Серов
1 °C
$91,78
98,03
Присоединяйтесь к нам:

“Если нам нужно здание для техникума – к черту богов!”. 90 лет назад в Надеждинске взорвали Спасо-Преображенский собор

“Если нам нужно здание для техникума – к черту богов!”. 90 лет назад в Надеждинске взорвали Спасо-Преображенский собор
Иллюстрация: Константин Бобылев, "Глобус"

В июле 2021 года исполнилось 90 лет с момента взрыва Спасо-Преображенского собора в Надеждинске. Величественный храм из красного кирпича с золочеными куполами был уничтожен в ночь на 13 июля 1931 года.

В 2019 году историк-краевед, заведующий историческим отделом Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Игорь Фомичев издал книгу, посвященную церквям, которые когда-то располагались в Надеждинске и соседних поселках – «Надеждинск Православный».
Фото с сайта администрации Серовского городского округа
На презентации книги Игорь Алексеевич много рассказывал про Спасо-Преображенский собор:
– Длина здания – 53 метра, ширина – 25. Четыре малых купола расположены вокруг центрального и находятся на высоте 37 метров. Колокольня в три яруса, поставленных друг на друга, высотой 46 метров. В чем своеобразие этого храма? Есть такое предположение, это только версия, в серьезных источниках я не нашел ее подтверждения, что это храм закладывался к 300-летию Романовых. Это всего лишь гипотеза, высказанная некоторыми петербургскими учеными, историками, которые занимались судьбой Половцова. Этот храм не стали обносить штукатуркой в традиционном русском стиле, в виде белокаменного – традиция византийского характера. Решили оставить в таком виде. Буквально через три года после того, как храм заложили, освятили один приход. Окончательно храм вступил в строй в 1917 году. Храм построили, его насытили утварью, которая нужна была для проведения служб. Построенный храм должны были расписать на средства Шадриных (фамилия известная). Александр Иванович Шадрин – человек, который много денег пожертвовал на благотворительность. Именно Александр Иванович предполагал найти средства для росписи этого храма. Пока суть да дело, на дворе настали уже совершенно другие политические времена. И стало не до росписи храма.
Среди горорожан есть мнение, что собор был взорван из-за того, что был выше Дворца культуры металлургов. ИГорь Фомичев отмечал, что это лишь одна из гипотиз, и в официальных документах она подтверждений не находит. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
В книге Фомичев отмечает, что Спасо-Преображенский собор был сложен из красного кирпича, на бетонном фундаменте, крыша была металлическая, а увенчан собор был позолоченными куполами. До наших дней дошли только черно-белые изображения. 
Заложен храм, по информации Игоря Алексеевича, был в 1905 году. Изначально планировали построить собор по проекту архитектора Москвина, здание должно было получиться в строго византийском стиле. Но из-за дороговизны проекта, в него внесли изменения. Собор в смешанном русско-византийском стиле строили по плану архитектора Александра Турчевича (его авторству принадлежит проект собора Воздвижения Креста Господня в Верхотурье).
Временный престол в честь Преображения Господня был освящен в 1908 году.
В фондах Сервоского исторического музея сохранились фото собора до его разрушения. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
В Серовском городском музее хранится копия «Ведомости о церкви», составленной в 1929 году.
«Церковь построена в 1917 году на пожертвования прихожан, бывшей владелицы Надеждинского завода Надежды Мих. Половцевой и Правлением бывшего Богословского Горного Округа. Зданием каменная, внутри оштукатурена. Колокольня каменная. Престолов должно быть три, но в настоящее время один – главный во имя Преображения Господня, освященный 4/17 октября 1926 г., согласно грамоты Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Аркадия, Еписк. Кунгурского. Утварью достаточна. По штату при ней положены: 3 священника, 1 штатный диакон, 2 псаломщика. В настоящее время третьяго штато нет, а есть лишь священник, исполняющий обязанности за третьего штат. Жалования положено: нет. Кружечных доходов за текущий год получено (не читается) согласно общаго положену о разделах. Другие источники содержания членов причта и количество поступающих в них дохода: не имеется. За исключением обеспечения за счет церкви квартирами, кои не имеют собственных домов».
Фото с сайта администрации Серовского городского округа
Также в документе говорится, что собор построен в 400 верстах от благочиния. Ближайшая церковь находится в 7 верстах – Симеоновская церковь в селе Филькино.
«Приписанных к сей церкви церквей 2. Часовен нет. 1-я церковь в Надеждинске, на старом кладбище Всехсвятская, и 2-я Власиевская, д. Еловка в 8 верстах».
Кладбищных и молитвенных домов к собору приписано не было. Земли при соборе также не было.

