Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, разрешающее не устанавливать на автомобили знак «Шипы». В МВД пояснили, что знак утратил свою актуальность. По мнению ведомства, динамические характеристики движения в первую очередь определяются иными факторами — в частности, конструкцией транспортного средства, наличием современных электронных систем, способствующих торможению. Также специалисты пришли к мнению, что наклейка на заднем стекле лишь ограничивает обзор.
По мнению опрошенных «URA.RU» экспертов, в итоге для автомобилистов нововведение обернулось лишь тратой денег.
Обязательным знак «Шипы» для автомобилей с шипованной резиной стал 1 декабря прошлого года. За его отсутствие автовладельцы рисковали получить штраф в размере 500 рублей и запрет на дальнейшее движение до устранения причины нарушения. Уже тогда многие эксперты активно критиковали нововведение, однако МВД упорно отвергало все доводы и сумело пролоббировать новацию. При этом рядовые автолюбители тоже бунтовали: на Change.Org было создано несколько петиций за отмену обязательной наклейки.
С самого начала был отмечен ажиотажный спрос на наклейку. Из-за возникшего дефицита знак вырос в цене от 50 до 200 рублей. Инспекторы ГИБДД в регионах не проводили специальных рейдов для выявления водителей, которые не установили знак «Ш». В некоторых случаях штрафы за отсутствие наклейки все же оформлялись. Иногда автомобилисты отделывались устными предупреждениями.
В России насчитывается почти 60 миллионов автомобилей. Большая часть из них в зимнее время использует именно шипованную, а не всесезонную резину. Простые арифметические расчеты позволяют предположить, что за один сезон изготовители наклеек суммарно смогли заработать, по меньшей мере, 2-2,5 млрд рублей. При этом себестоимость наклейки, по оценкам представителей различных типографий, не превышает пяти-семи рублей.
«Сначала лоббировали эту идею, доказывали ее необходимость. Всех поголовно заставили приобрести эти знаки. А теперь, когда тема отработана, ее решили отменить. Полагаю, что без коррупционного следа тут не обошлось», — сообщил «URA.RU» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. — Сейчас правоохранители делают вид, что, видите ли, ошиблись. А автомобилисты в общей сложности заплатили миллиарды», — констатировал Похмелкин.
Руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов в разговоре с «URA.RU» также предположил, что «тут не обошлось без коммерческого интереса». «Несколько фирм в короткий срок неплохо заработали на этой идее. Однако наказать никого не удастся. Невозможно обосновать, что это был злой умысел и кто-то преследовал корыстные интересы», — сказал собеседник агентства.