Серовский театр драмы им. А.П. Чехова продолжает удивлять и расширять границы самого явления театра. В субботу, 25 августа, серовские зрители наблюдали за работой «Мама на Востоке». Это не спектакль в привычном понимании, а скорее набор откровений. Без заученных реплик артистов, ярких костюмов и строгого следования театральным канонам. Тем не менее образы самые что ни на есть настоящие. Это набор непридуманных жизненных историй.
«Новый формат»
Играли «Маму» с москвичами... Это коллаборация артистов серовской драмы с московским «#театром_чё». От театра местного — Артур Мафенбайер и пусть не числящийся в труппе, но отдавший театру огромное количество сил и времени Евгений Балтин. Дополняют коллектив московские коллеги — Александр Туравинин, Батраз Засеев и Владимир Братков. Эта компания на протяжении более полутора часов способна удерживать концентрацию, эмоции зрителя на пиковых значениях.
Слева-направо: Батраз Засеев, Александр Туравинин, Артур Мафенбайер, Евгений Балтин. Фото: Алексей Пасынков, «Глобус»
Перед глазами зрителя разворачивается некий уютный вечер откровений людей с очень разными судьбами. Всегда приятно и очень интересно узнавать нового человека, прелесть «Мамы на Востоке» по сути в этом и заключена. На протяжении всего времени повествования спектакль по сути не спектакль, а словно пример модного ныне направления Стэндап. Артист говорит со сцены нечто злободневное, провокационное, страшное, смешное. А в случае увиденного в театре — исключительное, настоящее, жизненное, невыдуманное, интересное.
Батраз Засеев. Фото: Алексей Пасынков, «Глобус»
Под потолком сцены елизаветинского зала висит полупрозрачный импровизированный глобус с грубо и китчево нарисованными очертаниями России, которая занимает чуть не половину земного шара. На уютных столиках зажженные уютные торшеры, артисты на сцене в домашних нарядях: элегантно растянутом трико, пластмассовых тапочках, футболке хаки. В это ребята переоделись из строгих костюмов не уходя со сцены. Со зрителями, входящими в зал сходу начинается непринужденный диалог.
Александр Туравинин тут же вворачивает историю о падении брюк, трусах «Алеша» и государственной экзаменационной комиссии.
К этому импровизированному стендапу, подключается главный режиссер театра Петр Незлученко с просьбой отключить сотовые телефоны, но в шутке сворачивает в другую плоскость.
Ребята, занятые в спектакле по очереди подходят к этому артефакту и указывают примерное местоположение родного дома. Новосибирск, Чайковский, Владикавказ, Серов. После чего каждый начинает свой рассказ о детстве, юности, ученичестве, профессии и многом другом. Артисты слушают повествование друг друга, по доброму подкалывают, задают вопросы. На месте все атрибуты неспешной кухонной беседы, где люди словно заново знакомятся. Это истории очень личные и специфика спектакля показывает что такие вещи интересны не только прожившему эти события или близкому другу, но и зрителю в понимании театра. Реакция не невыдуманные истории такие же настоящие и искренние. Спектакль играют талантливые ребята у которых давно позади актерские и режиссерские дебюты.
Нет смысла пересказывать озвученное, только в спектакле удается уловить картину целиком. Это не просто забавные истории, это самоанализ, философия, благодарность и раскаяние.
Артур Мафенбайер так показал своей маме чем все эти годы занимается ее сын и в чем заключается его жизнь как артиста. Это пожалуй самый трогательный, самый эмоциональный и самый неожиданный монолог спектакля.
Евгений Балтин и #театр_че едут по России дальше...