Один из крупнейших, традиционных музыкальных фестивалей «Старый новый рок» (далее по тексту СНР – ред.) завершился в Екатеринбурге под крышей центра культуры «Урал». Только на СНР, курсируя между концертными площадками, например, можно запросто встретить лидера легендарных «Чайфов» Владимира Шахрина или других известнейших в России рок-н-ролльщиков. Встреча с Шахриным и произошла практически сразу после того, как серовскими корреспондентами были получены браслеты доступа к площадкам и съемочным зонам. По иронии судьбы, пропуска для прессы в текущем году оказались желтого цвета.
Видные музыкальные деятели для публики были совершенно открыты, давали автографы, фотографировались вместе со своими поклонниками. Такими «бонусами» фест СНР радует своих гостей ежегодно.
В ритме рок-н-ролла стартовал снежный свердловский вечер накануне празднования нового года по старому стилю. И проходило все привычно – три сцены, три традиционные площадки – Motiv stage, Nirvana stage, и самая главная из трех – President stage.
Вот по трем перечисленным координатам под крышей ЦК ровно в 19.00 и грянули звуки самой свободной и независимой музыки.
Суперментал. Фото: Антон Муханов
Разогрев
Таким термином в концертной среде принято называть выступления молодых и перспективных перед выходом на сцену именитых и состоявшихся. Интересна эта движуха тем, что открыть для себя новый музколлектив не составляет труда, тем самым расширив собственный музыкальный кругозор.
Офигенно приятным сюрпризом для публики в начале фестиваля стали выступления сразу трех любопытнейших музыкальных формаций: ленинградцев «Нападение КИС», свердловчан – Pictures и москвичей Needshes. Выступали ребята друг за другом в перечисленном порядке, что привело к трехкратному, мощнейшему взрыву эмоций в зале. Сначала от зубодробительных риффов питерских рок-минималистов, после от отчаянного шквала инди-рока от екатеринбуржцев, и под завязку от хард-рока американской волны (чуть сродни Asking alexandria) что преподнесли ребята из Москвы. Американизмы у третьего коллектива к слову не только музыкальные, но и стилистические. Слушается на одном дыхании.
Все выше перечисленное бесчинство творилось на самой большой площадке. В ожидании хедлайнеров на прочих сценах скучать никому не пришлось. На площадке Nirvana stage, публика бесновалась под многие интересные банды, одна из которой принадлежит Екатеринбургу. Рэп-кор формация Supermental рубила бескомпромиссный, крошащий бетон кроссовер стилей, который до начала нулевых вовсе считался несовместимым, а именно хип-хоп и рок-н-ролл. Два вокалиста отрабатывали выступление пулеметным речитативом, банда поддерживала многотонными альтернативно-металлическими ударами. Парни воспитывались на музыке таких имен как Metallica, Beastie boys. По тому что они выдавали на сцене, могла возникнуть ассоциация с брутальными белорусами ТТ-34, что тоже весьма интересно.
В свете софитов главной сцены СНР - Егор Тимофеев, когда-то студент педагогического института, а сегодня бессменный фронтмен одного из центральных российских рок-коллективов на протяжении 15 лет. Фото: Антон Муханов
Кульминация. Хедлайнеры
Жестоким сюрпризом для фанатов и прессы стал следующий момент. «Кирпичи» и «Мельница» на разных сценах начали свое выступление одновременно – в 22.20. При этом, на главную сцену через полчаса должны были выйти «Мультфильмы». Тем поклонникам, кому дорога музыка всех перечисленных коллективов, пришлось курсировать от одной площадки к другой. Ничего не поделать...
Вася Васин задал жару не новыми, но бесконечно любимыми фанатами "Школьничками". В этот момент в зале и начался самый отрыв. Фото: Антон Муханов
«Кирпичи» вышли на полутемную, брутальную Nirvana stage и, что называется, зажгли вплоть до начала слэма в толпе. Охране пришлось усилить бдительность. Неопытному посетителю рок-концертов такой вид отрыва может на первый взгляд напомнить массовую стихийную драку. Но ничего подобного нет, все по-доброму. Огромный заряд положительной энергии от любимых исполнителей. «Кирпы» не обманули: в сет-лист попали «Школьнички», «Смерть на рейве» и другие бессмертные шлягеры коллектива.
Наталья О'Шей до начала музыкальной деятельности являлась ассистентом кафедры кельтской и ирландской мифологии. Популярной исполнительницей она стала только в 2000 году. Фото: Антон Муханов
В соседнем зале «Мельница» ласкала слух поклонников партиями флейты, виолончели и конечно руладами О' Шей. Особая, мягкая, акустика зала способствовала полному погружению в магический, прекрасный мир песен коллектива. Звучала «Невеста Полоза», «Дороги» и другие любимые хиты.
На President stage гремел рок-н-ролл, брит-поп, инди-рок от «Мультфильмов». И здесь зал подпевал и был откровенно счастлив лицезреть кумиров.
