Серов
9 °C
$91,78
98,03
Присоединяйтесь к нам:

Добро с кулаками?

Добро с кулаками?
Александр Бушуев. Фото из личного архива автора

В 1963 году А. и Б. Стругацкие выпустили одну из самых известных своих повестей - «Трудно быть богом». В повести ставился вопрос: должны ли высоконравственные люди будущего с планеты Земля решительно вмешаться в жизнь общества другой планеты, застрявшего в диком и ужасно антигуманном средневековье? Земляне приняли позицию невмешательства, решив ограничиться наблюдением и «мягкой силой» - спасать от преследования ученых, поэтов, изобретателей… Четырьмя годами позже И. Ефремов выпустил фантастический роман «Час быка». В этом романе люди далекого коммунистического будущего Земли также стоят перед дилеммой: вмешаться в жизнь человечества несчастной планеты Торманс, или ограничиться только наблюдением. В версии Ефремова земляне просто обязаны вмешаться, чтобы Добро одержало победу над Злом. То есть, эти сценарии вертятся вокруг вопроса: должно ли Добро быть с кулаками?

Это вовсе не абстрактный вопрос – в реальной жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями выбора: «око за око» или «если ударили, подставь другую щеку», отомсти или прости, накажи немедленно или поверь в совесть обидчика, заставь падшего каяться или позволь ему самому сделать моральный выбор… Вот обычная ситуация в семье: ребенок совершил какой-то проступок – наказать немедленно или подождать?
Но, вернемся к повести А. и Б. Стругацких. В самом начале повести мы знакомимся с главным героем Антоном и его друзьями в детстве. Нет никакого ощущения, что это дети далекого будущего – это крапивинские герои-коммунары с советским сознанием. К примеру, Анка, подруга Антона, произносит известную фразу А.М. Горького: «Когда враг не сдается, его уничтожают». То ли авторы не смогли представить себе моральный облик людей будущего (Ефремов напротив описал детально), то ли хотели показать, что в человеке в любую эпоху намешано многое из прошлого («родовые пятна капитализма»).
Антон становится замаскированным разведчиком (благородный дон Румата) на несчастной планете и должен постоянно наблюдать за процессами в обществе, а также неприметно оказывать содействие сохранению и развитию культуры королевства Арканар. По сравнению с примитивными жителями Арканара Антон – бог, оснащенный знаниями, технологиями, нравственными качествами, приемами рукопашного боя и т.д., и т.п. Но пребывание в антигуманной среде не проходит бесследно для Антона - он замечает, что сам поневоле становится нетерпимым и злым. Видя ужасные сцены издевательства тупой толпы «серых штурмовиков» над всеми, кто сколько-нибудь причастен к культуре, переживая приход к власти еще более жестоких «черных монахов» а также убийство монахами тех, кого он «приручил» (мальчишка-слуга и любимая девушка), Антон срывается и уничтожает главаря черного ордена и его приспешников. Антона, как не справившегося со своей задачей «бога», отправляют на Землю. И вот в финале повести подруга детства Анка встречает Антона и, увидев его кроваво-красные руки (он собирал землянику в лесу), отшатывается от него как от прокаженного. А вот и вопрос: стал ли Антон меньше или больше Человеком, взяв в руки меч и наказав Зло?
В романе И. Ефремова земляне делают многое, чтобы подготовить борьбу здоровых сил планеты с безжалостной олигархией: просвещают, снабжают оружием, создают начальные организации сопротивления – то есть имеет место быть вмешательство по полной программе. Тем не менее начальница экспедиции Фай Родис перед смертью (владыки Торманса уже убили троих землян и добрались до нее) все-таки запрещает командиру корабля мстить и дает команду «Кораблю – взлет!». Несмотря на убежденность в необходимости решительных действий для пресечения зла, писатель показывает, что «решительное добро» может оказаться Злом.
Весьма показательна деградация «бога» в экранизации повести Стругацких режиссером Алексеем Германом. (Некоторые люди просто не могут досмотреть этот фильм до конца – столько в нем грязи, уродства, животного существования.) Но «бог-прогрессор» не нужен благополучному миру, он нужен тому миру, где люди находятся в инферно – обществе безобразном и полном Зла. И что делать «богочеловеку»? Один вариант – покинуть этот инфернальный мир (пусть сами расхлебывают кашу, которую заварили), другой – остаться и бороться с мужеством отчаяния…

