Серов
-10 °C
$103,43
109,01
Присоединяйтесь к нам:

В год 100-летия погранвойск серовчанин Марат Есмагамбетов вспоминает о службе в Афганистане: «Идет колонна через кишлак. Тебя обстреляли, ты - ответил...»

"Закончил школу, училище. Весной 1981 года призвали в армию вместе с братом. Попали на Дальний Восток, в Сковардинский пограничный отряд. В Дальневосточном пограничном округе отслужили полгода", – вспоминает Марат Есмагамбетов. Марат Есмагамбетов. Фото: Константин Бобылев, "Глобус". Марат Есмагамбетов. Фото: Константин Бобылев, "Глобус". Братья Есмагамбетовы были спортсменами – занимались лыжными гонками. У Марата первый взрослый разряд, а его брат – кандидат в мастера спорта. Из-за хорошей физической подготовки их направили во взвод повышенной боевой готовности.
– В ноябре нас пригласили в штаб. Говорят: “Ребята, вы нужны нам в одном месте”. Но ничего конкретного сначала, – вспоминает Марат Абдрахманович. – Под Хабаровском со всего округа собрали человек 400. Около месяца нас физически хорошо «нагрузили». Потом посадили в эшелон и отправили в Туркмению, в город Керки – Керкинский пограничный отряд. Там нас еще месяц по пескам «погоняли». А 12-13 января 1982 года мы колонной пересекли границу Афганистана и прибыли город Маймана. Там расположилась наша первая мотоманевренная группа Керкинского пограничного отряда. Наша задача была в том, чтобы прикрыть границу. Правительство решило ввести мотоманевренную группу пограничных войск и отодвинуть границу на 100-150 километров вглубь Афганистана.
На фото Марат и его брат. Фото: Константин Бобылев, "Глобус". На фото Марат и его брат. Фото: Константин Бобылев, "Глобус". Марат провел в Афганистане 1 год 5 месяцев и 16 дней.
– Когда мы прибыли на место, то сначала занимались строительством палаток. Командование поставило колышки, говорит – здесь будут землянки. Это были не такие землянки, как в Великую Отечественную войну... Когда мы их увидели, не поняли – то ли нам смеяться, то ли плакать. В каждой землянке располагались по два взвода, один взвод – 25 человек. Землянка была глубиной в 2,5 метра. А надо было еще копать санчасть, столовую для офицеров..Весь лагерь находился под землей. Во время обстрелов это и спасало. Таких массовых и затяжных боев, как в Великую Отечественную, не было. Идет колонна через кишлак, тебя обстреляли, ты ответил, – вспоминает Марат Абдрахманович. Он был пулеметчиком. – Когда первый раз попали под обстрел, то я с испугу всю ленту высадил. А потом успокоился.
Фото: Константин Бобылев, "Глобус". Фото: Константин Бобылев, "Глобус". Но больше всего молодого пограничника Есмагамбетова поразила первая кровь сослуживца. На встрече с детьми Марат показывает, где находился горд, в котором прошла его афганская служба. Фото: Константин Бобылев, "Глобус". На встрече с детьми Марат показывает, где находился город, в котором прошла его афганская служба. Фото: Константин Бобылев, "Глобус".
– Мы на первую боевую операцию не поехали, охраняли лагерь. Связисты по рации переговариваются: “БТР подбили”. Ранен был наш наводчик Борька Сидников. Он из Челябинской области, мы даже в гости друг к другу ездили. Привезли его в санчасть всего перемотанного. Пуля пробила БТР и попала в цинк с патронами. Он взорвался, все осколки попали в Борьку. В детстве смотрели фильм «Четыре танкиста и собака», в стрелялки играли, а там вся война по-настоящему…
Когда Марта Есмагамбетов вернулся из Афганистана, влиться в нормальную жизнь ему помог спорт.
– Работал помощником машиниста, бегали на лыжах. Потом начал с детьми заниматься – тренером, – рассказывает Марат. – Про Афган тогда особо не говорили. Мы были одними из первых. Мне медаль пришла «За отличие в охране государственной границы». На работе втихую вызвали, из военкомата пришел капитан – держи, свободен. Это потом уже, где-то в 1985-1986, Германа Головина привезли, Лобанов погиб, пошли гробы и про Афган заговорили. А про первых молчали, как будто ничего и не было...
