На вопросы «Глобуса» ответил заместитель руководителя Нижнетагильского следственного отдела следственного управления на транспорте СК РФ Михаил Халявин. Именно он с 13 июня вел расследование по уголовному делу, возбужденному по факту исчезновения Ан-2.
Самолет 11 июня прошлого года вылетел с аэродрома Серова. Обломки Ан-2 и останки 13 человек были обнаружены почти через год, 4 мая, в 8 километрах от точки вылета.
Михаил Халявин (первый справа) работает на месте обнаружения Ан-2. Фото Катерины Быковой, газета "Глобус".
– Михаил Сергеевич, что вы увидели на месте происшествия?
– Как и предполагало следствие, самолет лежит недалеко от места вылета. Фрагменты самолета лежат на площади ориентировочно двадцать на сорок метров. Фюзеляж, перегородки выгорели полностью, крылья и хвост обгорели частично. На поверхности крыльев и хвостовой части, которые обтянуты специальной тканью, она отсутствует. Есть следы обгорания и прогара. Вокруг – сломанные и поваленные деревья.
– Возможно, самолет летел низко и задел дерево?
– Может быть и такое. Самолет, скорее всего, задел дерево, перевернулся и ударился носом землю. Корпус лежит «на спине», вверх шасси. Осколки не разлетелись на большое расстояние, они лежат компактно. Кабина в землю не вошла. Единственное, что находится в земле – это двигатель. Мотор вошел в землю примерно на полметра. Видимо, был очень сильный удар о землю и сильный пожар. Место, куда упал самолет, болотистое, может, поэтому огонь не разошелся, а горел локально, лишь возле самого самолета. Если был пожар, то непродолжительное время.
– Михаил Сергеевич, были ли у людей шансы спастись?
– Судя по всему – нет. Пассажиры оказались все вместе, в одной куче. Останки лежат ближе к перегородке, которая отделяет кабину от салона. Если были удар и потом пожар, то при таком развитии событий никаких шансов выбраться у пассажиров, к сожалению, не было.
– Сколько человек было на борту? Удалось ли идентифицировать останки?
– Установлено, что в самолете было 13 человек. В настоящее время идет процесс идентификации. На сегодняшний день никто из обнаруженных не идентифицирован, для этого будет назначен комплекс судебных экспертиз.
– Ан-2 обнаружили охотники?
– Да. Охотники говорят, что наткнулись на него случайно. Они перед открытием охоты пошли посмотреть свои места в лесу. В ближайшее время эти люди будут допрошены. То, что они не сообщили о своей находке в правоохранительные органы – ну пусть останется на их совести. Что касается нас, то мы их информацию проверили, подтвердили и по ней работаем.
– Говорят, что у самолета, якобы, кто-то побывал еще раньше, чем нашедшие его люди.
– До нас там побывали только те, кто обнаружил Ан-2. Следов пребывания там кого-то из людей до этого – нет. Ничего из ценностей не пропало, например, на месте обнаружены золотые украшения. Сейчас будем вместе с родственниками устанавливать – кому они принадлежат.
Михаил Халявин (первый слева), Дмитрий Путинцев, руководитель Уральского следственного управления на транспорте и Михаил Бородин, начальник ГУ МВД области, сообщили журналистам об увиденном на месте происшествия с Ан-2. Фото Сергея Лефлера, газета "Глобус".
– Что стало причиной катастрофы?
– Рассматриваются две версии: либо это ошибка пилотирования, либо неисправность техники. Думаю, мы узнаем истину после проведения ряда экспертиз и выводов Межгосударственного авиационного комитета (он начал работу сегодня, 7 мая, в обед – ред.).
– В чем заключалась работа следователей на месте происшествия?
– В первый день осмотра места происшествия основной задачей было установление всех останков и их изъятие с последующим назначением судебных экспертиз. Затем мы проводили осмотр фрагментов самолета и территории на месте крушения.
– Удалось ли обнаружить на месте сотовые телефоны, фотокамеры?
– Найдены обгоревшие металлические части от сотового телефона. От одного телефона или от нескольких – сказать не могу. Пластиковые детали расплавлены. СИМ-карт, флеш-карт нет.
– То есть СМС-сообщения с телефона Кашапова о том, что "абонент снова в сети" с этого места приходить не могли?
– Однозначно – нет.
– Есть ли топливо в баках?
– Да, топливо есть. Взяты его образцы. Будет назначена его экспертиза – в том же самом учреждении, где проверяли топливо при осмотре места происшествия на авиационной площадке.
– Обнаружен ли аварийный радиомаяк?
– Пока нет. Скорее всего, он тоже сгорел.
– Много споров было о том, трезвыми и нет был пилот и пассажиры. Можно ли будет это определить?
– Пока на этот вопрос ответить нельзя, это станет известно позже, когда пройдут экспертизы.
– Что говорят родные? Есть у них претензии к следствию?
– Каких-либо претензий и недовольства со стороны родных в адрес следствия я, по крайней мере, не слышал.
– Каковы дальнейшие действия следствия?
– Сейчас будет проводиться планомерная работа по установлению всех обстоятельств происшедшего, ну и в первую очередь нам необходимо идентифицировать тела погибших и выдать их родственникам.
На месте происшествия в эти дни работали около 200 специалистов различных служб: Уральского следственного управления на транспорте, Росавиации, Координационного центра поиска и спасания, Серовской транспортной прокуратуры, полиции Серова и других.