Серовская драма. Творчество, трансформации, искусство

9:18 04 сентября 2018
Автор: Виталий Рубцов

За два десятка лет лет изменилась страна, изменился город и, конечно, изменился театр. Время диктует свои законы. Если оглянуться назад, то с помощью СМИ и в частности газеты «Глобус», можно вспомнить тогдашнюю ситуацию в нашем театре, какие спектакли ставились, на что откликались зрители…

10 лет назад на театре шел 66-ой театральный сезон (2007-2008 годы). Итак, посмотрим, что было поставлено в те годы на серовской сцене.

1.«Беда от нежного сердца», водевиль-каламбур Федора Сологуба, постановка Юлии Батуриной;

2. «Безумный день, или Женитьба Фигаро», комедия Бомарше, режиссер Юлия Батурина;

3. «Блин 2», хохмедия (именно так!), Алексей Слаповский, постановка Юлии Батуриной;

4. «Женщина, не знавшая слез», грустная комедия по пьесе Эдуарда де Филиппо «Филумена Мартурано», режиссер Валерий Медведев;

5. «Смотрите в дырочку, мамаша», по комедии Николая Эрдмана «Мандат» в постановке Юлии Батуриной;

6. «Гарем», комедия Николая Зинченко в постановке Юлии Батуриной;

7. «Слишком женатый таксист», комедия Рэй Куни, режиссер Юлия Батурина

И что мы видим? Одни комедии! И это было сделано тогда руководителями театра целенаправленно. В те годы проблема зрительского наполнения зала стояла очень остро. Юлия Батурина, тогдашний главреж театра, решила сделать ход конем: отдать сезон на откуп комедиям – любимому жанру зрителей. Хотите комедии? Нате! Но поступила хитренько: комедии-то комедии, но только по жанру, а по наполнению – все они очень разные: и сатирические («Мандат»), и лирические («Гарем»), и мелодрама («Филумена»), и водевиль (жанр нынче очень редкий на сцене и вообще трудно представимый).

И даже сумела завуалировать под жанр «хохмедия» остросоциальную драму о проблеме наркомании, а если шире, то о проблеме взаимоотношений отцов и детей – «Блин 2». С этим спектаклем вообще вышла отдельная история. Нашу суровую общественность (в лице чиновников от образования) привел в негодование откровенный и честный разговор со сцены о негативных сторонах нашей жизни. Несмотря на то, что, казалось бы, в стране пришли другие времена, и ветерок свободы на тот момент еще витал в воздухе, чиновники попытались запретить спектакль к показу, посчитавшим его «слишком жестоким для детской неокрепшей души». Вот такие были когда-то у нас сердобольные чиновники… Но они не дооценили новую реальность, когда скандалы только подогревают интерес к любому явлению… Спектакль имел большой резонанс, был приглашен на фестиваль в Челябинск, где Юля получила из рук самого Олега Лоевского награду со словами: «Главной маргиналке фестиваля»…

Тогда театр доказал, что таинственная область смешного (едва ли не самое сложное на театре), оказалась по плечу чеховцам. Театру удалось за «смешной» сезон заполнить зрителями все спектакли. И вот я читаю свои же слова в газете от 19 июля 2008 года:

«..Возникает вопрос: что дальше? Как пойдет развитие театрального процесса в следующих сезонах? По пути коммерциализации, на который подталкивает экономическая ситуация, а, значит, зрелищности, легковесности, развлекательности?.. Или поисков в интеллектуальных, духовных, просветительских сферах театрального искусства? Искусство или шоу?.. Как найти этот баланс, золотую середину, когда, развлекая – поучай, и, поучая – развлекай?.. Как не сбиться в сторону пошлой низкопробности или высоколобых амбиций?..»

Прошли годы. В Серовской драме совсем скоро откроется 77-ой театральный сезон. И не поверите, но каждый сезон, перед творческими лидерами стоят все те же «проклятые» вопросы… Конечно, сейчас театру никто не указывает: что ставить, что не ставить… Но нам по прежнему приходится соблюдать баланс между художественным началом и коммерческим. И от этого никуда не уйти. И сегодняшнему театру, в основном, удается сохранять равновесие между серьезным классическим репертуаром и так называемыми, кассовыми спектаклями, удерживая общий высокий профессиональный уровень.

Наш постоянный зритель ходит и на серьезные спектакли по нескольку раз, и на комедии. Думаю, что для них это не просто театр, а, скорее всего, место встреч и общения единомышленников. А поскольку Серовская драма – единственная не только в городе, но и на всем Северном Урале, то нам приходится учитывать в своей репертуарной политике еще и возрастную составляющую. Знакомить зрителей с театром мы начинаем с грудного возраста, у нас значительный детский репертуар. Не забываем ни о молодежи, ни о наших ветеранах.

У Серовского театра есть определенная слава, не только в масштабах города, но и в масштабах страны. Наши спектакли участвуют на самых престижных фестивалях, получая высокие награды. И такие результаты достигаются в очень непростых условиях - не только с точки зрения экономической составляющей, но и в тяжелейших условиях отсутствия своего здания. Быть квартирантами пусть и замечательного Дворца культуры металлургов всю свою более чем семидесятилетнюю жизнь, поверьте, очень и очень непросто. Профессиональные задачи перед театром ставятся все сложнее, а условия работы - все труднее. А потому, все громкие успехи нашего коллектива, ведомого директором театра Наталией Мозжаковой и главрежем Петром Незлученко, достигнуты не благодаря, а вопреки… И это грустно… Но никто из нас не падает духом. Мы, чеховцы, заряжены на искусство, на творчество, на зрителя…


Спектакль "Сучилища" - один из самых обсуждаемых, поставленных в Серов за последние годы. Фото предоставлено Раидой Стрункиной. 
За годы изменилась наша главная задача: тогда театр шел больше за зрителем, но в этом случае можно легко скатиться исключительно к легкому жанру. Сейчас мы стараемся вести зрителя за собой… Да, люди, зачастую, приходит к нам за ответами, но театр должен скорее давать не ответы, а задавать вопросы, поднимать проблему. Наши спектакли, такие как «Смерть Тарелкина», «Сучилища», «Предместье», «Дело чести» и другие не дают готовых ответов. Они предлагают зрителям самим на них ответить.

Да, это трудно: размышлять, задумываться (гораздо проще вовсе не думать). Но мы предлагаем именно этот путь. К счастью, за нами идет все больше и больше зрителей: самых умных, самых креативных, самых свободолюбивых, вообщем, самых-самых... Они приходят к нам, — не просто посмотреть очередное зрелище, но еще и подумать, поспорить, испытать определенные эмоции. Чтобы жить дальше. Жить осмысленно.

Раида Стрункина, руководитель литературно-драматургической части Серовского театра драмы им. А.П. Чехова

Полная версия