Катя Шутова с опаской открывает двери подъезда и быстро проходит пару метров тамбура:
– Боюсь, все тут упадет! – объясняет она свои странные маневры.
Но когда поднимаешь голову вверх, становится ясно, что опасения Катерины не такие уж преувеличенные (
см. фоторепортаж ниже).
Коробки двух подъездов нового дома отошли от стен. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
Сквозь отошедшую от стены дома «коробку» подъезда хорошо видно небо – в дыру можно два-три кирпича один к другому рядом уложить. В просвете торчат шершавые бока бетонных блоков, белая мешковина (утеплитель?), ошметки раствора.
Штукатурка со стен тамбура в месте разрушения осыпалась и лежит горкой у входных дверей. Уголки, которые уложены вдоль стыков повело и перекосило.
Квартира Шутовых – на первом этаже нового дома № 7, что на улице Паровозников. 3-этажный дом построен для переселенцев из ветхого (аварийного) с финансовым участием Фонда содействия реформирования ЖКХ и сдан 29 мая согласно федерального закона № 185.
Квартиры в нем получили больше 30 семей.
К стене квартиры Шутовых снаружи крепится тамбур подъезда. В начале июля короб подъезда «отодвинулся» от дома сантиметров на 30. Такая же ситуация и с соседним подъездом.
Катя, рассмотрев в образовавшейся дыре бетонные блоки, которые держатся на честном слове, категорически заявляет:
– Не поеду я сюда с ребенком! Если уж подъезд не могли толком сложить, то что внутри квартир нам ждать? Того и гляди, все четыре стены сложатся и крыша сверху ляжет! Карточный какой-то домик. Одноразовый...
Несмотря на жару, кофту в комнате Катя не снимает. Здесь прохладно, словно у водоема, и пахнет жженой резиной. «Бумага туалетная отсыревает, газету положишь – она вся влажная, – рассказывает хозяйка 2-комнатной квартиры-«студии». – Мы уже и обогревателем квартиру сушили, и духовку включали, и окна две недели держали открытыми – бесполезно».
В семье Шутовых растет 10-месячный сынишка. Новую квартиру семья ждала долгих 7 лет. Снимали жилье, ютились с родней, обитали временно в избушках. Раньше Максим, муж Кати, жил в Старом поселке. Его дом сгорел вместе с несколькими соседними. Но новым жильем семья недовольна.
– Ребенок у нас ползает, а в квартире пол холодный, сырость. И дом не безопасный! – объясняет Катерина нежелание семьи переезжать. – Будем просить другую квартиру взамен этой! Муж записался на прием к руководителям города.
Соседи Кати вспоминают как 29 мая с помпой, под бравурную музыку, глава Елена Бердникова вручала им ключи от новеньких квартир. Тогда торжество прошло для жителей сразу трех 3-этажных домов на ул. Паровозников.
«Министр Смирнов (ЖКХ области – ред.) сказал даже, что завидует тем, кто будет жить в этих домах! Так мы готовы с ним поменяться!» – с сарказмом говорит сосед Шутовых Александр.
Главный инженер МП «Управления капитального строительства» Леонид Шоломов, о проблемах дома на Паровозников знает.
– Это проектная ошибка, – говорит он про «гуляющие» подъезды. – Фундамент неправильно у крылечка запроектирован. Подъезд не связан с домом, отдельно стоящий, а осадка здание еще лет пять будет идти. Тем более на Сортировке, которая вся стоит на болоте.
«УКС» обязал строителей устранить грубое нарушение. Дом на гарантии, потому им придется все исправлять.
Представитель фирмы «УниверсалСтройТорг», которая была подрядчиком стройки, менеджер-строитель Виталий Шорохов заверил «Глобус», что недоделки будут устранены. Он тоже грешит на ошибку проектировщиков либо геологов.
– Мы делали все по проекту, даже больше усилили фундамент: сделали не сборные конструкции, а монолитный ростверк. Второй подъезд мы поставили на место, сейчас занимаемся третьим.
Строители настойчиво заверяют: сейчас, по новым технологиям, по новым проектам так все и строится. Коробка подъезда крепится к сайдингу стены обычными саморезами...
На три 3-этажных дома, которые были сданы в мае для переселенцев, затрачено 109 млн рублей. В том числе – больше 30 млн из местного бюджета. Дом № 7 обошелся казне более чем в 30 миллионов рублей. Если разделить на число квартир, то выйдет больше чем по миллиону на каждую. На доведение 2-комнатной квартиры до ума, по подсчетам Шутовых, нужно не меньше 300 тысяч рублей: утеплить стены и пол, перестелить линолеум, поставить дополнительные батареи.
Решение о вводе домов в эксплуатацию, как заверили строители, принимала компетентная комиссия из представителей комитета ЭТС и ЖКХ (заказчик), Роспотребнадзора, Госстройнадзора и других надзирающих организаций.
Приняли. Вот только жить в квартире нового дома семья Шутовых опасается. Так и не въезжают.
P.S. В дни, когда готовилась эта публикация, строители подремонтировали оба подъезда. С помощью домкратов коробки тамбуров были подняты, а в просевший фундамент уложена дополнительная прослойка. Жильцы, уже понимающие, что здание строилось не очень качественно (чего стоят только обнажившиеся «внутренности» тамбура) внимательно следят за стенами, потолками, полами своих квартир и лестничных клеток. Дом строился бегом-бегом, и, например, стены штукатурили зимой, без подключенного отопления. Как сообщили строители, гарантия на постройку – 5 лет (по сведениям «УКСа» – 2 года – ред.).
НОВЫЙ ДОМ НА УЛ. ПАРОВОЗНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЛТОРА МЕСЯЦА ПОСЛЕ СДАЧИ. ФОТО ТАТЬЯНЫ ОСТАНИНОЙ,
Подъезды дома живут своей жизнью - отдельно от дома. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
Крепление короба подъезда к стене - обычными саморезами. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
При первой же небольшой усадке подъезд отошел от дома. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
В просвете хорошо видны блоки и прокладочный материал. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
Окно квартиры Шутовых - рядом с "пляшущим" подъездом. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
"Толкни подъезд посильнее - может и упасть", -- говорит Александр. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
Отделку подъезда надо проводить заново. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
Катя Шутова работает педагогом-организатором в объединении детских клубов "Эдельвейс". Ее муж Максим - электрик на металлургическом заводе. Семья, в которой растет 10-месячный Леонард, ждала новую квартиру 7 лет, но переезжать в нее боится. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
"Внутренности" подъезда после сдвига. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
Дорожка к подъезду. Комиссию, выдавшую разрешение на ввод дома, такая вполне устроила. Жильцы недоумевают. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
Сколько прослужит такая дорожка?. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
Дорожка выложена плиткой криво-накося. Но вряд ли ее станут переделывать. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
Один из подъездов дома по ул. Паровозников был строителями подремонтирован. В сайдинге - дыра. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
Недоделки после устранений недоделок. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
Один подъезд поставили на место, углы внутри замазали.. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
Этот подъезд строителям также предстояло поднять. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
Вот так строят дома в Серове. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
Что там напихано внутри? Трудно понять. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
У первого подъезда плита уложена ровно. У других двух - под углом к дому. Вода при дожде (козырьков у подъездов нет) будет собираться у порога. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
Дом напоминает казарму: маленькие окошки, балконов нет, архитектура примитивная. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
Вид из подъезда на улицу. Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".