Альпийцы, нубийцы, мараны – это лишь некоторые обитатели фермерского хозяйства предпринимателей из Семенова
Обычный деревянный дом, окруженный забором из зеленого металлопрофиля. Вот над забором появляется голова большого белого пса – обычная картина для деревни. Все самое интересно начинается во внутреннем дворе. За решетчатой изгородью пасутся два молодых козлика. На всем привычных они совсем не похожи, больше напоминают оленят.
– Это нубийцы, – рассказывает доброжелательный хозяин подворья Игорь Пушкарев. – У них носы горбатые. Молодые еще совсем.
За забором на свободной территории пасутся еще 6 козочек двух пород – нубийские и альпийские. Отличить две породы друг от друга достаточно просто. У альпийцев маленькие стоячие уши, у нубийцев же они большие и висят. И носы у нубийцев горбатые в отличие от аккуратных вытянутых мордочек альпийцев. Всего же в хозяйстве Пушкаревых 6 козочек и 4 козла.
Наблюдая за попытками запечатлеть животных, Игорь Юрьевич рассказывает:
– Очень сложно их сфотографировать, поймать в кадр. Когда продаем козлят, нужно 100 снимков сделать и только один нормальный получится. У козы интеллект трехлетнего ребенка. Когда козе говоришь и она что-то не делает, она это не делает не потому, что не понимает, а потому, что не хочет делать. Это точно такой же ребенок, только говорить не умеет.
Заведя козочек в загон, Игорь Юрьевич выпускает двух козлов – представителей обеих пород.
– Пахнет только альпиец, нубиец не пахнет. Их зовут Барсик (нубиец) и Гоша (альпиец). Вырастают они к 4 годам до 120 килограммов, сейчас они по 90 примерно весят, это козлы, а взрослая коза примерно 70-80 килограммов весит. Живут они 8-10 лет, весь этот период трудоспособность не теряют.
Самое, наверно, заметное отличие между альпийскими и нубийскими козлами это их рога. У альпийцев они закручиваются в спираль, подобно штопору, и вырастают в длину до 1 метра 20 сантиметров. У нубийцев же рога больше похожи на бараньи. При это сами по себе животные они не агрессивные, а даже наоборот, дружелюбные. Барсик с удовольствием позирует на камеру, и все время норовит облизать хозяина.
– Нубийца мы из Германии привезли, альпийца – из Пермского края. Там где альпийца еще козленком покупали были взрослые козлы, так их голова на уровне груди взрослого человека, – рассказал Игорь Пушкарев.
Начало начал
Семья Пушкаревых в Семенова оказалась совершенно случайно. Сначала приобрели домик для рыбалки и летнего отдыха. Но, по собственному признанию, прожив здесь один год, уезжать никуда уже не захотели.
– Местные жители сначала на нас смотрели, как на дурачков. Приехали из города, начали хозяйство заводить. Потом уже смотрю, сосед коз завел. Кур начали люди заводить. Когда мы приехали, никто кур не держал. Сейчас к нам уже привыкли, – с улыбкой поведал Игорь Пушкарев.
Гоша (слева) и Барсик.
В 2011 году с проектом по козам супруга Игоря Елена выиграла грант в Свердловском областном фонде поддержки предпринимательства, заняли они тогда второе место в области. На эти деньги и были приобретены первые козы.
– Сначала мы хотели баранов разводить Поехали в хозяйство в Пермский край, нашли там племенное хозяйство. Там же у них были козы альпийские. Предложили нам коз попробовать разводить. Сначала отказались, но потом прочитали о пользе козьего молока, съездили и попробовали это молоко. Первыми приобрели альпийцев – 5 козочек и двух козликов. Их собирали по всей стране: из Самары привозили, с Пермского края из питомника привозили. Ездили два раза в Питер на машине за ними. Из Германии встречали коз тоже в Питере. Один раз принимать роды у козы пришлось прямо в машине.
Несмотря на то, что Семеново находится достаточно далеко от города, проблем с медицинским обслуживанием животных у Пушкаревых не возникает. Каждый год – весной и осенью – сдают животные кровь на анализы. А ветеринар на экстренный случай есть и в Серове, и в деревне.
– Ветеринар очень грамотный специалист. Если нужно обезрожить (удалисть рога – ред.) животных или операция нужна, всегда помогает нам, – рассказал Игорь Пушкарев.
Породистые козы – удовольствие недешевое
Нубийские чистопородные козы достаточно дорогостоящие. В Америке одна недойная козочка стоит порядка 200 тысяч рублей. В России же можно найти и за 80-100 тысяч рублей.
– Если говорить об окупаемости, то одна коза только на выручке с молока приносит больше 100 тысяч рублей в год. Плюс, каждая коза в год рожает 2-4 козлят, которые стоят по 30-40 тысяч. В то же время, содержание одной козы в год обходится в среднем в 15 тысяч рублей. То есть чистый доход от одной козы в год около 180 тысяч рублей, – производит нехитрые расчеты Игорь Пушкарев.
Козочек у Пушкаревых покупают по всей стране. Их питомцы живут в Иркутстке, Тюмени, Челябинске, Пермском крае.