Для помощи ветеранам Разговор с пограничником Есмагамбетовым происходил в консультативном отделении Комплексного центра социального обслуживания населения. В этом помещении раньше располагался Центр ветеранов боевых действий.
– В свое время создавали все так же, как было в Нижнем Тагиле. Тогда главой города был Харламенко, – вспоминает Марат Есмагамбетов. – Нам выделили помещение в поселке Зеленцовском. Но денег не выделили. Потом директором Центра стал Карпович и работа постепенно пошла. Когда нас присоединили к Комплексному центру, то работы меньше не стало. В феврале мы практически через каждые два дня ходили по школам и училищам.
Весной прошлого года Центр ветеранов боевых действий (ЦВБ)  был присоединен к Комплексному центру социального обслуживания населения. Теперь всей работой ЦВБ занимается Консультативное отделение центра. Заведующий консультативным отделением Игорь ларионов, специалисты Надежда Шумило и Ольга Долганова. Фото: Константин Бобылев, "Глобус". Заведующий консультативным отделением Игорь Ларионов, специалисты Надежда Шумило и Ольга Долганова. Фото: Константин Бобылев, "Глобус". Консультативное отделение предоставляет социальные услуги ветеранам боевых действий, семьям погибших и умерших ветеранов боевых действий и содействует в социальной защите и социальной помощи. В отделении отмечают, что их главная задача - помочь людям.
– Работа эта нужная. Решаются проблемы, оказывается помощь семьям погибших. Кому-то нужно помочь отправиться в госпиталь и так далее, – говорит Марат.
Верный Хан Шестилетняя немецкая овчарка Хан – верный спутник Марата Есмагамбетова. На встречах с детьми дружелюбный пес всегда находится в центре внимания.
– Жена захотела собаку. Увидела объявление о продаже – подала женщина из Зеленцовского. В основном, там девочки были. А самым последним этот кобелек вылез. Хозяйка заявила, что он бракованный и собиралась его убрать. Жена пожалела и забрала. Я домой приезжаю, а меня щенок дожидается, - вспоминает Марат. - Хотели назвать Чингизханом, но больно длинное имя. Назвали просто - Ханом.
По словам Марата, Хан - пес очень умный, спокойный, проблем не создает – не хулиганит, не гадит, ничего не грызет, на улице ни к кому не пристает, за кошками не бегает. Марат Есмагамбетов и его верный пес Хан. Фото: Константин Бобылев, "Глобус". Марат Есмагамбетов и его верный пес Хан. Фото: Константин Бобылев, "Глобус". К слову, о кошках... Хан недавно спас одну от смерти.
– Месяц назад гуляли на пустыре за торговым центром «Небо». Там родник небольшой и поляна – есть где побегать. Хан встал в одном месте и не сходит с него, в землю смотрит. На меня не реагировал, – вспоминает хозяин пса. – Я подошел, смотрю, а там кошка замерзшая лежит. Уже снегом припорошило. Подумал, что окончательно замерзла. А глаз приоткрыла и замяукала. Еще бы несколько часов и замерзла бы окончательно. Забрали домой, отогрели. Первый день боялась Хана, на шкаф от него прыгала, а потом привыкла – мирно живут. Дусей назвали.
В Афганистане Марату не приходилось работать со служебными собаками. "Были собаки-охранники. Еще была одна минорозыскная овчарка, очень умная", - вспоминает Марат. Для справки Пограничные войска России 28 мая 2018 года отмечают 100-летие. Погранвойска были учреждены специальным распоряжением Совнаркома 28 мая 1918 года. Во время гражданской войны солдаты, охраняющие государственную границу, перешли в подчинение Наркомата по военным делам.

Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных