«В доме № 6 по переулку Фадеева в поселке Сосьва жить нельзя, – написали в редакцию газеты «Глобус» его жители, – но выбора у людей нет, и приходится жить в разрушающемся на глазах доме».
Так жить нельзя
Проживают в доме в основном женщины пенсионного возраста. Галина Ивановна Амосова переехала сюда в 1978 году, здесь выросли ее дети, теперь подрастают внуки.
– Мы даже не просим выселить нас из этого дома, здесь прошла вся жизнь, – говорит взявшая на себя роль экскурсовода Галина Ивановна, – сделали хотя бы ремонт, чтобы после каждого дождя мы не подставляли тазики и ведра под потоки льющейся в квартиры воды.
Видеть разрушающиеся трущобы ХХI века – зрелище гнетущее. Фундамент дома просел и сгнил, в нем зияют огромные дыры. Это вызвало серьезную деформацию стен. Стеновые балки сгнили, и одна из стен наклонилась в сторону улицы, оконные рамы перекошены. Часть окон с торца дома забита фанерой. Прямо на глазах с крыши от разрушающейся трубы скатился закопченный кирпич.
Фундамент дома просел, в нем кое-где зияют огромные дыры. Фото: Татьяна Дерибасова, "Глобус"
Из восьми квартир – три нежилые. В одной лет 20 тому назад случился пожар, с тех пор там никто не живет. Чтобы создать иллюзию жилого помещения, женщины повесили тюль, а то буквально начинают «бомбить» квартиры: тащат кирпичи от печей, доски – все, что может пригодиться в хозяйстве.
Еще одна такая же квартира на втором этаже. Там люди долго пытались привести ее в жилой вид, но потом поняли, что это им не под силу и теперь где-то снимают жилье. А хозяйка третьей пустующей квартиры помучилась, померзла несколько зим и уехала жить к родственникам. Конечно, если бы дом был заселен полностью и зимой все печки топились, то было бы теплее.
В подъезд страшно заходить: штукатурка отваливается, полы гнилые.
– Мы сами, как можем, стараемся содержать дом, но разве нам это под силу? – говорит Галина Ивановна, – кругом ползают мокрицы и другие насекомые, из-под гнилых полов лезут крысы и мыши. Из-за прогнившей электропроводки не однажды был пожар. Сколько обращались в ЖКО с просьбой поменять электропроводку, но так ничего до сих пор и не сделано.
Галина Ивановна показывает свои «хоромы». Квартира ухожена настолько, насколько это возможно в таких условиях.
– Стараемся поддерживать свое жилье, но все наши труды тщетны. В потолке дыры, из которых сыпется шлак с крыши, и дождь поливает комнаты. От сырости потолок провисает – того и гляди на голову рухнет в один прекрасный момент. Обои на стенах отваливаются, деревянный пол ходит ходуном. Зимой ложимся спать в верхней одежде, а днем по квартире ходим в валенках, потому что весь дом насквозь прогнил и «светится», – продолжает знакомство с домом Галина Ивановна.
Вид в подъезде дома. Фото: Татьяна Дерибасова, "Глобус"
Как пройти к туалету?
Не менее живописная картина и во дворе. Рядом с домом пожарный водоем – две огромных емкости, наполненные водой и прикрытые сверху тонкими досками. Жители рассказывают, что он уже дважды становился причиной беды. Однажды успели вовремя вытащить мальчишку-подростка. А в другой раз с помощью машины и троса доставали оттуда корову. Все обращения в администрацию с просьбой оградить опасное место остаются не услышанными.
Конечно, все удобства на улице. Недавно построили новые туалеты. Хотя все жители в голос утверждают, что в этом не было никакой необходимости. Их вполне устраивали и те, что были. В доме есть проблемы, которые, на их взгляд, важнее.
Пройти к новым туалетам проблематично, мешают "останки" старых. Фото: Татьяна Дерибасова, "Глобус"
Но самое интересное, что подхода к новым туалетам у жителей просто-напросто нет. Они вынуждены пробираться к ним через оставшиеся конструкции старых, рискуя провалиться в нечистоты через открытые дыры. Строители столь оригинальный способ сдачи объекта объяснили просто: в смете не предусмотрен демонтаж старых туалетов.
Дровяники возле дома разрушены. Фото: Татьяна Дерибасова, "Глобус"
Проблема не местная – государственная
Можно долго и живописно рассказывать о жизни одного отдельно взятого дома по переулку Фадеева, 6 в поселке Сосьва. Но это лишь частный случай огромной проблемы, характерной для больших и маленьких городов и поселков России.
По словам заместителя главы администрации Карена Аветисяна, дом по проезду Фадеева ни ветхим, ни аварийным пока не признан. Запланирован ремонт крыши, на который выделено 19 тысяч рублей. В ближайших же планах администрации расселение двух 16-квартирных домов по улице Нефтепроводчиков.
Между тем, не так давно президент России Владимир Путин объявил, что ветхого жилья в стране быть не должно. Его слова поселили в сердцах людей надежду, что не в отдаленном, а уже в ближайшем обозримом будущем они смогут жить в нормальных человеческих условиях. Расселение граждан из ветхого и аварийного жилья заявлено одной из главных задач жилищной реформы.
Согласно официальной статистике, в России 13,1 млн кв. м аварийного жилья – это 0,5% всего жилфонда. Но оглянувшись вокруг начинаешь понимать, что эти цифры от лукавого.
Такой дом сам может стать декорацией фильма о жизни в трущобах. Фото: Татьяна Дерибасова, "Глобус"
Как доказать, что дом аварийный?
Единственное, что можно предпринять людям, которые попали в подобную ситуацию – бороться за свои права.
И для начала ознакомиться с постановлением правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодного для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В документе изложены требования, которым должно отвечать жилое помещение, основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Ветхое состояние здания определяет как «состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов – свыше 70%, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард – свыше 65%, основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям». Аварийным состояние здания признается, если более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих.
Полномочия признавать или не признавать жилье ветхим или аварийным возложены на специальную межведомственную комиссию, которая должна быть создана в муниципалитете. Для признания дома аварийным, необходимо предоставить в межведомственную комиссию пакет документов. После изучения которых и осмотра дома, комиссия принимает одно из следующих решений: о пригодности жилого дома для проживания; о пригодности жилого дома для проживания после проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (с приведением соответствующих технико-экономических обоснований); о непригодности жилого дома для проживания с указанием дефектов, которые не могут быть устранены технически или устранение которых экономически нецелесообразно, и критериев непригодности.
На основании решения комиссии, муниципалитет может подать заявку на участие в одной из программ, например, переселения из ветхого и аварийного жилья или капитального ремонта домов. Какие документы собрать и какие шаги предпринять, «Глобус» расскажет в одном из ближайших номеров.
Трущобы XXI века
Согласно определениям ООН, человек проживает в трущобах, если он лишен хотя бы одного условия из следующего списка:
– Чистой, пригодной к употреблению воды (вода должна быть доступна и в достаточной мере).
– Исправной канализации (одним туалетом не может пользоваться большое количество семей).
– Достаточного жилого пространства (в одной комнате не может проживать больше 3-х человек).
– Помещения, предназначенного для постоянного проживания (жилье должно защищать от плохих погодных условий и находиться на территории, предназначенной для жилья, то есть не в гараже или на складе).
– Права управлять своим жильем (жильцов не могут согнать просто так, как, например, из дома на снос).