Журналисты заметили: каждый из трех губернаторов Свердловской области говорил о том, что необходимо развивать малую авиацию. Соответствующие заявления делали и Россель, и Мишарин, и Куйвашев. Но государственное «Второе свердловское авиапредприятие», владеющее посадочными площадками «на северах» области, обанкротилось...
Продается аэропорт. Недорого
Екатеринбургский предприниматель Михаил Агранович, который в январе 2013 года купил аэропорт в Гарях, сообщил, что продает актив, купленный при распродаже имущество «Второго САПа».
– Аэропорт был приобретен, потому что я, как человек любящий небо, считал и считаю, что малую авиацию на Урале развивать не только можно, но и необходимо. Якорная идея была в том, что было бы три борта, которые бы летали со специалистами, с медицинским оборудованием и проводили бы диспансеризацию населения. Власти объявили бы об этом местному люду, который бы обследование проходил. Так мы бы смертность сократили, что, конечно, самое главное, – отметил предприниматель Михаил Агранович.
Заколоченный аэропорт в Гарях. Фото: Андрей Альшевских
По словам бизнесмена, малая авиация на службе здравоохранения – то, что сегодня явно не хватает жителям отдаленных территорий Северного управленческого округа Свердловской области.
– В том же Гаринском районе большое количество поселков, добраться до которых с большой земли – большая проблема. Соответственно, это работает и наоборот, – и Агранович приводит в пример Пуксинку, поселок в Гаринском районе, где свердловский ГУФСИН недавно расформировал зону особого режима.
Остов потерпевшего крушение Ми-8 догнивает на поле у гаринского аэродрома.
Фото: "ЖЖ" Андрея Альшевских.
Фото: "ЖЖ" Андрея Альшевских.
Фото: "ЖЖ" Андрея Альшевских.
Фото: "ЖЖ" Андрея Альшевских.
Постоянное сообщение с Гарями у Пуксинки есть только зимой, когда встает «зимник». Недавно в Пуксинке заболел пенсионер. Из поселка его вынесли четыре человека, которые, продравшись сквозь болото, доставили его в сосьвинскую больницу. Там дедушка помер. В Сосьве его и похоронили...
– Малая авиация могла бы быть задействована, в том числе, и для решения подобных вопросов. Для транспортировки тяжело больных, на которых не полетит «Медицина катастроф».Но поскольку не получилось «запустить» тему по диспансеризации, мы не смогли загрузиться работой и выстраивать пассажирские потоки. Теперь я продаю аэропорт. С учетом того, что нет пока никакой заинтересованности от власти – ни от областной, ни от местной, гаринской, ни от частных инвесторов. У меня нет возможности развивать местную авиацию на Северном Урале и реанимировать грузопассажирские перевозки самостоятельно. И даже в упряжке с моим партнером мы не справимся. Цена на аэропорт пока не сформирована. Мы готовы к предложениям…
По словам Аграновича, некий интерес к объекту есть, при этом потенциальные покупатели не являются представителями Свердловской области.
Соинвестор Михаила Аграновича – предприниматель Анатолий Копусов – также заявил о продаже аэропорта в Красноуфимске.
Цена вопроса может составлять порядка 5 миллионов рублей.
Сказано!
Александр Пономарев, заместитель главы Гаринского городского округа:
– Ну купил человек здание аэропорта. А дальше? Чтобы летать, нужно иметь самолет, топливо, штат специалистов. Как без этого? Я ничего не имею против малой авиации, если они будут летать, никто же не против? Здание порта – старое. Советских еще годов постройки. Нам пожарные предписание написали, что его снести необходимо... Все самолеты всегда базировались на сосьвинской площадке. Из Сосьвы звонили: есть пассажиры? Если есть, тогда борт шел к нам. Почему Гаринский район ассоциируется со словосочетанием «малая авиация»? Потому что он большой и есть труднодоступные населенные пункты. После того, как сдали в эксплуатацию мост через Сосьву, большая проблема была снята. Для экстренных случаев у нас приобретено судно на воздушной подушке. Вопрос и в его востребованности. В прошлом году оно использовалось два раза. Один из них – в Пуксинке соль закончилась, соль туда завозили. Реально малая авиация нужна в Гаринском районе только в период бездорожья.
В администрации Гарей говорят, что малая авиация нужна жителям района только в период бездорожья. Фото: "ЖЖ" Андрея Альшевских.
Бизнес на «крыле» без господдержки? Утопия
Авиатехник
Александр Сабанин с санавиацией знаком лично. Для него небо – дело наследственное.
– Папа у меня в 1963 году окончил Троицкое авиационное училище, в которое я поступил в 1981-м. Отец 3 года в Якутске отработал, а я там родился. Потом родители сюда приехали, отец в Серовском аэропорту работал. У меня все детство в аэропорту прошло. Выбора-то особо не было... Я выучился и три года отработал в Перми, на Бахаревке. Тогда же распределение было. Это сейчас закончил и иди куда хочешь... На Ан-2 работал, на Ми-2, Ми-8. Вернулся в Серов. Работали спокойненько, пока в стране не начались потрясения. До 1995-го года работали стабильно... Потом начались деньги и первоначальное накопление капитала... По восемь месяцев была задержка зарплаты. Выживали также как и вся страна – с помощью родительской пенсии, сады-огороды...
Пилот Александр Сабанин считает, что малая авиация без поддержки государства умрет. Фото: страница Александра в соцсети "Одноклассники.ru".
Спокойные годы Александр вспоминает достаточно охотно:
– При Союзе в Москве было министерство гражданской авиации. Было все нормально и стабильно. Потом упразднили Министерство гражданской авиации и при министерстве транспорта возник департамент воздушного транспорта. И все... Вся централизация – в Москве. Все согласования – через федерацию. За каждым из них надо лететь, платить в Москву. Там страшное дело... Еще до начала двухтысячных приезжали к нам в Серов парни из Березовского, это Ханты-Мансийский автономный округ. Богатые люди. Я тогда оставался за начальника аэропорта. Пришли и говорят: «Все, мы готовы. Сейчас поедем покупать самолет. Договорились с «Ильюшиным» о покупке пятиместных бортов. И будем работать – лесопатруль и т. д. Они приехали посмотреть, возможно ли их поставить у нас в Серове. А чего их не поставить? Места много, самолеты небольшие, это же не «ТУполь». Через неделю вернулись из Москвы... Получалось, что затраты на покупку самолетов, только треть из того, на что им пришлось бы потратиться, чтобы получить все бумаги/согласования и прочая... С тех пор ситуация не поменялась.
Пытный авиатор говорит, что раньше во всех регионах была выстроена система. В Перми – центральный аэропорт «Савиновно», и второй Бахаревка. Аналоги в Свердловской области – «Кольцово» и Уктус. От Уктуса на область работал авиаотряд, функционировали площадки под самолеты и вертолеты. Последние обслуживали зачастую и нефтяников, которые базировались в Сосьве, Краснотурьинске и Ивделе.
– Сейчас необходимость этой работы в Свердловской области меньше стала. У нас почему из Краснотурьинска последний борт убрали? Потому что начали считать деньги, – рассуждает Александр Сабанин. – У того же «Газпрома» база в Советском. И очень серьезная база. Им не надо держать здесь борт и платить за стоянку, за аренду и прочая. Они тот же круг делали спокойно из Советского: вахтовики, перевозки между трассовыми поселками...
– Ну и потом, у вертолетов наших ресурсы заканчивались. Умудрились протянуть до 2011 года. В апреле 2011 года у нас убрали Ми-8. И на тот момент у нас осталось два борта. Один в Сосьве базировался, другой в Серове. В Серове была точка «Медицины катастроф». Раньше санавиация сидела в Больничном городке. Тут сидел диспетчер, а работали врачи тех пунктов, откуда шло санзадание. Не было такого, что бригада сидела и дежурила, а потом села и полетела, – вспоминает Сабанин. – Потом перенесли в Краснотурьинск, там для санавиации появилось помещение, возможность содержать бригады. Но базировка вертолета была в Серове. Вертолет в постоянной готовности, экипаж здесь, по звонку собрались и через полчаса вылетели, забрали в Краснотурьинске бригаду и пошли куда угодно. Закрывали весь север области: Сосьва, Гари, Ивдель, Шабурово, Нихвор. А летом, когда начинался пожарный сезон, где-то в мае пригоняли сюда Ан-2 и здесь он базировался...
– Раньше как летал Ан-2? Семь-восемь часов в день он летал... Он взлетает, на борту пять-шесть пожарных, готовых к высадке. У нас было два патрульных кольца. Одно восточное — маленькое кольцо. Задача у пилота была обойти горный район. Он летит и видит пожар. Все, доложил диспетчеру, выбросил людей. Они принялись тушить... Борт идет дальше по патрулю. Пообедали. Берет на борт другую группу. Заходит на второе – большое – кольцо. Обнаружили пожар, выбросили пожарных, – рассказывает о работе пожарных Сабанин. А потом пошли «указивки»: летать не больше двух часов в день. А за два часа невозможно облететь даже малое кольцо. Придумали класс горимости. Где-то дождик прошел – не летим. Помните 2010 год? Заповедник «Денежкин Камень» горел. Шутили еще, как Камень может гореть? Водосливным устройством с борта пытались тушить...
