– Если говорить об увлечении, то это в детстве было так. У меня не увлечение, у меня спорт. А самолет – это спортинвентарь. У общества создается впечатление, что авиамодельный спорт – это «самолетики», то есть мы сейчас из блокнота достанем листочек, сложим, он полетит – вот это самолетики. А авиамоделизм – это спорт, у него есть такая вещь, как творчество. Не такое, как на сцене спляшут, а другое, от слова «творить», от слова «творец», то есть создатель, – с этих немаловажных слов начал свой рассказ Александр Палкин, трехкратный чемпион России, двукратный серебряный призер чемпионатов мира по авиамодельному спорту.
Фото: из архива Александра Палкина
Все началось с ракет
Александр Палкин заниматься авиамоделизмом начал в 10 лет, в ракетном кружке в ДКМ.
– Раньше весь первый этаж правого крыла Дворца культуры металлургов был отдан детским кружкам. Там было два авиамодельных кружка, ракетный, радио, фото... Это надо было видеть. Я пришел, попросился и меня взяли, – Александр Иванович вспоминает, что попасть в такой кружок мог не каждый. – Ребенок уже должен был знать определенные физические законы, как например, создается подъемная сила и почему. Я эти законы знал уже в 3-4 классе, хотя преподавали нам это где-то в классе 8-м. Можно сказать, что этот спорт двигал интеллект страны.
Александр Палкин начал заниматься ракетомодельным спортом и вскоре стал первым в городе. Не бросил это увлечение он и в студенческие годы, когда учился в Свердловске по специальности «инженер-электромеханик путей сообщения».
По возвращении в Серов Александр Иванович начал работать по специальности на железной дороге, занимался с детьми авиамоделизмом. На железной дороге Александр проработал 27 лет. Позже он перешел на Серовскую ГРЭС, при этом занятия с детьми не прекратил.
Чем черт не шутит!
– Никогда не примерял на себя роль спортсмена уровня России, всегда на таких спортсменов смотрел снизу вверх, – рассказывает Александр Иванович. – В конце 90-х годов прошлого века двум моим воспитанникам в возрасте юниоров разрешили участвовать во взрослом чемпионате России. И эти двое вошли в десятку лучших, то есть выполнили норматив кандидатов в мастера спорта. Приехали из провинции и смогли попасть в десятку! Пускай один был на девятой строчке, второй на десятой. Когда это увидел, сам себе сказал: «А может и я попробую».
В Свердловской области существует Федерация авиамодельного спорта, как составная часть Федерации авиамодельного спорта Российской Федерации. Возглавляет федерацию заслуженный тренер Советского Союза Владимир Федорович Коровин. Владимир Федорович на протяжении многих десятилетий руководит авиамодельным спортом в Свердловской области. За эти годы им подготовлено более ста мастеров спорта, мастеров спорта международного класса и заслуженных мастеров спорта СССР и России. Среди его воспитанников чемпионы мира, Европы, СССР и России. Именно к Владимиру Коровину и обратился Александр Иванович с просьбой тренироваться под его руководством. Опытный тренер не отказал начинающему спортсмену.
– Свой самолет я строил два года, – вспоминает Александр Палкин. – Мне помогали мои воспитанники.
До ума самолет Александр Иванович доводил 5 лет, и только после этого самолет полетел по-настоящему. Впервые занял 3 место на чемпионате России в 2004 году. Успех был повторен в 2007 году – снова третье место на чемпионате России. Александр Палкин вошел в сборную России по авиамодельному спорту.
– На чемпионат мира ездил дважды. Оба раза получал серебро, – рассказывает Александр Иванович. – Чтобы стать первым на западе, нужно быть на голову выше соперника.
В 2010 году авиамоделисту впервые покорилась вершина чемпионата России. В 2013 году он повторил свой успех, а на недавно закончившемся чемпионате 2014 года закрепил его, став трехкратным чемпионом России по авиамодельному спорту.
– Когда не получалось, грусти или обиды не было, – вспоминает Александр. – 2011 год был очень тяжелый в плане погоды. Получилось так, что вышел на старт и пошел ливень. Мы все сырые. Самолет весь в воде. И надо лететь. Я полетел... Потом ко мне подходили судьи, говорили, что не правильно летал, что я не знаю, как летать. Я знал, как летать, но поток воды с неба самолету даже взлетать не давал. Но с этого чемпионата я ехал с поющей душой – смог преодолеть тяжелые условия.
