Сегодня утром я проснулась раньше, чем обычно, не позавтракала и решительно отвернулась от упаковки кофе – перед работой собралась сделать одно важное дело. Натощак.
По дороге прислушиваюсь к себе – внутри волнительно, мыслей разных много, но на вопрос себе «точно?» отвечаю «да». Открываю дверь, захожу в клинику.
- Я прочитала в интернете, что у вас можно сдать кровь для типирования, чтобы попасть в реестр доноров костного мозга. В общем, я пришла, я готова. Что надо делать? - спрашиваю у администратора.
Меня попросили предъявить паспорт и заполнить анкету. Говорила я дрожащим голосом, а вот «галки» в анкете ставила все увереннее и увереннее: донором кроветворных стволовых клеток (которые производит костный мозг) может стать любой человек в возрасте от 18 до 45 лет, с весом более 50 кг, и не имеющий абсолютных противопоказаний, к которым относится ряд инфекционных, паразитарных, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний внутренних органов и кожи – полный перечень противопоказаний указан
здесь.
В анкете просят также по возможности указать этническую принадлежность. Не гражданство, а именно национальность. Далее меня пригласили в процедурный кабинет, где взяли кровь на анализ. Одну пробирку – ни больше, ни меньше. Иголок боюсь! Всегда отворачиваюсь на моменте, когда затягивают жгут, и поворачиваюсь, когда говорят «снять повязку можно через полчаса». В этот раз набралась смелости и попросила разрешения сфотографировать процесс: покажу друзьям, что это не страшно и не больно – вдруг кто-то решится тоже.
Все. Одной ногой я в национальном регистре доноров костного мозга. Точнее, одной рукой – кровь на типирование берут из вены на руке.
Что дальше? Дальше мою кровь в лаборатории исследуют и определят набор генов, отвечающих за совместимость. По-научному определять будут человеческие лейкоцитарные антигены (пишется HLA), по-простому - выяснят, какой «шифр» в организме отвечает за распознавание своих и обезвреживание чужих клеток (в т.ч. вирусов, бактерий, раковых клеток и т.д.). У каждого человека набор этих антигенов свой индивидуальный. Вот, кстати, что называется иммунитетом и почему его важно не подрывать, а укреплять. Даже у близких родственников этот набор отличается. Для донорства же необходима максимально возможная совместимость, чтобы клетки двух разных людей не стали воевать между собой.
После исследования мои данные занесут в базу и я стану потенциальным донором. Т.е. какого-то огромного общероссийского холодильника, в котором хранятся донорские клетки нет. Есть, грубо говоря, таблица, в которую записаны добровольцы и их «коды». Мне могут позвонить сразу, как я окажусь в списке, а могут вообще никогда не позвонить или позвонить через несколько лет – зависит от того, подойду ли я конкретному пациенту. Если это чудо произойдет, а это действительно чудо – вероятность совпадения доходит до один на миллион, у меня еще раз спросят согласия, расскажут про процедуру, проведут медицинское обследование и только потом возьмут кроветворные клетки. Сделать это можно двумя способами. Первый – под общим наркозом частицу костного мозга берут из бедренной кости, проколов ее иглой. Второй – без наркоза стволовые клетки берут из венозной крови, куда они попадают из костного мозга под действием специального препарата. Для этого кровь из одной руки прогоняют через специальное устройство и возвращают в другую руку.
Хочу быть донором
Российский регистр доноров костного мозга существует с 2013 года. По состоянию на сентябрь 2018г. в нем состоит 84188 доноров, проведено 229 трансплантаций. Из них:Кировск 35950 (89)
Санкт-Петербург 20401 (91)
Москва 5283 (14)
Челябинск 4619 (24)
Екатеринбург… 288 доноров и ноль трансплантаций.
Самые большие национальные регистры в США и Германии – по несколько миллионов потенциальных доноров в каждом.
Трансплантацию стволовых клеток используют для лечения тяжелых заболеваний у взрослых и детей. На слуху в первую очередь онкология, но показанием для пересадки являются также наследственные заболевания, анемии, иммунодефициты и другие.
Процесс трансплантации сам по себе сложный и дорогостоящий, но еще больше усложняет и удорожает его то, что потенциальных доноров ищут (и находят) в основном за рубежом. За рубежом не потому, что «импортные» лучше, а потому что наш, российский, регистр очень «скромный» по количеству потенциальных доноров, и, что вообще в голове не укладывается, существует на пожертвования. Можно возмущаться этим и только сочувствовать людям, нуждающимся в трансплантации, а можно попытаться помочь. Может быть, именно через вас Бог ответит на чью-то молитву о помощи…
Я очень надеюсь, что мой «генетический близнец» (а это может быть любой человек, даже вы) здоров, хорошо себя чувствует и у нас никогда с ним не возникнет необходимости друг
в друге. Но если возникнет, я очень постараюсь быть такой же смелой, как сегодня утром – зажмуриться, но сделать. Это ведь, на самом деле, ничто по сравнению с тем, через что проходят реципиенты перед, во время и после трансплантации.
Зачем я делюсь этой «личной» информацией с вами – решила стать донором – и решила, зачем об рассказывать? Просто если после прочтения текста моему примеру последует хотя бы один (а я надеюсь, что не один) человек, есть вероятность, что чья-то история болезни закончится хорошо.
Хочу помочь, но не хочу быть донором
Если вы не уверены на 100 процентов, что готовы стать реальным донором – не надо проходить типирование. Анализ одного образца стоит около 7 тысяч рублей (для организаторов, люди доноры ничего не платят).
Регистр доноров - это совместный проект НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Р.М. Горбачевой и благотворительного фонда – у него нет постоянного финансирования! Он существует на пожертвования неравнодушных граждан и социально-ответственных организаций. Средства нужны не только на сами анализы, но и на оборудование, на котором проводится исследование крови. Как помочь финансово перечислено
на официальном сайте регистра.
Где сдать кровь на HLA-типирование?
Если вы твердо решили стать донором костного мозга, то постоянные пункты приема крови расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Пермском крае и Татарстане. В других городах проходят донорские акции.
В настоящее время такая акция идет в Свердловской области.
Сдать кровь для типирования можно с
15 по 23 сентября в: Екатеринбурге (ул. Сыромолотова, 25, ул. Белореченская, 29, ул. Патриса Лумумбы, 63, +7 (343) 222-03-60, пн-пт 7:00–19:00, сб-вс 8:00–16:30), Первоуральске (ул. Ленина, 15, +7 (343) 964-74-60, пн-пт 7:00–19:00, сб-вс 8:00–16:30), Нижнем Тагиле (ул. Фрунзе, 32, +7 (3435) 47-54-65, пн-пт 7:00–19:00, сб-вс 8:00–16:30) и Каменске-Уральском (ул. Каменская, 80, +7 (3439) 37-88-37, пн-пт 7:00–19:00, сб-вс 8:00–16:30).
Если в нашем городе наберется несколько десятков желающих то, можно подать заявку и следующую акцию могут провести у нас.