– В конце 2010 года нас предупредили о сокращении, – рассказывает летчик. – Оставили начальников и сторожей площадок. Просто аэропорты нужно лицензировать, а площадки, вроде как, и не надо... Наняли «варягов». Ан-2 улетел... Если бы структура не изменялась, то и трагедии бы не было.
Поделился летчик и своим видением трудностей работы малой авиации на местах:
– В Серове какой может быть основной вид работ? Санавиация. Документы на сертификацию аэропортов Таборов и Серова, насколько я знаю, у САП-111 находятся в разработке. И сколько это продлится, наверное, никто не знает. Будут документы, нужно будет искать судно. Ми-8 – большая прожорливая машина. Раньше нам Анатолий Сысоев, директор Богословского алюминиевого завода, помогал. Они оплатили ремонт вертолета и 500 часов налета заранее. Сам Сысоев пользовался бортом 2 раза. Когда у нас осталось две машины, случилась катастрофа. У нас в Екатеринбурге борт упал. К этому времени выяснилось, что сам Уктус не может работать. Потому что топливозаправочный комплекс изношен настолько, что работать не может. Ну и так далее...
Спасти отрасль может только господдержка – считает Сабанин:
– Ни в одной стране мира авиация сама по себе не существует. За рубежом везде плановое хозяйство. А у нас все пошло на откуп. Там государство заинтересовано в перевозке пассажиров и грузов. Купить, а потом и содержать воздушное судно, жутко дорого, поэтому идут постоянные государственные вливания. Они себя оправдывают тем, что народ мобильный, а со временем, когда устойчивый пассажиропоток входит в систему, можно планировать. Например, на следующий год у нас будет столько пассажиров и столько-то грузов, которые нужно перевезти... У нас этого не было напрочь... Нет единой программы, которую кто-то бы дал и кто-то бы выполнял. И с кого-то можно было бы спросить...
В Сосьве открывают авиазаправку
А вот Евгений Борисов, глава "САП 111-Системы Аэродромных Партнерств", купившей часть активов Второго свердловского авиапредприятия – аэродромы в Сосьве, Серова и Таборах – избавляться от площадок не намерен.
– Все пытаются продать порты, а мы не планируем продавать. Развиваемся потихоньку. Получили аэронавигационную документацию на Серов и Сосьву. Последняя площадка действующая. Начинаем заниматься инфраструктурой, которой, можно сказать, не было. Все ветхое. Переделали электросети, поставили видеонаблюдение, доделали мини-гостиницу, сделали освещение на площадке. Проблем хватает... Все ветхое. Здание новое нужно построить, а согласование по Сосьве идет долго. Хотя люди все позитивные, хорошие люди, стараются идти на встречу, – отмечает Евгений Владимирович. – По Серову получаем аэронавигационную документацию. Площадка по Серову с учетом транспортных грузовых и пассажирских потоков, конечно, более привлекательна. Сумма по Серову, конечно, не миллион. Я думаю, что затраты составят сумму за пятьдесят миллионов, если развивать здесь серьезное движение. Множество направлений может развиваться: туризм, пассажирские перевозки. В частности, народ можно возить в Екатеринбург или на севера, в ХМАО, например. Туристы же и сейчас летают. Вон, на Лозьву рыбу ловить... Другое дело, что сумма полета баснословная. Во многом так складывается из-за того, что полеты не систематизированы, не постоянны... Нет возможности просчитать перспективу и работать планово. А была бы цена вменяемая, желающих лететь было бы значительно больше. Тут еще вопрос, а как и где заправляться?.. Шутят, что когда губернатор летит куда-то, за его бортом еще машина идет. Везет топливо. Заправок же нет. Как рыбаков возят? С собой топливо везут, наверное... Utair на площадке в Сосьве заправку делает. Первоначально заправочный комплекс будет работать на собственные нужды компании. В последующем, надеюсь, будем заправлять и пролетающие мимо борта. Сосьва — это будет такой наш оплот на севере Свердловской области.
Евгений Федорович не рассчитывает на государственное содержание малой авиации. Он считает, что этот бизнес может себя кормить. Правда, при все-таки некоторой господдержке.
– Когда говорят, дайте нам денег на реализацию хорошей идеи, то никто денег не даст. Мало иметь идею. Нужно ее серьезно обсчитать, как минимум... Должен быть государственный толчок. Формы могут быть разными... А мы, как инвесторы, на местах можем все это дело продвигать...
Посадочная площадка в Сосьве сейчас действует. Фото: "ЖЖ" Андрея Альшевских