Говорят, что телевидение – враг кинематографа. Но только не для такого гения, каким был Сергей Эйзенштейн. Он не снимал сериалы, он даже не вел трансляции парадов с Красной площади. Но он смог угадать основные черты медиа, победившего искусство, которому режиссер посвятил всю свою жизнь. Сергей Эйзенштейн — это Леонардо да Винчи XX века. В своем теоретическом наследии он смог объединить все виды искусства, предшествовавшие появлению кино. Он обращался не только к художественной культуре, но и к новейшим научным разработкам и открытиям. В его текстах много отсылок к открытиям, которые еще придется сделать человечеству. Именно поэтому иногда это затрудняет чтение и понимание его текстов.
Сергей Эйзенштейн
Сегодня, в XXI веке, мы обладаем необходимой терминологией для работы с рядом вопросов. Эйзенштейн, не зная этих формулировок, очень точно описывал сами явления. В своих исследованиях он уделил место и зарождавшемуся феномену телевидения. Совсем немного размышлений на тему природы малого экрана позволяют понять главное — Эйзенштейн увидел и предсказал саму суть нового медиа.
Сергей Эйзенштейн родился 22 января 1898 года в Риге в немецко-русской семье инженера с еврейскими корнями, архитектора, действительного статского советника Михаила Осиповича Эйзенштейна и дочери состоятельного купца Юлии Ивановны (урождённой Конецкой). Сергей рос очень замкнутым в себе слабым и болезненным мальчиком. По мере взросления проблем в воспитании своим родителям он почти не доставлял, был во всем послушным и воспитанным юношей, которому легко давались гуманитарные науки. Маленький Сергей получил солидное и разностороннее домашнее образование, знал английский, немецкий и французский языки, был хорошо знаком с русской и мировой литературой, занимался фотографией, ставил любительские спектакли, увлекался рисованием.
https://youtu.be/v54VisV1tQY
Несмотря на явные успехи сына в гуманитарных науках отец хотел, чтобы Сергей продолжил его доходное и респектабельное дело. В 1915 году Сергей окончил Рижское реальное училище, потом учился в Петроградском институте гражданских инженеров. Весной 1917 года Сергей Эйзенштейн был призван на военную службу и зачислен в школу прапорщиков инженерных войск, а после ее расформирования 18 марта 1918 года вступил в ряды Красной Армии. В сентябре он выехал с эшелоном на северо-восточный фронт. Эйзенштейн прошел путь от телефониста до техника и поммладпрораба, был сапером, техником-строителем, одновременно участвовал в самодеятельности как художник, актер и режиссер. В 1920 году Сергей Эйзенштейн был отправлен на учебу в Москву в Академию Генерального штаба на восточное отделение для изучения японского языка, но военным переводчиком не стал.
Фото: http://chtoby-pomnili.com/
В начале 1920-х годов два года Сергей Эйзенштейн был слушателем и режиссером-стажером Государственных высших режиссерских мастерских под руководством Мейерхольда. Свой первый спектакль в театре Эйзенштейн поставил по пьесе Алексея Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В 1924 году Сергей Эйзенштейн перешел в кино, а в 1925 году совместно с Григорием Александровым, Максимом Штраухом и Иваном Пырьевым выпустил первый фильм «Стачка».
Вспомним фильмы Эйзенштейна:
https://youtu.be/9qgIRZNvw1Y
https://youtu.be/nCwhBKDZOWo
Фильмография Сергея Эйзенштейна:
1923 - Дневник Глумова
1924 - Стачка («Чёртово гнездо», «История стачки»)
1925 - Броненосец «Потёмкин» («1905 год»)
1927 - Октябрь (название замысла: «Десять дней, которые потрясли мир»)
1929 - Штурм Ля Сарраса / The Storming of La Sarraz (в соавторстве с Айвором Монтагу и Гансом Рихтером)
1929 - Старое и новое («Генеральная линия»)
1930 - Сентиментальный романс / Le Romance sentimentale
1931 - Землетрясение в Оахаке (документальный)
1931 - Да здравствует Мексика! (не был завершён; в 1979 году доработан Г. Александровым)
1933 - Эйзенштейн в Мексике / Eisenstein in Mexico (документальный)
1933 - Буря над Мехико
1934 - День смерти / Death Day (короткометражный)
1935-37 - Бежин луг (уничтоженная картина, восстановлена в качестве фотофильма Н. И. Клейманом и С. И. Юткевичем)
1938 - Александр Невский
1940 - Время на Солнце / Time in The Sun (документальный; в соавторстве с Григорием Александровым)
1941 - Мексиканская симфония / Mexican Symphony
1941 - Свободная земля / Land of Freedom
1941 - Идол надежды / Idol of Hope
1941 - Обретение креста / Conquering of Cross
1941 - Семена Свободы / Seeds of Freedom (в соавторстве с Гансом Бюргером)
1944 - Иван Грозный (1-я серия)
1945 - Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор»), в прокате с 1958 года 1946 - Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия).