Елена Касимова – многодетная мать, у нее четверо детей. Одна дочка инвалид, у нее ДЦП. Ребенка нужно возить в специализированный детский сад, который располагается в Пристанционном. Автомобиль семья приобрела, а вот со страховкой возникли проблемы.
– Раньше мы в «АльфаСтраховании» оформляли ОСАГО, но сейчас эта компания работает только с юридическими лицами, – рассказывает Елена. – Все документы оформили как положено, прошли техосмотр. Рядом там располагается «Росгосстрах». Хотели сделать страховку без ограничений. Девушка нам считала-считала и получилась сумма около 5500 рублей. И предупредила, что это с дополнительной страховкой. Отказались. На что девушка ответила, что такой страховки теперь не будет больше. Жаль, не попросила, чтобы мне отметку поставили, что отказываются страховать без дополнительной страховки...
После этого Елена обзвонила все страховые компании города:
– Везде спрашивают место работы, хотя это не имеет значения при страховании автомобиля. И везде дополнительную страховку предлагают.
Елена выяснила, что в городе только одна компания страхует без навязывания дополнительного полиса.
– Приехав туда, я увидела, что весь город туда бежит, народу много. В пятницу, 20 февраля, мы с мужем там весь день пробыли и во вторник там пробыли весь день, – рассказала Елена. Из-за очереди в итоге семья не могла застраховать свой автомобиль на протяжении недели.
Фото: Константин Бобылев, "Глобус!
«Мы не навязываем, мы предлагаем»
За комментариями обратились в самые крупные страховые компании города. Начали с «Росгосстраха», поскольку Елена утверждает, что там ей отказали в оформлении полиса без «довеска».
– Мы работаем так, как работают другие компании, – пояснили там. – Человек приходит сюда, мы имеем право ему предлагать, он имеет право соглашаться, имеет право отказываться.
На вопрос, оформят ли в компании страховку автомобиля в случае, если человек откажется от дополнительной страховки, получили ответ:
– Да, оформим, мы рассмотрим все варианты.
В других компаниях утверждали, что без согласования с руководством в Екатеринбурге ни на какие вопросы газеты отвечать не имеют права. Однако поясняли, что могут оформить ОСАГО и без дополнительной страховки.
– Мы не навязываем, мы предлагаем людям. И некоторые люди понимают. Мы предлагаем застраховать жизнь от несчастного случая, это услуга не плохая. Есть у нас программа страховки при ДТП, туда можно вписать всех родственников, с кем вы ездите на машине. И люди соглашаются. Мы предлагаем застраховать семью от несчастного случая, и люди страхуют. Но мы на этом не настаиваем, дополнительная страховка у нас не обязательное условие, – пояснили в компании «Согаз».
В некоторых компаниях высказывали откровенное недовольство тем, что «Глобус» вновь поднимает тему. Оно и не удивительно, ведь по мнению специалистов Роспотребнадзора – подобная схема ни что иное, как навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя.
Однозначно, навязывание
По словам главного специалиста-эксперта Серовского отделения Роспотребнадзора Павла Сиволина, в 2013-м и особенно в 2014 году поступало много обращений как в письменном виде, так и в виде звонков по телефону с жалобами на отказ страховой компанией заключать договор «автогражданки», если человек не заключит дополнительный договор страхования жизни и здоровья.
– У нас позиция однозначная, это навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, – говорит Павел Валерьевич. – Поступали обращения, и они не содержали доказательств факта навязывания дополнительных услуг, так как страховые организации ссылаются на добровольное согласие потребителей. Мы в данном случае рекомендовали либо производить аудиозапись разговора со страховой компанией, либо, что еще лучше, предлагали использовать следующую форму документов: заявление об отказе дополнительной услуги страхования для граждан, которые уже заключили договор, то есть людям навязали дополнительную услугу, они к нам обратились и мы рекомендовали писать заявление об отказе, либо непосредственно перед заключением договора рекомендовали писать заявление о заключении договора ОСАГО и прописывать в этом заявлении, что они отказываются от заключения дополнительного договора страхования жизни и здоровья. И уже после этого, если в заключении договора было отказано, тогда уже образовывался состав административного правонарушения. Мы привлекали страховщиков к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ «Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей».
С 6 августа 2014 года вступила в силу статья 15.34.1 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования, либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования. Нормой предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц, то есть на представителей или агентов страховых организаций в размере 50 тысяч рублей.
– Эта статья не входит в нашу компетенцию, – поясняет Павел Сиволин. – Органом, имеющим право составлять протоколы по данной статье, является Центробанк. И надзорная деятельность Роспотребнадзора не возможна по отношениям, которые возникли после 6 августа 2014 года. То есть обращения о нарушении требований страхового законодательства при заключении договоров ОСАГО после 6 августа 2014 года следует направлять по подведомственности в Управление службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в УрФО Банка России Свердловской области. Адрес управления: 620140, г. Екатеринбург, ул. Циалковского, 18.
В 2013 году в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Серов, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах поступило 73 обращения от граждан по поводу навязывания дополнительных услуг при оформлении автостраховки. В 2014 году до 6 августа – 47 подобных обращений.