“Религиозно-настроенный, добрый, великодушный, сердечно-отзывчивый народ”

О том, какие настроения царили в Надеждинске в год закладки Спасо-Преображенского собора, можно судить из записей, которые вел первый настоятель собора Африкан Богомолов. В Серовском историческом музее хранится копия выписки из церковной летописи, датированной 1910 годом.
Африкан Богомолов, первый настоятель собора. Фото с официального сайта администрации Серовского городского округа
«До 1905 года населением Надеждинского завода был религиозно-настроенный, добрый, великодушный, сердечно-отзывчивый народ.
Многочисленные и ценные образа и утварь сгоревшей Всехсвятской церкви свидетельствовали о религиозной настроенности населения. Несмотря на краткое существование этой церкви (11 лет) она была вполне благоустроенной. <...>
В воскресные и праздничные дни храм наполнялся богомольцами до тесноты, до давки, огромные толпы народы, не помещаясь в храме, стояли на улице под дождем и снегом, пронизываемые холодным ветром.
Но постепенно религиозная настроенность начала падать, понижаться. В этом печальном явлении главным фактором является с одной стороны всеобще заводско-фабричная жизнь, при которой материальные расчеты берут верх над духовными, занимая доминирующее положение, а с другой – условия жизни Надеждинского завода».
До закладки Спасо-Преображенского собора в Надеждинском заводе была лишь Всехсвятская церковь, построенная в 1898 году (она сгорела в 1908 году). До строительства Всехсвятской церкви, местное население, по воспоминаниям Африкана Богомолова, ездило в Богословский завод (ныне Карпинск) на службы.
С открытием Всехсвятской церкви выяснилось, что приход слишком велик для одного священника. И в 1904 году была открыта вторая вакансия священника.
«В начале 1904 года началась усиленная политическая и антирелигиозная агитация, которая, если не изменила в корне мировоззрение, то сильно расшатала религиозно-нравственные устои народа. Уже через год население с его окрепшими традициями было нельзя узнать, так сильно и быстро он изменял свой облик. Главари революционного движения обратили особенное внимание на религиозную сторону народа, на его доверие к духовенству и авторитет последнего. Зная, что это сила, с которой нужно считаться, они разрушение религиозных устоев народа и развенчание в его глазах духовенства поставили ближайшей целью дискредитировать духовенство в глазах народа. <...>
Чем больше развивалось движение, тем больше понижалась религиозная настроенность, особенно в 1906 году, когда появилась на сцене кощунственные выходки (неснимание шапок перед религиозными процессиями, курение в храме табаку и даже драки) <...>”.
Африкан пишет, что в 1907 году в Надеждинске сменились оба священника, но отношения народа к служителям церкви это не изменило. А в июле 1909 года одного священника побили “среди бела дня”.
Но в 1908 году, после пожара в Всехсвятской церкви, “на который многие взглянули как на гнев Божий и очистительную жертву”, религиозность населения начала подниматься.
Помимо понижения религиозности, Африкан Богомолов отмечает еще одну проблему населения Надеждинского завода - “морально-бытовое падение нравов". Этому он приводит три причины: фабричная жизнь с ее специфическими особенностями, алкоголизм, местные условия жизни.
Трудность работы, хороший заработок, отсутствие культурных развлечений, заразительность худых примеров - все это способствовало развитию народного пьянства и разгула. Не менее важную роль сыграло в этом и то обстоятельство, что здесь всегда и во всякое время дня и ночи можно достать водки в тайных притонах, в которых в обмен на водку принимаются не только денежные знаки, но и другие, имеющие ценность, предметы, вплоть до снятого тут же платья. Водка вошла в обиход народной жизни: пьют с радости, пьют с печали, пьют в праздники, пьют в будни, с устатка, в свободное время, пьют на крестинах, на свадьбах, на похоронах, именинах, пьют все - даже многие женщины и ребята; из мужчин непьющих мало. На алкоголь уходят колоссальные суммы денег. Верхотурский уезд занимает самое почетное (первое) место среди уездов России по количеству выпиваемой водки”.
Здесь же Африкан Богомолов приводит данные, что в 1907 году в уезде, где проживает 245 660 человек (в том числе младенцев), выпито водки на 3 179 000 рублей.