– До месячного возраста дорасти не успевают, – рассказывает Игорь Юрьевич. – Продаем через интернет. Запись у нас уже на год вперед. Альпийцев мы практически распродали, потихоньку отказываемся от них переходим на одних нубийцев. Две породы не очень удобно держать.
И вкусно, и полезно
Одна коза приносит до 7 литров молока в день. Молоко предприниматели продают, то что остается – пускают на производство сыра.
– Сыр мы еще только начали производить. Делаем помаленьку, и у нас его сразу знакомые покупают. А вообще, сыр из молока нубийских коз признан самым вкусным в мире. И масло очень вкусное получается. Но пока продаем только молоко и сыр, – со знанием дела рассказывает глава семейства Пушкаревых.
У «нубийского» молока, в отличие от молока обычных коз, нет кислого привкуса и характерного запаха, во рту остается послевкусие пломбира. И до 9 суток молоко это в холодильнике не скисает.
– У меня маленький сын Ваня. Он болел часто, чуть ветер подует или в речке искупается, мороженное поест, все – сразу ангина. А теперь стакан молока утром, стакан молока вечером. Теперь сколько угодно мороженного ест, в горной реке купался и не простыл, – говорит Игорь Юрьевич. – О пользе козьего молока можно говорить много. Это единственный заменитель женского молока, которое усваивается у грудных младенцев на 100 %, потому как оно гипоаллергенно. Помимо этого оно, в отличие от коровьего молока, не вызывает расстройства жкт ни у детей, ни у взрослых. Помогает при лечении диабета (снижает сахар в крови), мужских заболеваний и многих-многих других
Птичий двор
Совсем недавно хозяйство Пушкаревых пополнилось представителями пернатых. Завезли три породы кур: одна немецкая и две французские, и индюков (вес взрослой птицы может достигать 40 кг). Есть в хозяйстве даже американские перепелки.
– Просто породистые птицы нравятся, – с любовью о своем хозяйстве рассказывает Игорь Юрьевич. – Начинали мы с обычных кур, чтобы свое яйцо было. Свое яйцо попробуешь – магазинные кушать не будешь. Потом загорелись племенным разведением. Две породы мы получили яйцом из Москвы – в своем инкубаторе вывели. Это билефельдеры и мараны. Мараны несут яйца с очень толстой скорлупой и цветом очень темные, как пасхальные, темно-коричневые. Из-за толстой скорлупы у них не бывает сальмонеллеза. Яйца очень крупные, до 70 граммов одно яйцо. Эти яйца считаются самыми вкусными в мире.
Поклонники бондинианы наверняка вспомнят, что Джеймс Бонд всегда заказывал себе омлет из яиц марана. Совсем скоро заморские гостьи переедут из старого сарая в новый домик, который Игорь Юрьевич недавно построил... для шиншилл.
– Хотели завести шиншилл, но передумали. Созвонился с Германией – они там постепенно отказываются от этого. Шиншиллами нужно заниматься на очень широкую ногу. Для того чтобы шкурки принимали на фабрики, нужно иметь в месяц на убой 2-3 тысячи шиншилл, то есть нужно создавать большую ферму. Поэтому решили отказаться от этой затеи.
Природная любовь к животным
По мимо коз и птиц, живут у Пушкаревых три собаки – охотничья лайка Топа (в свободное время Игорь Пушкарев любит сходить на охоту), самоед Мирт и шпиц Мася, а в доме хозяйничает кот.
– Изначально самоеды до революции водились в Ханты-Мансийском округе. Почему самоеды? Они ели сырую печень у оленей, потому что витамины нужны. На этих собаках в свое время покоряли север, северный полюс, то есть до революции они были ездовыми собаками. Потом их американцы к себе завезли, а у нас после революции породу загубили, разведением животных никто не занимался. Так самоеды у нас исчезли, теперь мы их завозим из Америки и Канады, – увлекательно рассказывает Игорь Пушкарев.
Самоед живет в отдельном вольере, там для него построена конура, но в ней он прячется только от солнца. Шерсть у собаки очень густая и теплая, что позволяет животному комфортно чувствовать себя на улице даже при минус 60 градусах по Цельсию.
– Зимой он у нас в -40 на будке спит, – отмечает интересную особенность животного Игорь Пушкарев. – А вообще, собака, в принципе, очень добрая, хоть детей на ней катай. Если ее сильно достанут, единственное что сделает, – это скинет с себя – не облает, не покусает.
В планах – расширить ферму
В планах у семьи Пушкаревых обустроить хорошую ферму, увеличить стадо коз до 20-30 голов. Открыть сырных цех. Уже заложили фундамент под новый козлятник. И все именно в Семеново.
– А зачем куда-то ехать? Здесь свежий воздух, единственное что плохо, инфраструктуры нет. Но тут всего полчаса езды до города. По екатеринбургским меркам это вообще ничто, там в пробках по часу стоишь, а здесь по свежему воздуху едешь. Нам здесь нравится – тихая спокойная деревня, – подытожил Игорь Юрьевич.