Серов
-3 °C
$100,03
106,20
Присоединяйтесь к нам:

В этот день плотник Никонов начал строить "потаенное судно", чтобы показать его Петру Первому

Проблема подводного плавания занимала умы многих людей еще во времена глубокой древности. Россия по праву может гордиться тем, что она является одной из немногих держав мира, в которых зарождались и нашли самое широкое применение такие средства борьбы на море как подводные лодки. Подводные лодки – один из самых удивительных классов кораблей. Долгое время этот вид водного транспорта считался лишь для применения в военных целях. Не многие знают, что есть самые интересные факты о подводных лодках России, которые смогли изменить основное представление о субмаринах: Первую подводную лодку предложил построить крестьянин Ефим Никонов. 11 февраля 1720 года плотник он начал строить «потаённое судно», предшественницу субмарин. Корпус судна он предлагал выполнить в виде бочки, а в качестве движителя использовать весла. Она и вошла в историю как «потаенное судно» Ефима Никонова. Название судно получило странное – «Морель». podlodka podlodka2 Ефим Никонов родился в подмосковном селе Покровское, был опытным мастером-плотником. При прохождении службы в рекрутах был определен для работы на верфях, где строились военные корабли. Именно тогда у Никонова зародилась идея о создании «потаенного судна» для уничтожения вражеских кораблей. В 1718 году «за мзду небольшую» Ефим Никонов продиктовал стряпчему челобитную на имя царя Петра I, но ответа из Санкт-Петербурга не последовало. Тогда через год была отправлена вторая челобитная, которая до Петра I дошла. В челобитной, поданной в 1719 г. Петру I, он писал, что сделает «…к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли». В качестве оружия предполагалось использовать специальные «огненные трубы» (по-видимому, примитивный пороховой огнемет). podlodka1 В январе 1720 года Ефима Никонова привезли в Петербург, в домике у Невы состоялась встреча с царем, содержание беседы неизвестно, но после Е. Никонов был отправлен на Галерную верфь в распоряжение генерал-майора И.М. Головина. Работу начали с сооружения сарая, первую русскую подлодку строили тайно, оберегая от посторонних глаз. В Адмиралтейств-коллегии было заведено отдельное дело «О строении села Покровского крестьянином Ефимом Прокофьевым потаенного судна модели и об отпуске на строение лесов, разных припасов и материалов». Сарай построили быстро, соорудили и подобие стапеля с уходящими под воду брусьями. По техзаданию требовалось построить уменьшенную модель, так распорядился царь. Закладка «потаенного судна» состоялась 3 марта 1720 года, присутствовали чиновники от И.М. Головина и писарь с доской. При написании названия судна, писарь допустил ошибку, и судно получило название «Морель» вместо запланированного «Модель». Буквально через год судно было готово к спуску. В 1721 году Петр I назначил испытания, которые проходили на реке Неве. С выстрелом пушки «Морель» погрузилась и медленно отошла от берега, вскоре раздался второй выстрел, служивший сигналом к всплытию, и судно показалось над водой. При повторном погружении произошла авария, через кожаные уплотнения весел вода стала поступать внутрь судна. Спасти «Морель» удалось, спасением первых подводников руководил лично государь. Неудача не смутила царя, Петр заявил, «чтоб никто конфуз в вину не ставил». Работы решено было продолжить. podlodka3 Судя по сохранившимся документам, планы вооружения судна «огненными трубами» претворялись в жизнь. В августе 1724 года по указанию царя Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «В главную артиллерию послать преморию и требовать, дабы к «потаенному судну» десять труб медных повелено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артиллерии». Интересен тот факт, что Петр I принимал непосредственное участие в постройке судна, давал указания и предлагал свои технические решения. Но 28 января 1725 года Петр I умер. Ефим Никонов лишился влиятельного покровителя и защитника. В марте 1725-го он докладывал адмиралтейству – «потаенное судно на пробу сделал», но испытания прошли неудачно. Впоследствии, в 1726 и 1727 годах, были еще испытания, которые тоже окончились неудачей. И в 1728-м Адмиралтейств-коллегия приняла постановление о закрытии работ над «потаенным судном», мотивируя это тем, что строительство идет десять лет, средств истрачено немало, а результата нет. Самого же мастера Ефима Никонова определили адмиралтейским работником в Астраханское адмиралтейство. «Потаенное судно» Никонова многие годы хранилось «от чужого глазу» в закрытом сарае, пока совсем не истлело. В наше время это судно реконструировали и сейчас оно стоит в Сестрорецке, около Петропавловской церкви, на берегу Сестрорецкого разлива, а его создателю поставили памятник. podlodka4

Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных