Представители всероссийского сообщества "Анонимные наркоманы", занимающиеся реабилитацией зависимых лиц, рассказали о своей деятельности в Доме молодежи. И выразили надежду, что после лекции с частью присутствующих удастся наладить взаимодействие и определить пути сотрудничества.
"Анонимные наркоманы" - это не религиозная, некоммерческая организация, которая не обладает силовыми полномочиями и не осуществляет вмешательство в личную жизнь наркозависимого человека. Никто так не разбирается в проблемах наркомании как сами бывшие наркозависимые, которые сейчас находятся в ремиссии.
В настоящий момент "Глобус" готовит подробный материал об альтернативных методах борьбы с наркоманией. Мы расскажем, что такое анонимные группы, почему привлечение больных через раздачу бесплатных шприцов не осуществляется и как правоохранительные органы реагируют на данные тенденции.
В Доме молодежи представители общества поделились собственным опытом, однако попросили не раскрывать их данных. Среди слушателей были представители правоохранительных органов и рабочей молодежи.
Организаторы встречи попросили скрыть их лица. Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
Анонимная группа - это сообщество непрофессионалов, знающих ситуацию "от" и "до". Сама концепция пришла с Запада. Люди предпочитают обращаться за своим личным оздоровлением, а те, которые организуют подобную деятельность, не получают никаких материальных средств. Не важно происхождение обратившегося, его социальный статус, вероисповедание и прочие социальные маркеры.
Расцвет движения произошел в 90-х годах, на пике повальной героиновой и "винтовой" наркомании на постсоветском пространстве. Филиалы открываются с подачи активистов, ранее употреблявшие наркотические средства. Подобные движения сегодня существуют в 10 городах Свердловской области, в том числе и в Краснотурьинске.
Работа организации построена на том, что ранее употреблявший человек уходит в ремиссию и своим примером помогает остановиться другим. Каждая группа анонимных наркоманов отказывается от помощи извне и это накладывает определенные следствия. Свою инициативу общество называет самой доступной - каждый может определить нужно ли ему присутствие на подобных встречах. Представители общества ходят в колонии, реабилитационные центры и предлагают общение и социализацию ранее зависимым, чтобы те вернулись к нормальной жизни.
Удалось пообщаться с представителями общества.
- Собрания посещают люди, находящиеся в ремиссии, или встречаются активно употребляющие?
- Мы очень приветствуем, если на собрание приходит человек, который еще употребляет. Для многих - это стало выходом, эти собрания. Но определенные условия есть: если человек сегодня что-то употреблял, он не имеет возможности высказаться. Он получит поддержку и общение уже после собрания, высказываться по правилам - возможности не дается. Но мы активно приветствуем тех, кто обратился.
- Вы прибегаете к общемировому тренду наркоборьбы, когда зависимых лиц привлекают через бесплатную раздачу шприцов, налоксона и т.д.?
- Мы, как сообщество, не имеем мнения по вопросам, не относящимся к группам самопомощи. Мы не высказываем одобрения, либо осуждения в отношении программ "снижения вреда". У нас есть взаимодействие с такими программами тоже, то есть многие outrich-работники (те, кто помогает наркозависимым на их территории) имеют визитки анонимных наркоманов, им предлагается посетить собрание. Есть очень много новых членов организации, которые пришли, получив визитку уличного волонтера, либо работника уголовно-исполнительной инспекции, врача-нарколога. В Питере ездит. например, целый автобус, их целевая аудитория не только наркоманы, но и прочие лица из групп риска. Но тут работают только предложения, никакого навязывания.
Сотрудников полиции интересовали предпочтения наркозависимых. Известно, что нелегальный рынок наркотиков заполонили курительные смеси, от воздействия которых страдают жители и нашего округа. Организаторы отметили, что в группах почти не говорят об этом, в большей степени речь идет о выздоровлении.
- Вы поймите, проблема не в наркотиках, проблема - в состоянии ума зависимого человека. То, что я употреблял героин, а сейчас это спайсы и соли - не имеет значения. Мы не концентрируемся на этом, - отметил член екатеринбургской группы.