Учи матчасть! Финансовая пирамида – способ обеспечения дохода участникам структуры за счет постоянного привлечения денежных средств. Доход первым участникам пирамиды выплачивается за счет вкладов последующих. Как правило, в финансовой пирамиде обещается высокая доходность, которую невозможно поддерживать длительное время, а погашение обязательств пирамиды перед всеми участниками становится заведомо невыполнимо.
После выхода на пенсию Сергей Бородин решил больше путешествовать. В 2011 он впервые почти за тридцать лет выехал за границу. Путевку в Таиланд заказал в одной из туристических компаний Серова. Путешествие Сергею Васильевичу понравилось, отель оказался хорошим, как и обещали – вежливый, внимательный персонал, вкусная кухня, везде чисто и красиво. Претензий после поездки у него не было.
В 2012 году, когда они с супругой задумались об очередном отпуске, сразу решили обратиться в то же турагентство. В этот раз Сергей Бородин и его жена отправились в Египет. Съездили хорошо.
В начале 2013 года в квартире Бородиных раздался звонок. На другом конце трубки оказался руководитель полюбившейся туристической фирмы. Он предложил Сергею Васильевичу поучаствовать в бонусной маркетинговой программе турагентства.
– Мне предложили поездку в любую страну мира за 80 тысяч рублей. По условиям бонусной маркетинговой программы турагентства мне предложили внести 20 тысяч рублей. 60 тысяч рублей, по обещаниям,
должна была оплатить туристическая компания. Мне сказали, что для того, чтобы получить вознаграждение, помимо уплаты 20 тысяч рублей, необходимо привлечь в эту программу еще двух человек, – рассказывает Сергей Бородин.
Опасений по поводу заманчивого предложения у Сергея Васильевича не возникло. Он и его жена давно пользовались услугами турагентства и ни разу к работе компании не возникало нареканий.
– Как и было предложено, в этом же месяце мы привлекли к участию в бонусной маркетинговой программе еще двух человек. Директор агентства сообщил нам, что теперь мы имеем право на путешествие за счет компании. Мы решили, что отправимся в поездку в ноябре. Все будет нормально, сказал нам он, – говорит Сергей Бородин.
Бесплатный «сыр»?
В сентябре мужчина пришел к руководителю турфирмы. Тогда и выяснилось – чтобы получить вознаграждение, причитающимся по бонусной маркетинговой программе, недостаточно привести двух человек. Каждый привлеченный Сергеем Васильевичем клиент фирмы должен привести еще по два человека. И только в этом случае он и его супруга, которая тоже стала участников заманчивой программы бонусов, смогут получить 60 тысяч, обещанных руководством.
– Получилось так, что привлеченные мною люди, в числе которых была моя супруга, привели еще двух человек. Таким образом я и моя жена привлекли в бонусно-марекетинговую программу по два человека. Мы были уверены, что сможем получить вознаграждение. Но директор фирмы сказал, что каждый из двоих приглашенных нами участников программы, должен привести еще двоих своих друзей и так далее, пока вступивших в программу не наберется в общей сложности шесть человек, – объясняет механизм «начисления» бонусов Сергей Бородин.
В октябре к руководителю фирмы обратилась супруга Бородина и ее подруга. Но грамотный предприниматель сказал, что сам попытается привлечь в бонусную маркетинговую программу новых участников, но так как желающих получить вознаграждение от щедрой компании пока он найти не может, ни на какие выплаты от турагентсва супруги Бородины и все кого они привлекли, рассчитывать не могут.
– Только после этого мы с женой поняли, что вряд ли получим не то что вознаграждение от компании, а хотя бы вернем собственные вложенные 20 тысяч рублей. В декабре я написал заявление с просьбой вернуть мне деньги, но и спустя месяц ни копейки не получил, – сетует Сергей Бородин.
Деньги можно взыскать только через суд
В серовском отделе по защите прав потребителей территориального отдела управления Роспотребнадзора по Свердловской области находится пять жалоб на действия предпринимателя от туриндустрии.
– В схеме взаимоотношений между руководителем фирмы и клиентами усматривается принцип финансовой пирамиды, – говорит главный специалист-эксперт серовского отдела управления Роспотребнадзора по Свердловской области, заведующий отдела по защите прав потребителей Павел Сиволин.
Как установил контролирующий орган, предприниматель размещал заказы привлеченных граждан в таблице, состоящей из трех уровней. Для начисления бонусного вознаграждения клиент должен был пройти полный цикл учета заказов. В программе также указывалось, что в случае, если заказчик, находясь на первом и втором уровне учета заказов, не привлечет новых клиентов по завершению цикла, он может забрать предоплату в размере 20 тысяч рублей или реинвестировать их для дальнейшего участия в маркетинговой программе.
Также в программе, к участию в которой сотрудники турагентства и желающие отдохнуть подешевле, привлекали горожан, указано, что в момент начисления клиенту бонусного вознаграждения, тот обязан в течение 10 дней заказать туристический продукт в этой фирме. В случае отказа от турпродукта, людям может быть возвращена только сумма внесенной предоплаты для участия в самой программе. Сумма предоплаты возвращалась после прохождения полного цикла стола заказов.
Проанализировав материалы, сотрудники Роспотребнадзора пришли к выводу, что сведения программы и таблицы изложены таким образом, что без обладания специальными познаниями в сфере маркетинга, клиентам туристической фирмы очень сложно было понять суть программы: количество граждан, которых необходимо привлечь, общее количество заказов, порядок возврата денежных средств от получения бонусов.
– Несмотря на то, что условия, на которых серовчане вступили в бонусную маркетинговую программу этого турагентсва, предусматривают возможность возврата внесенных денежных средств, все пять человек, обратившихся к нам за помощью, не смогли вернуть обратно свои деньги. Мы считаем, что в действиях предпринимателя усматривается нарушение закона о защите прав потребителей. При вступлении в бонусную программу до горожан не доводилась необходимая и достоверная информация о правилах участия в ней. А совсем наоборот. Таким образом, заключенные договора ущемляли права граждан.
За нарушения закона о защите прав потребителей директор турфирмы привлечен к административной ответственности – ему назначено наказание в виде штрафа в размере одной тысячи рублей. Это максимальная ответственность, предусмотренная законом для индивидуальных предпринимателей за предоставление недостоверной информации о продуктах и услугах, – отмечают в Роспотребнадзоре. Также ИП выдано предписание об устранении нарушений.
Сотрудники отдела по защите прав потребителей помогли составить исковые заявления в суд о взыскании уплаченных турагентству денег.
– В рамках действующего законодательства горожанам придется самостоятельно взыскивать уплаченные предпринимателю деньги в суде, – говорит Павел Сиволин.
И советует горожанам быть более бдительными при заключении договоров.
Фото: prikolisti.com