А если взглянуть на наш земной мир с высоты «бога-прогрессора»? Разве мало в нем грязи примитивной масс-культуры, транслируемой СМИ и интернетом, грязи межнациональной ненависти, криминала, жестокого обращения в семье, буллинга, шутинга т.д., и т.д? И что же делать? Карать всех, здесь и сейчас? 
(Вот не так давно была новость, что группа подростков «очищала» город, поджигая и убивая людей без определенного места жительства – бомжей. Так вот легко и просто. А хотелось бы вам оказаться в будущем среди таких «чистильщиков-прогрессоров»?)
Как легко поверить в эффективность кулака! Как легко героизировать «богов с кулаками» - всяких там Рембо, Агентов 007 и прочих «борцов со злом»… И как трудно поверить в то, что человек способен измениться к лучшему. Замечательный пример того, как добро способно переменить человека, мы находим в романе Виктора Гюго «Отверженные», где доброта и доверие епископа помогают каторжнику Вальжану переродиться в другого человека. А сыщик Жавер, который действует безжалостно по закону и правилам, осознает свое морально ничтожество и кончает жизнь самоубийством. (Если сложно прочитать объемный роман, посмотрите одноименный сериал 2000 года с Жераром Депардье в главной роли). 
Ну, - говорит мой внутренний критик, - это художественная литература, фикция, выдумка. А в жизни? Вернемся к ситуации в семье - простое правило из народной педагогики: если ребенок совершил проступок, не торопись его наказывать. Поторопишься – вызовешь в нем злые чувства, подождешь – включатся благодарность за понимание (все не без греха), совесть, раскаяние.
Академик Иван Павлов, реагируя на массовые расстрелы и репрессии, писал в декабре 1934 года наркому Молотову:
«Надо помнить, что человеку, происшедшему из зверя, легко падать, но трудно подниматься. Тем, которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно. И с другой стороны. Тем, которые превращены в забитых животных, едва ли возможно сделаться существами с чувством собственного человеческого достоинства».
Примечание: на машинописной копии письма резолюция: «т. Сталину. Сегодня получил новое чепуховое письмо академика Павлова. Молотов».
Вот оно столкновение полярных позиций: «добро должно быть с кулаками» и уничтожать непонятливых, несогласных, не разделяющих идею, и «добро должно быть (!) прежде всего», а кулаки – вовсе не самое главное орудие добра.
Если у читателя сложилось впечатление, что автор – абстрактный гуманист, то это не так. Увы, в нашем неидеальном мире зло надо иногда пресекать «злыми» методами. Однако, мы должны помнить и об эффекте отдачи – зло очень легко находит отклик в нашей животной, «тварной» природе, порождая желание повелевать, наказывать, принуждать, приговаривать – творить произвол по отношению к другому человеку… (Это прекрасно показано в весьма современном романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».)
В каждом их нас заложена природой бездна любви к себе дорогому и только маленькая искорка любви к Другому – и это так просто позволить ей потухнуть, и это так трудно помочь ей разгореться, так сложно стать милосердным.
«Делать добро легче, чем быть добрым», - Жорж Вольфрам, французский литератор.
Каждый из нас является тем самым «богом-прогрессором» Стругацких на планете Земля. И если ты не «бог милосердный» для кого-либо, то человек ли ты? 
2 декабря 2023 г. Александр Бушуев.

Александр Бушуев - Жизнь-это...

Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных