Серовчанин Владимир Мосякин о службе в Афганистане: “Шел туда целенаправленно”

15:10 13 февраля 2022
Автор: Константин Бобылев

15 февраля 2022 года исполняется 33 года со дня окончания вывода советских войск из Афганистана. 33 года назад завершилась война, которая длилась без малого 10 лет. Среди принимавших в ней участие было более двухсот серовчан. Один из них – Владимир Мосякин. 

Владимир Анатольевич родился в 1965 году. Учился в школе №12, что располагалась на Правом берегу Каквы. Там же прошло его детство. По окончании 8 классов, в 1980 году, Владимир поступил в Серовский металлургический техникум. Учился на направлении "Электрометаллургия стали и ферросплавов". В 1984 году обучение в техникуме закончилось. 
– По окончанию техникума где-то год отработал в мартеновском цехе металлургического завода, на разливке стали. А в 1985 году был призван в ряды вооруженных сил. Это было весной, – вспоминает мужчина. 

Владимир Мосякин попал в воздушно-десантные войска. Первые три месяца службы Владимира Анатольевича прошли в учебной части в городе Чирчик, что в Узбекистане. 
– Самые яркие воспоминания, которые остались от учебки – прыжки с парашютом, – говорит Владимир и рассказывает о первом прыжке. – Парашют, с которым прыгали, мы собирали сами – у каждого был индивидуальный парашют, это все очень серьезно. Все это делалось, естественно, под контролем инструкторов. Тем не менее, это был очень волнительный процесс. Самого прыжка я не боялся, прыгнул с удовольствием. Были люди, которые боялись выпрыгнуть из самолета. Перед прыжками были тренировки - все как положено. Кольцо выдергивали, чтобы парашют раскрылся, хотя кольцо можно и не выдергивать – автоматика все равно бы сработала и парашют все равно бы раскрылся. Когда над головой раскрывается купол, ты как в вакууме – полная тишина. И те, кто в первый раз прыгал, кто-то кричал – проверяли, будет эхо или нет. Когда спускаешься ближе к земле, там уже люди с рупорами ходили, предупреждали, чтобы ноги вместе держали, чтобы приземлились не на одну конечность, а на обе ноги (чтобы ноги не сломать). При приземлении нужно сразу упасть на бок. Купол парашюта нужно было сразу “погасить”, чтобы после приземления не поволокло. 

Мосякин вспоминает, что прыжки в учебке совершались с высоты чуть больше тысячи метров. За три месяца в Узбекистане Владимир совершил 6 прыжков. После ему прыгать с парашютом не приходилось.
Осенью 1985 года Владимир уже был в Афганистане, в городе Джелалабаде. 
– Когда призывался, шел туда целенаправленно, – мужчина признается, что хотел попасть в Афганистан. – Родственникам ничего не говорил, не оповещал. Даже когда в учебке был, не говорил им, что нас в Афганистан готовят. А узнали, когда я уже в Афганистан приехал, удивлены, конечно, были.  

В Афганистане Владимир Мосякин служил в должности старшего стрелка 154-го отдельного отряда специального назначения ГРУ СССР (в составе войсковой части №35691).
– Первое, что мы увидели – не было ружпарков (место для хранения оружия – прим. “Глобус”), оружие висело прямо на кроватях. Пулеметные ленты, оружие, цинки с патронами, гранаты – все прямо тут находилось. Уже позже, на втором году службы, мы своими руками это все в порядок приводили, строили модули, где жили. А вообще жили в палатках, – вспоминает Владимир Анатольевич.  
Владимир Мосякин был непосредственным участником боевых действий.
– Мы накрывали караваны, которые поставляли душманам (афганские моджахеды, члены нерегулярных вооруженных групп – прим. “Глобус”) оружие и боеприпасы. Принимали участие в общевойсковых операциях в местах, где были укрепрайоны душманов, – Владимир рассказывает о боевых задачах, которые ему приходилось выполнять в Афганистане. И признается, что служба не обошлась без ранения. – Это был сентябрь 1986 год. Была войсковая операция. Нас с командиром взвода накрыло одной осколочной гранатой. В итоге и у него и у меня осколочные ранения. Но мы же не каждый день воевали. Находились в пункте постоянной дислокации – ходили в наряды, спортом занимались, порядок наводили.
На вопрос, как к ним относилось местное население, Владимир Анатольевич отвечает. что с опаской: “Внешне, вроде, принимали нормально. Но мне казалось, что к нам относились с опаской, с предосторожностью”.   
Владимир Мосякин награжден медалями “За отвагу”, “Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа”, юбилейными медалями и медалями общественных ветеранских организаций, а также Грамотой Верховного Совета СССР. 

Демобилизовался Владимир в 1987 году. Вернулся в Серов. В этом же году женился.
– Супруга Елена, с которой мы до сих пор живем, ждала меня из армии. В 1987 году сыграли свадьбу. По приглашению устроился в органы внутренних дел, оперуполномоченным уголовного розыска. В уголовном розыске проработал порядка 10 лет. Последние четыре года я возглавлял отдел по борьбе с экономическими преступлениями, - рассказывает мужчина.

Годы службы Владимира Мосякина в милиции выпали на так называемые “лихие 90-е”. 
– Сложно было работать. Появились группировки, которые контролировались так называемыми “авторитетами”, – Владимир описывает обстановку. – Но ничего, боролись.  
Из МВД Владимир Анатольевич вышел на пенсию. После этого долгие годы возглавлял службу безопасности металлургического завода.
– После увольнения из органов, с 2000 по 2006 год, был начальником информационно-аналитического отдела, – Мосякин описывает трудовой путь после выхода на пенсию. – В 2006 году возглавил службу безопасности завода и работал до 2015 года. В 2015 году стал руководить частным охранным предприятием “Сталь-Лит”. Директором предприятия проработал до 2018 года.
В 2018 году обстоятельства сложились так, что Владимир вместе с женой переехал в Анапу.
– Дочь Наталья живет в Екатеринбурге, она замужем. У нас уже внучка есть – Анечка, – говорит Владимир Анатольевич.
В конце 2021 года в свет вышла книга “Афганистан. Моменты истины”. Под одной обложкой собраны данные о жителях Северного управленческого округа, принявших участие в той войне.

Руководителем проекта указан управляющий Северным управленческим округом Евгений Преин, главным редактором – его заместитель Дмитрий Егоров. Книга выпущена тиражом 1100 экземпляров. Рассказывается в ней и о Владимире Мосякине. Владимиру Анатольевичу уделили полтора десятка строк. По словам мужчины, в этой небольшой информации были допущены ошибки – местом жительства указано Сочи, а не Анапа, название охранного предприятия, которое возглавлял Владимир, написано неправильно, а о службе в милиции вообще нет упоминания.
Владимир Мосякин говорит, что практически ежегодно приезжает в Серов, на День уголовного розыска, который отмечается 5 октября, чтобы встретиться с коллегами. В один из таких визитов ему рассказали, что готовится книга и предложили заполнить анкету. Он не отказался.   
– Заполнил анкету, сняли копию с военного билета… – Владимир Анатольевич говорит, что после этого с ним никто не связывался. – Откуда взяли, что я в Сочи живу? Непонятно. Название организации “Сталь-Лит” слитно написали, кем я там работал – непонятно, то ли охранником, то ли сторожем. Мне это неприятно.  


Полная версия