“Долой колокола, долой кресты, да здравствует школа!”

В 1929 году у РК ВКП(б) возникает идея, разместить в здании собора индустриальный техникум.
В архива Серовского исторического музея хранится копия части протокола общего собрания рабочих и служащих Надеждинского отделения Уралпромстроя от 7 сентября 1929 года. На собрании рассматривали вопрос передачи здания собора под открытие в нем индустриального техникума.

«Товарищи рабочие, в отношении церкви надо сказать, что церковь никакой пользы нам не приносит, а приносит вред. Молодежь сейчас ни один в церковь не идет, а каждый стремится учиться. Поэтому, мы должны сказать: если нам нужно здание для техникума – к черту богов, даешь учиться, да здравствует красное знамя на здании церкви! Пока мы свободно можем учиться – нужно каждому от этого не отставать. Долой колокола, долой кресты, да здравствует школа!» – выступил на собраний некий товарищ Кубарев.
В здании собора хотели разместить индустриальный техникум. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Игорь Фомичев в книге «Надеждинск Православный» приводит данный документ целиком. Можно увидеть, что часть присутствующих на собрании выступала за сохранение церкви.
«Бояться нам не нужно, нельзя говорить, что церковь не нужна. Не нужна церковь не для всех, а есть еще люди, которые от церкви не отказываются и верят в бога, а поэтому, церковь закрывать не следует и оставить ее церковью», – отражено в протоколе мнение товарища Иванова.
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
На заседании Пленума Надеждинского Городского Совета 7 января 1930 года (протокол заседания также приведен в книге Фомичева) было принято решение о расторжении договора использования здания собора с «группой верующих». Было решено - здание церкви изъять и передать его под техникум.
В ответ на это решение церковно-приходской совет Спасо-Преображенского собора в январе 1930 года пишет письмо в ЦИК СССР с просьбой не лишать верующих церкви.
В июне 1931 года на заседании президиума Надеждинского городского Совета было решено «здание бывшей церкви считать целесообразным снести на слом, а кирпич от разбора здания использовать на городское строительство, как-то: гостиницу, прачечную, школьное и больничное строительство». Уже через месяц собор снесли.
Документы по каждому из этих событий можно найти в книге Игоря Фомичева «Надеждинск Православный».
Здание собора было изъято у религиозной общины Надеждинска в 1930 году. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