Таким и стал СНР-2015: прекрасная атмосфера, великолепная музыка, все атрибуты, что называется, на месте. Продолжение летом на Белоярке, надеемся побывать и там. В очередной раз.
Егор Тимофеев. Фото: Антон Муханов
Интересные факты
У басиста «Кирпичей» Данилы Смирнова осталась футболка с символикой одного из первых фестивалей, на котором выступала группа. Он оставил ее на память в качестве наволочки для подушки.
Самый необычный подарок от благодарного поклонника для фронтвумен «Мельницы» Натальи О' Шер – настоящий скакун. Самое необычное место, на котором исполнительница оставила свой автограф – обнаженная женская грудь.
Любимым местом на Земле для известного екатеринбургского рокера Глеба Самойлова является Барселона. А вообще музыкант предпочитает отдыхать там, где не говорят на русском языке. Любит творчество коллектива «Последние танки в Париже» (П.Т.В.П.).
Первые музыкальные пластинки, что приобрели участники «Мультфильмов» в юности были такими: Владимир Поздышев (барабаны) – Nirvana, Евгений Лазаренко (гитара) – Beatles, пластинка Honey taste, Егор Тимофеев (гитара, вокал) – «Аукцыон».
"Кирпичи". Фото: Антон Муханов
«Кирпичи»
«Публика реагирует на нас положительно, хотя по нашему виду не скажешь, что это возможно»
Пока команды играли да публика отрывалась, к стенам рок-бастиона потихоньку пребывали хедлайнеры. По традиции оргкомитет запланировал традиционные пресс-конференции – поговорить о том, о сем. Первыми были заявлены питерцы «Мультфильмы», однако Егор Тимофеев и Ко задержались. Но ничего страшного не произошло, их временное отсутствие перед объективами камер заполнили не менее популярные ленинградцы.
Вася Васин, Денни-бой и Вадик, как запросто их кличут фанаты. А вместе они, легендарная банда «Кирпичи», истоки которой лежат в уже далеких девяностых.
- Ну что в картишки может? – в шутку поинтересовался бас-гитарист и вокалист «Кирпов» Данила Смирнов.
Данила Смирнов, бас-гитарист "Кирпичи": Темы, что актуальны для большинства, почти всегда находят свое отражение в музыке, тот же кризис и вообще различные социальные условия. Но как правило подобные песни долго не живут, уходит проблема и о них забывают. Но в нашем случае почему-то получается как раз наоборот. Фото: Антон Муханов
- Как публика Екатеринбурга, в частности молодежь, реагирует на вашу музыку?
- Весьма позитивно, хотя глядя на нас это сложно предположить. Причем не только молодежь, более возрастные люди в том числе, видимо наша музыка омолаживает, – ответствовал бас-гитарист.
«Кирпы» пообещали выпустить в свет новые наработки по традиции ближе к осени, а на фест прибыли с уже сформировавшейся с годами программой, не лишенной кстати последних, недавно выпущенных вещей. При этом заверили: все старые хиты типа «Смерти на рейве» и ставшего практически шлягером «Плюю я в воду с парапета» обязательно прозвучат. Поклонники останутся довольны.
- А что насчет повсеместного запрета в клипах и музыке ненормативной лексики, появление в кадре алкоголя, сигарет?
Не могу сказать, так как сам никогда не курил, а вот на счет мата – неоднозначно, в каком-то смысле это русская экспрессия, как ее можно запрещать? – спросил Денни-бой.
Это абсурд, – прокомментировал неизменный фронтмен «Кирпичей» Василий Васин.
Ленинградцы вообще много шутили, свое недовольство тем, что современный музыкальный бизнес в России не дает развиваться молодым коллективам они выразили так:
- Как можно пробиться молодым командам? Да никак, только через постель, с кем придется, – отшутился Васин.
- Финансовый кризис сказался на коллективе?
Ну разумеется, мы же играем на вражеск... В смысле на зарубежных инструментах, которые стоят денег, причем не малых. На музыкантов такие вещи всегда оказывают прямое воздействие. Но в этом можно найти и положительные моменты, например, если продавать музыку через платные интернет-сервисы, например через Itunes за доллары и подобные ему. Насчет музыки неоднозначно – влияние есть, но в различных социальных условиях, как правило подобные песни долго не живут. Кстати, в нашем случае получается как раз наоборот, – ответствовал Данила.
«Мультфильмы»
«Нас вдохновляют «Наутилус» и «Агата». Дело не в их популярности, а в степени воздействия их музыки»
После «Кирпов» прессе посчастливилось лицезреть их «Мультфильмы», которые предпочли для диалога явиться в полном составе, как и их предшественники.
- У вас очень мило, встречались нам площадки настолько тесные, что программу бывало отыгрывали, стоя гитарными грифами вперед, чтобы никого не зацепить. Неудобно, но из этого рождается некое чувство локтя и поддержки, – начал Евгений Лазаренко.
