Серов
-3 °C
$92,51
98,91
Присоединяйтесь к нам:

Серовская драма. Творчество, трансформации, искусство

Серовская драма. Творчество, трансформации, искусство
За два десятка лет лет изменилась страна, изменился город и, конечно, изменился театр. Фото предоставлено Раидой Стрункиной.

За два десятка лет лет изменилась страна, изменился город и, конечно, изменился театр. Время диктует свои законы. Если оглянуться назад, то с помощью СМИ и в частности газеты «Глобус», можно вспомнить тогдашнюю ситуацию в нашем театре, какие спектакли ставились, на что откликались зрители…

10 лет назад на театре шел 66-ой театральный сезон (2007-2008 годы). Итак, посмотрим, что было поставлено в те годы на серовской сцене.

1.«Беда от нежного сердца», водевиль-каламбур Федора Сологуба, постановка Юлии Батуриной;

2. «Безумный день, или Женитьба Фигаро», комедия Бомарше, режиссер Юлия Батурина;

3. «Блин 2», хохмедия (именно так!), Алексей Слаповский, постановка Юлии Батуриной;

4. «Женщина, не знавшая слез», грустная комедия по пьесе Эдуарда де Филиппо «Филумена Мартурано», режиссер Валерий Медведев;

5. «Смотрите в дырочку, мамаша», по комедии Николая Эрдмана «Мандат» в постановке Юлии Батуриной;

6. «Гарем», комедия Николая Зинченко в постановке Юлии Батуриной;

7. «Слишком женатый таксист», комедия Рэй Куни, режиссер Юлия Батурина

И что мы видим? Одни комедии! И это было сделано тогда руководителями театра целенаправленно. В те годы проблема зрительского наполнения зала стояла очень остро. Юлия Батурина, тогдашний главреж театра, решила сделать ход конем: отдать сезон на откуп комедиям – любимому жанру зрителей. Хотите комедии? Нате! Но поступила хитренько: комедии-то комедии, но только по жанру, а по наполнению – все они очень разные: и сатирические («Мандат»), и лирические («Гарем»), и мелодрама («Филумена»), и водевиль (жанр нынче очень редкий на сцене и вообще трудно представимый).

И даже сумела завуалировать под жанр «хохмедия» остросоциальную драму о проблеме наркомании, а если шире, то о проблеме взаимоотношений отцов и детей – «Блин 2». С этим спектаклем вообще вышла отдельная история. Нашу суровую общественность (в лице чиновников от образования) привел в негодование откровенный и честный разговор со сцены о негативных сторонах нашей жизни. Несмотря на то, что, казалось бы, в стране пришли другие времена, и ветерок свободы на тот момент еще витал в воздухе, чиновники попытались запретить спектакль к показу, посчитавшим его «слишком жестоким для детской неокрепшей души». Вот такие были когда-то у нас сердобольные чиновники… Но они не дооценили новую реальность, когда скандалы только подогревают интерес к любому явлению… Спектакль имел большой резонанс, был приглашен на фестиваль в Челябинск, где Юля получила из рук самого Олега Лоевского награду со словами: «Главной маргиналке фестиваля»…

Тогда театр доказал, что таинственная область смешного (едва ли не самое сложное на театре), оказалась по плечу чеховцам. Театру удалось за «смешной» сезон заполнить зрителями все спектакли. И вот я читаю свои же слова в газете от 19 июля 2008 года:

«..Возникает вопрос: что дальше? Как пойдет развитие театрального процесса в следующих сезонах? По пути коммерциализации, на который подталкивает экономическая ситуация, а, значит, зрелищности, легковесности, развлекательности?.. Или поисков в интеллектуальных, духовных, просветительских сферах театрального искусства? Искусство или шоу?.. Как найти этот баланс, золотую середину, когда, развлекая – поучай, и, поучая – развлекай?.. Как не сбиться в сторону пошлой низкопробности или высоколобых амбиций?..»

Прошли годы. В Серовской драме совсем скоро откроется 77-ой театральный сезон. И не поверите, но каждый сезон, перед творческими лидерами стоят все те же «проклятые» вопросы… Конечно, сейчас театру никто не указывает: что ставить, что не ставить… Но нам по прежнему приходится соблюдать баланс между художественным началом и коммерческим. И от этого никуда не уйти. И сегодняшнему театру, в основном, удается сохранять равновесие между серьезным классическим репертуаром и так называемыми, кассовыми спектаклями, удерживая общий высокий профессиональный уровень.

Наш постоянный зритель ходит и на серьезные спектакли по нескольку раз, и на комедии. Думаю, что для них это не просто театр, а, скорее всего, место встреч и общения единомышленников. А поскольку Серовская драма – единственная не только в городе, но и на всем Северном Урале, то нам приходится учитывать в своей репертуарной политике еще и возрастную составляющую. Знакомить зрителей с театром мы начинаем с грудного возраста, у нас значительный детский репертуар. Не забываем ни о молодежи, ни о наших ветеранах.

У Серовского театра есть определенная слава, не только в масштабах города, но и в масштабах страны. Наши спектакли участвуют на самых престижных фестивалях, получая высокие награды. И такие результаты достигаются в очень непростых условиях - не только с точки зрения экономической составляющей, но и в тяжелейших условиях отсутствия своего здания. Быть квартирантами пусть и замечательного Дворца культуры металлургов всю свою более чем семидесятилетнюю жизнь, поверьте, очень и очень непросто. Профессиональные задачи перед театром ставятся все сложнее, а условия работы - все труднее. А потому, все громкие успехи нашего коллектива, ведомого директором театра Наталией Мозжаковой и главрежем Петром Незлученко, достигнуты не благодаря, а вопреки… И это грустно… Но никто из нас не падает духом. Мы, чеховцы, заряжены на искусство, на творчество, на зрителя…

27MmZli2Z3o.jpg


Спектакль "Сучилища" - один из самых обсуждаемых, поставленных в Серов за последние годы. Фото предоставлено Раидой Стрункиной. 
За годы изменилась наша главная задача: тогда театр шел больше за зрителем, но в этом случае можно легко скатиться исключительно к легкому жанру. Сейчас мы стараемся вести зрителя за собой… Да, люди, зачастую, приходит к нам за ответами, но театр должен скорее давать не ответы, а задавать вопросы, поднимать проблему. Наши спектакли, такие как «Смерть Тарелкина», «Сучилища», «Предместье», «Дело чести» и другие не дают готовых ответов. Они предлагают зрителям самим на них ответить.

Да, это трудно: размышлять, задумываться (гораздо проще вовсе не думать). Но мы предлагаем именно этот путь. К счастью, за нами идет все больше и больше зрителей: самых умных, самых креативных, самых свободолюбивых, вообщем, самых-самых... Они приходят к нам, — не просто посмотреть очередное зрелище, но еще и подумать, поспорить, испытать определенные эмоции. Чтобы жить дальше. Жить осмысленно.

Раида Стрункина, руководитель литературно-драматургической части Серовского театра драмы им. А.П. Чехова


Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных