Все прошло 14-15 февраля в галерее уличного искусства «Свитер», что на Пушкина, 11 в Екатеринбурге. Действо впечатляющее своим масштабом, красочностью и разнообразием.
Февральская Мекка тату искусства. Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
Поклонники созерцания шедевров живописи на живых «холстах» предавались эстетическому удовольствию, вокруг кипела работа: наносились контуры, сверялись эскизы, заряжались краской машины...
Постер тату-студии с очаровательным портретом пит-бультерьера. Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
Елена Щенникова и Максим Чуйков, организаторы Уральского фестиваля татуировок, говорят, что и до сего события уже было нечто подобное около 10 лет назад, хотя многие уже и не помнят, да и масштабами похвастаться тот фест не мог. А вот нынешний «Урал-тату-фест» мог бы посоперничать с мероприятиями такого формата, проходящими в Москве, Санкт-Петербурге и Казани.
Стол мастера-алхимика? Нет, это рабочее место современного тату-мастера. Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
– Несмотря на масштаб, можно сказать, что это лишь пробная версия. Сегодня здесь 53 тату-студии. Общее количество мастеров – 83. Хочется больше площади, чтобы разместить оборудование, больше участников. Мы сами являемся большими поклонниками данного вида искусства, неоправданно забытого в последнее время. Одна из наших задач – развеять превратное отношение к нему. Есть люди, которые полагают, что татуировки делают только представители социально неблагополучных слоев населения. Это совершенно не так. Татуировка – это очень красиво, это модернизация тела. Тату-мастера – это художники, которых никто не выставляет и не афиширует, к большому сожалению, – комментирует Елена Щенникова.
Рабочие площадки фестиваля, здесь все трансформируется под кузницу тату-шедевров, места занимают кузнецы, а их машинки - горнила полные красок. Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
У каждого из мастеров есть свое излюбленное направление, «волна», в которой привык работать художник. Есть портретисты, реалисты, ориенталисты. Звучит непонятно, правда? Специалисты говорят, что татуировка – это отдельный вид искусства создания шедевров на человеческой коже.
Постер студии и ее символ агрессивная матрешка. Парни выступали по эгидой Западная Сибирь. Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
В галерее мастеров тату не стали группировать по стилю. Работали все вместе, каждый на своей площадке. Обязателен был в наличии стол, два стула, мощная лампа, занавеска. По прибытию каждый мастер дополнял свое рабочее место, например, баннером с названием студии, фотографиями самых удачных работ, а кто-то и бутылкой дорогого виски – исключительно для вдохновения.
Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
– Работают мастера в классических направлениях, реалистичная татуировка, традишнл, неотрадишнл, олдскул, черно-белая татуировка, биомеханика, трэш-полька и многие другие. В соответствии с этим у нас будут представлены номинации. Каждый мастер заявляет модель, над которой будет работать, моделью, кстати, может стать и кто-то из гостей. Сейчас видите, что все мастера заняты, никто не сидит без дела. Модели подают заявку на ту или иную номинацию, в которых захотят поучаствовать. Компетентное жюри выберет лучшую студию, мастера и лучшую работу. Для самих мастеров у нас будет отдельная номинация – Best of the Day, мы выберем лучшую работу дня, – описывает происходящее Елена Щенникова, организатор феста.
Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
Были и северяне
Жаль, на фесте не показали свое искусство мастера из Серова. Зато принять участие решили парни из Краснотурьинска. Руслан Соколов представил вниманию жюри фестиваля две своих работы. Одну в стиле «реализм», вторую – в стиле «ориентал». Реалистичные песочные часы и пламенное сердце нашли свое отражение на руке краснотурьинца Евгения Ежова. Японка в лучах восходящего солнца средь зарослей бамбука появилась на закате конкурса на предплечье Станислава Булгакова.
Мастер Руслан Соколов и модель Евгений Ежов (слева). Краснотурьинские парни показали как делают татуировки в Северном управленческом округе. Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
– Я занимаюсь татуировками 6 лет профессионально, а вообще рисую около 8 лет «с копейками». Говоря честно, все время хотел сгонять в Питер, в Москву на подобный фестиваль, но с этим как-то не заладилось. Была основная работа, а сейчас ее нет и все время посвящаю искусству. Считаю, что профессионально вырос, принял решение вырваться для начала сюда, в Екатеринбург. Показать свои знания и умения людям – хорошая мысль, – рассказывает Руслан Соколов, 28-летний краснотурьинец. – Татуировка – мой хлеб насущный. Привез с собой 2 работы в разных стилях. То, что на предплечье у Евгения в стиле реализм. Две мистические руки выдавливают кровь из человеческого сердца, которая перетекает в часы. Вторая работа – женский силуэт в японском стиле с бамбуком, красным солнцем и прочими атрибутами выполнена в стиле ориентал.
Подготовка к нанесению контура и последующих элементов заняла около получаса. Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
Любимый стиль Руслана – реализм, но в последнее время молодой человек отдает предпочтение так называемой «Японии». Стилю традишнл (традиционная татуировка), неотрадишнл. Собственной мастерской у парня пока нет, основные затраты идут на приобретение оборудования и пигментов (красок). Цены на машины для выполнения татуировок совершенно разные. Руслан приобрел свою за 17 тысяч рублей, не считая комплектующих.
Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
– Работать в таких условиях определенно не просто, непривычно, очень много зрителей, – комментирует свое участие в фесте Руслан, – но я уже адаптировался.
Таинство рисунка
На дощатом столе одной из площадок развернулись краснотурьинские парни. Как по волшебству деревянное «плато» стало превращаться в рабочее место средневекового алхимика. Десятки колб, банок, мензурок, миниатюрных резервуаров для пигмента появились перед глазами зрителей. Картину довершил главный инструмент – татуировочная машина с кабелем в полиэтилене.
– Пацаны, я что-то забыл, как это делается, – не преминул пошутить мастер.
– Ничего, Жека у нас привыкший, – поддержали настрой земляка члены северной команды.
То что получится на предплечье пока что изображено на эскизе. Мастер, делая каждый штрих, сверяется с образцом, работа тонкая. Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
Работа началась, перо машины коснулась кожи. Оно приводится в действие специальной педалью, нажатием на которую мастер запускает механизм. Для облегчения выведения контуров – очень полезная вещь. Контур рисунка создается на так называемой трансферной бумаге, позже – переносится на тело.
– Самое главное – это качественный во всех отношениях пигмент, – комментирует художник за работой. – Даже машина может быть любой, но пигмент решает все. Необходимо наличие мыльных, антисептических растворов для удаления излишней краски, проведения дезинфекции.
– Я официально заявлен как модель. Интересный момент, когда ты наносишь первую в жизни татуировку, чувствуешь боль. Во время второй, третьей организм начинает адаптироваться, мозг выплескивает эндорфины, включает защитные реакции и становится просто круто. Одно могу сказать, забивайтесь, пацаны! – с улыбкой заявляет Евгений Ежов, один из моделей «Урал тату феста». – Есть мнение, что татуировка вызывает зависимость и, пожалуй, я с ним соглашусь. Делал первый рисунок и не мог себе представить, что через сравнительно небольшое время у меня будут «закатаны» все руки. Но это не плохо, где вторая, там и третья. А вообще количество рисунков каждый для себя выбирает, конечно, самостоятельно. Еще стоит учесть, что татуировки – это очень дорогое удовольствие. То что у меня на предплечье оценивается примерно в 12 тысяч рублей, каждый мастер за свою работу устанавливает собственную цену.
Процесс нанесения рисунка не только дорог, но и долог. Чтобы обеспечить контур рисунка, понадобилось около 2 часов беспрерывной работы.
Мастер, участвующий в фестивале, решил проблему просто. Дабы модели не скучать, он заботливо установил игровую приставку XBOX. Время помогает скоротать и на неприятные ощущения особо не отвлекаешься. Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
А вокруг происходило немало интересного.
Под покровом «Свитера»
Неформальная тусовка продолжалась в лучших традициях: обилие зрителей и участников, много рисунков и эскизов, шум от работающих машинок... Хипстеры, металлисты, девушки с шикарными дредами, а возле концертной площадки, рядом с железными конями иноземного происхождения тусовались байкеры одного из челябинских мото-кланов.
Суровые парни из Челябинска для придания убранству галереи брутальности пригнали свои чопперы прямо под крышу. Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
По соседству с краснотурьинцами разбил свой лагерь Павел, мастер из Кыштыма.
Портрет в стиле хоррор-реализм переносится кыштымским мастером на живой холст. Работа создавалась в течение всего первого дня фестиваля. Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
– Я был на таких фестах в Санкт-Петербурге, Москве, Челябинске, принимать участие в таких событиях для меня давно норма. Приехал. Поработал, увидел друзей. Что еще нужно? Сейчас работаем над созданием портрета в стиле хоррор-реализм. Лицо искаженное, чуть в крови и в то же время необычное, броское. У этого направления очень много поклонников, оно и ценится больше всех, так как данный стиль, пожалуй, стоит в числе сложнейших по способу создания. Могу об этом заявить вполне авторитетно, в данном искусстве я работаю уже 8 лет, – комментирует художник.
Во время создания особо тонких линий и контуров мастеру может потребоваться дополнительная помощь. Кыштымцы таким образом решили проблему с освещением. Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
По мнению Павла, татуировка – затратное дело даже для мастера, хотя со временем окупается. Если ты сделал себе студию и имя, хотя бы в своем городе, ты – молодец и далее работать будет проще. Если ты молод и амбициозен, придется потратиться, особенно на расходные материалы и все остальное.
– Ага, особенно сейчас, пока такая ситуация с этим долларом и прочее, – поддерживают высказывание кыштымского художника его товарищи.
С помощью машинки со сравнительно огромной шириной пера Павел стал трудиться над закрашиванием площадей хоррор-портрета. Чем шире игла, тем быстрее и качественнее можно справиться с заполнением контура фоном. Таких машинок, да и вообще всяческих разных их видов и модификаций, было на фестивале множество. С их помощью в эпителий моделей вгонялась краска и творились шедевры.
Представитель жюри фестиваля решил посетить его вместе маленькой дочкой. Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
Портреты известных людей, розы с опасными шипами и мощными корнями...
Портрет легендарного мастера боевых искусств и знаменитейшего актера теперь украшает предплечье уральца. Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
Площадки для работы мастеров были весьма компактными, поэтому обзор для публики был просто потрясающим. Посмотришь в одну сторону – пробивают линии портретов, грани мотивов олдскул, посмотришь в другую – штрихуют черные как смоль площади блэкворк, оформляют сюжеты ориентал. Картины появляются на самых разных частях тела, повсюду то мужчины с обнаженными торсами, то в разумных пределах обнаженные части женского тела.
Готовый ориентал мотив. Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
Эскиз в процессе доведения до полноценной картины на живом материале. Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
– В экспозиции такого масштаба участвую, пожалуй, впервые, доселе были подобные движухи в рок-клубах, на более миниатюрных площадках. Сегодня для татуировки отведена целая галерея и это круто. За 8 лет, что держу машинку в руках, очень прикипел к стилю гипертрадишнл – это наборы букв, каких-то аутентичных предметов (якорей, кораблей, канатов). Я стилизую эти сюжеты, что-то добавляю. Люблю и классику. Этот стиль специфичен, довольно трудно создать новый сюжет, но появляются неограниченные возможности для фантазии, просто, чтобы не повторяться, – делится своим видением екатеринбургский мастер Дмитрий Ермаков.
Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
А на сцене тем временем все готово для проведения предварительной оценки работ.
Интересно, когда мастер занялся рисунком, произнес ли он сокровенное "Поехали!" Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
Модели должны по очереди выходить к столу жюри и демонстрировать картины. Представители судейской коллегии и сами могут похвастаться нательными рисунками. Вот ее состав: Павел Maler, Алексей Борисов, Руслан Мифтахов, Данил Хижняк, Алексей Коротяев, Света Ananas. Первый день фестиваля для экспертов стал наиболее тяжелым в плане судейства.
Члены жюри - большие любители тату-искусства, среди них не было ни одного, кто бы пренебрег тем или иным мотивом на своей коже. Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"
Оценивались миниатюра, большая цветная татуировка, большая черно-белая татуировка. К большому сожалению, краснотурьинцам приза не досталось, но как отметили наши соседи, это был удачный в плане работы дебют, все титулы и награды еще впереди.
Итоги
За 2 дня Урал-тату-фест посетили около 2 тысяч человек. Гран-при отправилось в Новосибирск к художнику Александру Сет. В номинации Best of the Day 14 февраля лучшим художником была признана Татьяна Кирпичева. Лучшей работой дня в стиле традишнл была признана «картина» Алексея Челкасова, лучшая цветная татуировка принадлежит Александру Сет, автор лучшей черно-белой татуировки Алексей Барышников.
Среди всех портретов, отраженных в татуировках, присутствующие отметили несколько наиболее смелых. Например, портреты первого космонавта Юрия Гагарина на передней стороне бедра, известного азиатского актера, мастера боевых искусств Джеки Чана на предплечье, суперзлодея, противника Бэтмана Бэйна на внутренней стороне предплечья.
Портрет Бэйна - шикарен, что жюри и отметило. Фото: Алексей Пасынков, "Глобус"