В 2013 и 2014 годах самолет получал сильные повреждения, виной всему – некачественные китайские детали.
– Никогда не применял ничего китайского на самолетах. Но тогда применил и в первом же туре у меня ломается самолет – срезан винт. В 2014 году та же история, опять поломка. И опять из-за китайских деталей. Друзья-соперники помогли мне инструментом, деталями. Спасибо им.
В итоге Александр Иванович занял первое место с преимуществом в 0,8% от ближайшего соперника – это 45 очков из 5000.
В летной части соревнований спортсмены должны выполнить определенное количество элементов за отведенное время.
– У меня программа стандартная. Обязательные элементы: взлет, посадка, горизонтальный полет 500 метров, четвертый элемент – это демонстрация по выбору. Мой самолет был связной, поэтому у моей модели пилот поднимает руку и выбрасывает листовки. Я опускаюсь, пролетаю над судьями на высоте двух метров и пилот выбрасывает им листовки, – говорит Александр Палкин.
15 лет с «Пионерской правдой»
– В этом виде спорта всего 14 классов. Тот класс, который культивирую я и который всегда культивировался в Серове, это «Модели-копии», – подробнее о виде спорта рассказывает Александр Палкин.
Модель создается по образу и подобию уже существующего или ранее существовавшего настоящего самолета. Копию нужно воссоздать вплоть до заклепок на фюзеляже, болтиков и гаечек. Спортсменом составляется документация на модель, которая представляется судьям. В документацию входят исторические фотографии прототипа модели, чертежи самолета, на которых показаны три вида: сверху, спереди, сбоку. Чертежи заверяются в федерации авиамодельного спорта в Москве.
Прототипом для серовчанина стал двухместный самолет генерального конструктора Александра Яковлева АИР-3 «Пионерская правда», созданный в 1929 году на средства, собранные советскими пионерами. Самолет использовался для передачи бумаг, пакетов, донесений, он мог садиться на площадку размером 50х60 метров. Был создан в одном экземпляре, поэтому документации по нему очень мало, так же как и фотографий.
Быть на голову выше
– Правила в спорте диктуются с запада. Как говорил наш выдающийся спортсмен Вячеслав Чубатов: «Если ты будешь на голову выше их, ты будешь первым. Если ты будешь равен им, ты первым не будешь никогда». В советское время пьедестал в этом виде спорта был весь наш, просто потому, что государство вкладывало деньги. Дефицитные материалы для спортсменов приобретались в Южной Америке. Сейчас можно все материалы купить. Но творчество утихает, – рассуждает трехкратный чемпион.
Как и в любом другом виде спорта, в авиамоделизме важную роль играют тренировки. Для этого у Александра Ивановича есть еще один самолет, с теми же техническими параметрами, что и «Пионерская правда»:
– Пару раз в месяц часа по два в поле тренируюсь. Снега по колено, устаешь сильно, мерзну сильно, только на то, чтобы разогреть двигатель у самолета уходит около 30 минут. Мой рекорд – тренировка в минус 21 градус по Цельсию. Один полет у меня 10 минут, но в это время укладываю две программы полностью. Оптимально, это тренировки 4 раза в неделю.
Возрождают спорт, вроде бы...
Александр Иванович не перестает работать с детьми и считает, что именно благодаря им у него получается достичь высот в спорте. Обучая ребят, Александр Иванович всегда чувствует себя в тонусе.
В небольшой комнате клуба «Квант», которую занимает авиамодельный кружок Александра Палкина, царит рабочая атмосфера – спортсмен готовится к показательному выступлению на открытии базы для авиамоделистов в Екатеринбурге. В ее возрождение серовчанин внес свою лепту:
– Мы дважды писали письма на имя президента. Под ними было собрано около сотни подписей: чемпионы России, чемпионы Европы, чемпионы мира, мастера спорта, заслуженные мастера спорта. Видимо это сработало, – рассуждает Александр Иванович. – Мы – народ-победитель, мы должны двигаться, мы должны каждый день вкушать победы. И мы не просто должны получать эти победы, а должны к ним идти, трудиться, чтобы высот достигать.