– Мне третий месяц не платят компенсацию расходов за услуги ЖКХ, говорят что я – должник, – Римма Абалуева держит в руках распечатки с лицевого счета, листы переписки с коммунальщиками, квитанции, подтверждающие, что долга нет, и еле сдерживает слезы: сначала в квитанции из ниоткуда появился «ошибочный» долг, который кочевал из квитанции в квитанцию полгода, а потом из-за этого пенсионерку лишили положенных по закону льгот – компенсации расходов.
И это при том, что Римма Артемьевна добросовестный плательщик... История началась еще весной! В майской квитанции за апрель задолженность на начало месяца значилась 4217 руб., вместо 2662 руб. – до пенсии серовчанка работала бухгалтером, поэтому лишние 1555 рублей в квиточке за квартиру обнаружила быстро. За разъяснением 75-летняя женщина в письменной форме 16 мая обратилась в ОАО «Расчетный центр Урала». Ответ 27 июня пришел от генерального директора компании Александры Коротковой.
Александра Викторовна, объясняя возникновение полуторатысячной задолженности, указала на «грешки» ООО «Информационно-расчетный центр Серова», которое производило расчеты и выставляло счета людям в предыдущие годы, до появления «РЦ Урала»: «в период его деятельности денежные средства были распределены некорректно».
Далее Короткова предложила пожилой женщине решать свои проблемы самостоятельно: обратиться в информационно-расчетный центр Серова, в ресурсоснабжающие организации ну, или в правоохранительные органы. Взгляд в письме бросается еще на то, что генеральный директор крупной компании серовскую пенсионерку сначала называет Римма Артемьевна, а абзац спустя – Римма Юрьевна.
...И понеслось: 27 июня Абалуева обратилась в прокуратуру, прокуратура 8 июля ее обращение отправила по подведомственности в Управление государственной жилищной инспекции, 6 августа жилинспекция ответила, что в июне дому был сделан перерасчет и, указала сумму долга на июль...
А Римма Артемьевна просила, так-то, прояснить ситуацию за апрель. В администрации и в расчетном центре ей обещали, что ситуация решается, проходят совещания.
Претензии, жалобы, просьбы разъяснить и убрать ниоткуда взявшийся "долг" 75-летняя серовчанка отправила во всевозможные инстанции. Ни одна из структур не смогла оказать помощь, вместо этого - письма с советами "куда пойти". Фото: Екатерина Баязитова, "Глобус"
Откуда ноги растут
«РЦ Урала», выступая в качестве агента, производит расчет и собирает квартирную плату с населения. До апреля 2013 года существовал субагентский договор с «Информационно-расчетным центром города Серова», по которому РЦУ передавало собранные средства в ИРЦ, а ИРЦ уже в свою очередь самостоятельно распределяло деньги между ресурсоснабжающими и управляющими организациями, ТСЖ и ЖСК.
– В РЦУ предполагают, что ИРЦ неправильно распределяло денежные средства, в результате чего у потребителей образовалась задолженность перед одними организациями и авансы перед другими, – в ответе на письменный запрос пояснил Андрей Царегородцев, председатель комитета ЭТС и ЖКХ. – Исправлять сложившуюся ситуацию ИРЦ не стало, а сообщило в апреле 2013 года о расторжении агентских договоров.
В квитанции за апрель были включены услуги только тех организаций, которые заключили договоры с РЦУ, а организации, имеющие авансовые платежи на 1 января 2013 года, сформированные в период деятельности ООО «Информационно-расчетный центр Серова» из платежек были исключены. В результате этих действий, потребители своевременно и полностью оплатившие ранее жилищные и коммунальные услуги ДО СИХ ПОР считаются не заплатившими.
Видимо, давать такое объяснение Андрею Царегородцеву и Елене Калус, руководителю серовского представительства «РЦ Урала», приходилось неоднократно: ответ, пришедший в редакцию из администрации, и письменные ответы, которые горожане получили из «РЦ Урала» идентичны по содержанию (посмотреть их полностью можно на сайте www.serovglobus.ru).
Устав от четырехмесячного поиска истины, Римма Абалуева вроде даже смирилась – пусть эти 1,5 тысячи «болтаются» в квитанции, пока коммунальщики не разберутся, но не тут-то было: женщине перестали выплачивать компенсацию расходов за ЖКУ, как должнику.
– Просто обидно. Их ошибка, они не могут разобраться между собой, а люди страдают. Я ведь ни одна такая – скольким людям еще «нарисовали» долг, сколько пенсионеров еще компенсации из-за этого лишились?
И не только компенсации. От наличия задолженности зависит также получение субсидии на оплату коммуналки.
– Моя семья имеет статус малоимущей, и мы используем свое право на жилищную субсидию. Для меня это значимая материальная поддержка. Может быть, добрая половина обиженных не считает ситуацию серьезной, кто-то оплатил «долги», кто-то не обращает на них внимания, – поделилась серовчанка Ольга, которая также получила квитанцию с долгом. Размер ее «задолженности» 2704 рубля. – В отделе субсидий знают о сложившейся ситуации и компенсации за услуги ЖКХ пока не приостанавливают, но предупреждают, что от меня нужны какие-то действия, бездействие же повлечет приостановление выплат
Как и Римма Артемьевна, Ольга не смогла добиться ответов на свои вопросы.
– 28 августа я попала на прием к Елене Калус. Она мне объяснила ситуацию, что в квитанциях порядка пяти тысяч жителей города Серова появилась задолженность – всего около четырех миллионов рублей! – сообщила Ольга Валерьевна. – Мне было предложено написать обращение на имя руководителя «РЦ Урала» в г. Екатеринбург (А.В. Коротковой – ред.).
Сделать тоже самое с информационным запросом Елена Анатольевна Калус попросила и корреспондента «Глобуса» – отправить на имя руководителя в Екатеринбург. Ответ до сих пор не пришел.
Разобраться в ситуации, сегодня, после выхода номера в свет, мы попросили прокуратуру. В адрес прокуррора Андрея Аржаковского направлены экземпляр сегодняшней газеты и копии всех имеющихся в редакции документов по этой теме. «Глобус» обязательно вернется к теме.
Стоят в сторонке?
В запросе информации для Андрея Царегородцева было, по сути, всего пять вопросов: какова причина ошибки и сколько человек получили такие квитанции? Почему ошибка не была устранена в короткие сроки и люди попали в списки должников? Когда ошибка будет устранена и людям будет сделан перерасчет? Как поступить людям, лишившимся компенсации и будет ли невыплаченная компенсация выплачена после разрешения ситуации? Предприняты ли комитетом меры для разрешения ситуации и почему все-таки затянулось все на полгода?
Андрей Царегородцев объяснил причину произошедшего и указал, что в администрации проводились неоднократные совещания, проблема возмещения авансовых платежей решена со всеми, кроме ООО «Вертикаль» и ООО «Городской водопровод». Заканчивает письмо Андрей Андреевич так: «администрация Серовского городского округа не вправе вмешиваться в договорные отношения ОАО «РЦ Урала» с ресурсоснабжающими и управляющими организациями.
Не стала глубоко «копать» и Госжилинспекция, куда обращалась Римма Абалуева, удовлетворившись формальным ответом, что, мол, «долги у вас». Хотя именно на Госжилинспекцию возложены обязанности контроля за правильностью начислений платы.
И почему люди, вовремя платившие за квартиру, и попавшие в должники по вине «расчетчиков», мало того, что лишились денег (компенсации и оплаченные «долги»), так еще вынуждены самостоятельно бегать по инстанциям, чтобы пытаться исправить последствия чужих ошибок?