2 настоятеля, 5 священников, 7 диаконов

По данным, предоставленным Серовскому историческому музею Екатеринбургской епархией в 2006 году, за короткий период существования Спасо-Преображенского собора, в нем успели послужить два настоятеля – Африкан Богомолов (с 1910 по 1915 годы) и Леонид Коровин (с 1919 по 1928 годы). Пять священников: Андрей Носков (с 1909 по 1915 годы), Леонид Коровин (с 1912 по 1919 годы), Михаил Титов (с 1916 по 1918 годы), Александр Мещеряков (с 1916 по 1918 годы) и Михаил Ратьковский (с 1924 по 1930 годы). Семь диаконов: Александр Мещеряков (с 1907 по 1916 годы), Неофит Поздняков (с какого года – не известно, по 1910 год), Алексей Кыштымов (с 1915 года), Федор Голубятников (с 1916 года), Николай Глухов (с 1918 по 1923 годы), Адриан Анцыферов (с 1922 по 1924, и с 1926 года), Александр Жаворонков (с 1925 года).
Фото с сатйта администрации Серовского городского округа
В Серовском историческом музее хранится копия послужных списков собора периода, когда настоятелем был Леонид Коровин.
Про самого Коровина говорится, что он выходец из духовенства. 
«Студент Пермской духовной семинарии, окончил курс в 1910 году. Состоял заведывающим-учителем земского села Балакина. Определен и рукоположен в сан священника к Александро-Невскому, В-Туринского завода (1911 год). Состоял законоучителем в 2-х классном училище В-Теринском (1911-1912). Согласно прошению был переведен на открывшуюся 3-ю священническую вакансию к Спасо-Преображенской цер. Надеждинского завода 1912 год). Состоял законоучителем: в высшем начальном училище (1912-1919), в 3 и 4 начальных училищах (1915-1919), в гимназии (смешан) (1917-1919). Был духовным следователем 3-го Благоч. Ак. Верхот. Уезда (1916-1917). Согласно хадатайства прихожан и резолюции преосвященного Григория, Епископа Екатеринбургского переведен на настоятельское место к сему собору (1920). Окружным благочинническим собранием и резолюцией Еп. Совета утвержден в должности помощника Благочиного 5 округа. Состоит Благочинным округа с 1920. С благословения и изволения Святейшего патриарха Московского и всея Руси Тихона преосвященным Аркадием Епископом Кунгурским возведен в сан протоиерея 23.2.1925».
Фото с сайта администрации Серовского городского округа
Штатный диакон Адриан Анцыферов, согласно церковным записям, был выходцем из крестьян. В 1922 году, согласно прошения Епископа Григория, определен псаломщиком на диаконской вакансии к церкви села Черемховского Камышловского уезда. В том же году был рукоположен в диакона той же церкви. В 1924 году был переведен на вакансию второго диакона в Преображенский собор Шадринска. В 1926 году был переведен в надеждинский Спасо-Преображенский собор.
Диакон на вакансии первого псаломщика Николай Глухов в 1914 году окончил псаломническую школу в Екатеринбурге. В Надеждинск попал в 1918 году, на должность второго псаломщика в Спасо-Преображенский собор.
О втором штатном священнике Михаиле Ратьковском известно, что он окончил курс псковской духовной семинарии. Состоял псаломщиком при церкви в селе Турово Псковской епархии, а также был законоучителем в трех земских школах. С 1913 по 1919 годы был законоучителем в Новоржевском начальном училище. В это же время был законоучителем в женской гимназии и на педагогических курсах. После был рукоположен в сан священника в церкви Новоржева. В Надеждинск попал в 1924 году.
Также в музейных документах есть информация, что в 1929 году в церкви служил диакон на второй вакансии псалтырщика Александр Жаворонков. Об Александре Григорьевиче нет данных, кроме того, что ему на тот момент было 36 лет.
Фото с сайта администрации Серовского городского округа
Практически у каждого священника была семья.
У настоятеля Леонида Коровина была супруга Анна Даниловна и две дочки – Вероника, родившаяся 23 июня 1916 года, и Ольга. Она родилась в 1928 году (дата не указана).
У диакона Андриана Анцыферова был жена Ольга. В их семье было трое детей. В 1923 году родился сын Владимир, в 1926 году – Александр. Еще один ребенок родился в 1927 году, его имя, к сожалению, в записях не разобрать.
Николай Глухов был женат на Анне. У них было трое детей, все – дочери: Надежда (1922 года рождения), Людмила (1923) и Алевтина (1928).
Михаил Ратьковский был женат на Зинаиде. У них было четверо детей: дочь Елена (1914 года рождения) и три сына – Павел (1913), Николай (1916) и Валентин (1922).
В архивах музея хранятся воспоминания о ликвидации собора, записанные со слов местной жительницы Валентины Светлаковой. Женщина вспоминала, что на момент закрытия церкви при ней оставались три священника: «Андрей – умер незадолго перед этими событиями. Михаил – уехал куда-то. Леонид – поступил работать в заводоуправление».

Есть память, нет покоя

За годы, прошедшие с момента уничтожения собора, на его руинах и рядом с ними успели вырасти многоквартирные дома и гаражные кооперативы. Но часть обломков здания до сих пор находится на месте. В 2014 году это место было облагорожено - на развалинах установили поклонный крест, арку с колоколом. В наши дни на этом месте проходят молебны.
Фото: Андрей Клейменов, архив "Глобуса"
На территории мемориала установили баннер с текстом: “Собор Преображения Господня. Собор был заложен 16 сентября 1905 года. Освящен 30 ноября 1908 года. Длина храма 57 метров, ширина 25 метров, высота колокольни 48 метров, высота главного купола 37 метров. Колокольня, 6 куполов, окон 103, крестов 11. В ночь с 12 на 13 июля 1931 года собор был взорван”.
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
В 2016 году на арке установили мемориальную доску с изображением собора и текстом: “Установлена 1 октября 2016 года в день соборного молебного служения духовенства Нижнетагильской и Серовской епархии о ниспослании помощи Божией на начало строительства Часовни на этом святом месте”, - гласит надпись на табличке.
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Но и в наши дни не дают покоя месту, на котором стоял собор. В мае 2018 года вандалы расписали обломки собора черной краской. На конструкциях появились надписи “сатана”, три шестерки - “число зверя”, звезды, обведенные в круги.
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных