3 июня ровно 26 лет назад, в 23.15 по московскому времени в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 километрах от города Аша Челябинской области, произошла
самая крупнейшая авария на железной дороге. В ней погибло 575 человек (181 из них дети), 623 получили тяжелые ожоги и остались инвалидами.
Железнодорожная катастрофа под Уфой, 3 июня 1989. Фото: http://dead-city.ru/
Авария произошла в момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск-Адлер» и № 212 «Адлер – Новосибирск» произошел мощный взрыв облака легких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь-Урал-Поволжье». Сила взрыва была такой, что за несколько километров от его эпицентра на центральной усадьбе колхоза «Красный восход» вылетели все стекла. Железнодорожные рельсы скрутило в немыслимые петли. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, семь полностью сгорели. Оставшиеся 26 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри.
Примерно за три часа до катастрофы
приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В результате этих действий через почти двухметровую трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов, которые скопились в низине в виде «газового озера». Возгорание газовой смеси могло произойти от случайной искры или сигареты, выброшенной из окна проходящего поезда.
Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.
Железнодорожная катастрофа под Уфой, 3 июня 1989. Фото: http://dead-city.ru/
Официальная версия следствия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесенных ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы, а утечка началась за 40 минут до взрыва. Судебное разбирательство по делу аварии продолжалось шесть лет. Обвинение было предъявлено девяти должностным лицам, двое из них подлежали амнистии. Среди остальных – начальник строительно-монтажного управления треста «Нефтепроводмонтаж», прорабы, другие конкретные исполнители.
Железнодорожная катастрофа под Уфой, 3 июня 1989. Фото: http://dead-city.ru/
Спустя три года после катастрофы, в 1992 году, на месте трагедии был сооружен восьмиметровый мемориал. Ежегодно у памятника жертвам катастрофы проходят траурные митинги.
Крупные железнодорожные катастрофы в России и СССР
6 августа 1952 г. на станции Дровнино на Западной железной дороге в Можайском районе Московской области шедший на большой скорости поезд столкнулся с лошадью, в результате чего поезд сошел с рельсов. Погибли 109 человек.
7 августа 1987 г. в Ростовской области электровоз грузового поезда, разогнавшись на спуске до 140 км в час, врезался в задние вагоны пассажирского поезда "Ростов-на-Дону - Москва". Погибли 106 человек, ранены 114, материальный ущерб составил свыше полутора миллионов рублей. В ходе следствия выяснилось, что крушение произошло из-за неисправности тормозной системы в составе грузового поезда.