Воспитатель Анна Георгиевна Тимофеева работает с детьми не первый год. Поэтому очень хорошо знакома со всеми их повадками, хитростями и уловками, легко улавливает даже легкую перемену настроения любого из своих подопечных и знает, как вести себя, чтобы малыш снова заулыбался.
Уроки детского экспериментирования Анна Георгиевна проводит вместе с тетушкой Матильдой. Фото: Алла Брославская.
Наказывать или не наказывать? Вот в чем вопрос
Тут Анна Георгиевна придерживается своей тактики — скорее нет, чем да. Безусловно, говорит она, каждый родитель должен сам уловить ту грань, когда еще можно оставаться ласковым, когда пора сказать строго, а когда, быть может, и прикрикнуть. А вот отшлепать лично она не советует.
В корне не согласна, что ребенка надо бить, пока лежит поперек лавки, - говорит воспитатель с солидным стажем, - любить его надо, а он будет любить вас.
И делится своим опытом поведения в ситуациях, когда ребенок отказывается понимать по-хорошему. Речь идет в данном случает о детском саде, где под присмотром воспитателя одновременно 20 с лишним ребят.
Раз прикрикнула на хулигана (при этом с остальными продолжаю общаться тихо и спокойно), - поясняет Анна Георгиевна, - а потом продолжаю выказывать свое недовольство только строгим взглядом.
Через какое-то время, как утверждает воспитатель, нашкодивший сам подходит и просит прощения. Очень важно в этот момент задать ему встречный вопрос: «А за что ты извиняешься?» и дать ребенку время подумать, вспомнить о проступке. Только в этом случае он поймет причину недовольства старшего и в следующий раз постарается свою ошибку не повторять.
Играя вместе, включаем «дурачка»
Понятно, что все мы занятые родители и всем нам порой не до игр. И все же такая радость на долю детей выпадает. Чтобы игра запомнилась и по-настоящему понравилась вашему чаду, не стесняйтесь на это короткое время чуточку поглупеть, прикинуться этаким дурачком.
Искренне удивляйтесь открытиям малыша вместе с ним, как-будто и вы узнали о них впервые, - советует воспитатель.
В общем, делайте круглые глаза, ползайте на четвереньках, крякайте и квакайте вместе с первооткрывателем. И главное, восхищайтесь и восторгайтесь даже самыми незначительными его достижениями.
«Ты маленький ребенок, я большой,
Тебе со мной, а мне с тобою хорошо,
У педагогики моей простая логика», - такого вот кредо придерживается в общении с детьми женщина.
Новую игрушку осваиваем вместе
Очень важно, как считает Анна Тимофеева, не просто купить ребенку новую лошадку или набор пазлов, а вместе с ним попробовать поиграть. Если это игрушка, необходимо придумать хотя бы незатейливый сюжет возможной игры с ней. Если игра — объяснить, как можно играть в нее одному. Таким образом взрослый предопределяет дальнейшую судьбу обновы — либо она станет для вашего подопечного любимой и он не захочет расставаться с ней даже на ночь, либо сразу станет для него «пустой», скучной. Нужно учить ребенка играть.
Все — через собственный опыт
В детском саду, где работает Анна Тимофеева, на занятиях с детьми постарше применяют так называемое «детское экспериментирование». Любые свойства и способности предметов, растений, а также природных явлений детям разъясняются «на пальцах». То есть, чтобы лучше понять и почувствовать, ребенку важно потрогать пальчиками, а когда-то и попробовать на язычок.
Поэтому в саду с ними проводят такие вот экспериментальные уроки. Например урок, когда дети сами изготавливают, а потом пьют вкусный сок. Дольки мандарина или апельсина заворачиваются в марлю, потом мальчишки и девчонки сами толкушкой мнут содержимое, после чего сливают в стаканчик и пробуют.
На таких же практических занятиях дети знакомятся со свойствами воды — например, вкус. Сама по себе вода вкуса не имеет, а добавь туда щепотку соли или сахара, лизни — и узнаешь, что получилось. Также дети познают, что вода может становиться мутной, грязной или наоборот, красивой, яркой — если в нее капнуть зеленки или марганца.
Такие уроки можно проводить и дома — 100%, ребенку будет интересно. А в группе у Анны Георгиевны практические занятия проходят под строгим наблюдением игрушечной Тетушки Матильды. Ее здесь все знают и уважают.
Китайская мудрость гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».
Мотивируйте угощением! Это не возбраняется
Анна Георгиевна умеет сделать так, чтобы у ее подопечных появился стимул собраться, например, на прогулку, быстро-быстро. Воспитатель заранее объявляет — тот, кто оденется первым, получит вкусную конфету. За дело берутся рьяно! Также производится и уборка игрушек по своим местам перед тем, как укладываться спать в тихий час, и одевание после сна. В итоге заканчивается все каждый раз одинаково. Воспитатель берет обычную шоколадную конфету и демонстративно делит ее на... 22 равных частички. Дети наблюдают за процессом молча, раскрыв рты.
А потом каждому общая мама выдает по кусочку в порядке очереди — первому, естественно, тому, кто справился с заданием педагога самый первый, и так далее. Само собой, честно заработанный кусочек лакомства кажется каждому наивкуснейшим!
Анна Тимофеева пошла работать в детский сад няней 1985-м году. Педагогического образования на тот момент у нее не было. Живя в Серове, Анна трудилась крановщиком в мартеновском цехе. Сейчас ей 55, диплом педагога Анна Георгиевна защитила в 28. И все же женщина уверена — чтобы быть хорошим воспитателей, одного лишь диплома недостаточно. Тут нужно что-то другое, и возможно, гораздо более важное. И тогда дети будут любить, будут понимать и слышать воспитателя. А уж ее-то подопечные точно любят! Это я говорю как родитель, который водит к своему родному Воспитателю уже третьего ребенка.
С праздником вас, дорогие!