Евгений Лазаренко Мультфильмы. Фото: Антон Муханов
- Где вы сейчас мысленно?
- Дома, – с умиротворением заявил Егор. – Вообще, к Екатеринбургу относимся хорошо по многим причинам, даже вспомнить советские времена, основными школами рока, его столпами, в России были ленинградская и свердловская. Здесь атмосфера располагает к тому, чтобы появляться, играть. То же и для молодых исполнителей.
Если о Сибири, например «Гражданская Оборона», команд Владивостока, то там тоже были, есть и будут хорошие коллективы. Но стоит отметить, что тот же «Гроб» стал по-настоящему известен после того, как дали концерт в Петербурге, то же наверно можно сказать и про «Мумий Тролля», – высказал свое мнение гитарист Лазаренко. – Тем не менее, вне зависимости от географического положения везде есть хорошая музыка, а хорошая музыка это та, которая доставляет удовольствие, оказывает сильное воздействие звук и энергия, все вместе, это не стоит разделять.
- Кризис сказался на вашем коллективе?
Только если в плане ценников в музыкальных магазинах. С другой стороны у меня все есть и вроде ничего пока приобретать не надо. Будет меньше денег на запись студийную – буду писаться дома на компьютере, возможно, это откроет некую творческую свободу, – ответил Евгений Лазаренко. – Возможно качество от этого пострадает, ну да хрен с ним, не важно.
Глеб Самойлов, Константин Бекрев
«Для молодых музыкантов перспектив мало»
Наверно один из популярнейших екатеринбургских фронтменов Глеб Самойлов явился к диалогу в компании клавишника Константина Бекрева.
– Остальные ребята наверно отдыхают где-нибудь в Москве, – прокомментировал музыкант. Для нынешнего выступления дуэта было вполне достаточно, Глеб Рудольфович посетил родную область с акустической программой.
- Сегодня планируется именно акустический сет, уже делали что-то подобное не раз, это по формату даже ближе к некоему творческому вечеру, где мы принимаем даже записки от публики с просьбами исполнить ту или иную песню. Читаем записки вслух, общаемся с Костей, с залом. Так вот, сегодня будет то же самое, только без записок, время, к сожалению, не позволяет, – сказал Самойлов.
Следующий год – год пятилетия группы The Matrix, в честь чего ожидается к выпуску новый номерной альбом. Глеб Самойлов отметил, что этот альбом уже неожиданность для них самих. Он будет сильно отличаться от вещей, что звучали до этого. Подождем.
Глеб Самойлов. Фото: Антон Муханов
- Есть ли на что обратить внимание на современной рок-сцене?
Сложный вопрос. Где это продается, где это размещается, где это можно послушать? Только на фестивалях каких-нибудь, закрытых и субкультурных. Есть ли шансы пробиться молодым сегодня? Для молодых шансов вообще нет, – ответил Глеб.
Да и интернет здесь ни причем, за сколько бы миллионов не сняла клип та или иная команда, на следующий день какой-нибудь ролик с котиками опередит этот клип по количеству просмотров. Единственный выход для молодежи – играть на фестивалях, появляться на радио. А так, бесперспективняк. Сокращаются радиопрограммы, кругом жесткая цензура для молодых русскоязычных исполнителей. То же самое с другими средствами распространения контента, – высказал мнение Константин Бекрев.
«Мельница»
Поет в жизни так же, как и в записи
Сакраментальный вопрос музыканту: «А почему вы одна» прозвучал для Натальи О' Шей. Исполнительница во время диалога с прессой предстала в гордом одиночестве. Благодарность за потрясающее выступление получила она незамедлительно.
– Сегодня был отличный концерт, благодаря отзывчивой публике, – высказалась Наталья.
Во время разговора вспоминала фронтвумен и былые концерты, которые смогли ее удивить. – Выступали как-то мы на городском фестивале совместно с одной культовой эстонской фолк - металл группой. Задник сцены им делал тот же художник, что рисовал известный советский мультик ужасов «Большой Тылль», основанный на старой эстонской легенде. У любого ребенка, кто смотрел, могло бы произойти потрясение. Мультик я видела, приезжаю туда и узнаю эту работу, на которой были изображены эстонские черти с тремя зрачками в каждом глазу. Это была просто отличная картинка и незабываемые воспоминания, – произнесла певица.
Наталья О Шей, Мельница. Фото: Антон Муханов
«Мельница» готовит очередной альбом, количество необходимого материала увеличивается с каждым днем. Ожидаются 15 треков, ремастеринг старых композиций и несколько акустических бонусов.
– Некий творческий подъем, множество идей, одна из песен была написана мной в самолете, в пути. Творческие планы все про новую пластинку. Есть композиции и «мельничные» и «Хелависы», но сперва разберемся с «мельничными», – резюмировала Наталья.
А здесь фотки. Огромное спасибо за них отличному фотографу и хорошему человеку Антону Муханову: