное, что «пипл хавает», текста никто не слышит, «танцуют все!» Никогда бардовская песня не опускалась до такого позора. Полное отсутствие смысла, оболванивание людей полным ходом. Да и кто пропустит струю добрую классику или по-настоящему умную песню, если в жюри сидят все те же джазмены, которые потом в ресторанах выступают со своими КОМПОЗИЦИЯМИ?
И все фестивали скроены по одному лекалу. И на всех одна и та же тусовка, кочующая от одного фестиваля к другому: сами поют, сами жюрят, сами друг друга награждают… 
Фото: Марина Демчук
Поэты… М. Грин на «Августе» (фестиваль в Екатеринбурге) вон вообще шпарит прямо по сборнику еврейских анекдотов: перекладывает на рифмы (стихами это язык не поворачивается назвать).
Ввели в фестивальные Положения номинацию «поэзия». Ура? А это как посмотреть. Если автору предъявляют как обвинение, что в его стихах «слишком много смысла», то какая «поэзия» выживает? На «Зеленой Лампе» выступал один… лауреат международного конкурса со стихами о том, как он от невзгод «прячется в чужом неглиже» и еще что-то там про стертые СЕДЫЕ КОЛЕНИ… Я спросила: - А Вы знаете, что значит «неглиже»? – Ну… примерно. Просто слово красивое. О чем вообще можно тогда говорить, если человек сам не понимает смысла того, что сочиняет… Зато - молодой автор.
С молодыми вообще много носятся. Все ими восторгаются, а и без того амбициозная молодежь еще выше задирает нос. Чем восторгаться?  - Свежо! А в чем свежесть? Одна вместо гитары берет укулеле; другая подкидывает гитару вверх, переворачивает и играет из-за спины; третий устраивает целое представление – сначала не может найти в ворохе бумажек нужный текст, потом не может подключить гитару, потом выясняется, что у автора нет медиатора, а без него ну никак… И только испробовав все способы привлечь внимание публики, наконец исполняет нечто неразборчивое, но ОЧЕНЬ глубокомысленное – глубоко настолько, что даже не разглядеть. Так это не новые форматы, а трюкачество и фокусы из мира шоу-бизнеса. Фокусы нужны, когда содержания нет. И жеманство, кокетничанье оттуда же: «… за полгода ни строки, не хочу писать, позабыла, разленилась, фразы не идут на ум». И что ты в таком случае делаешь на сцене?
Мелкотемье, отсутствие смысла, пренебрежение нормами русского языка, безграмотность стали, кажется, неотъемлемой частью авторской песни «ан масс». 
Такого уникального явления культуры как бардовская песня не было больше нигде в мире. Золотой запас нравственности, из которого бы черпать и черпать. А вот – утекает как вода сквозь пальцы. Что придет взамен?
Фото: Марина Демчук

Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных