20 марта 1938 года на базе Свердловского и Надеждинского (ныне – Серовского) отделении дороги был создан отряд ведомственной охраны № 3.
– В чем заключается наша служба? Сохранность имущества ОАО «РЖД», обеспечение безопасности объектов железной дороги, перевозки пассажиров и сохранности перевозимых грузов, – рассказывает начальник стрелковой команды станции «Серов Сортировочный» Дамир Вахитов. – Мы оказываем услуги по сопровождению перевозимых грузов. Есть перечень грузов, утвержденный правительством России, которые подлежат обязательному сопровождению: энергетические газы, нефтепродукты, алкогольная и табачная продукция, автотехника, цветные металлы и другие грузы. Также есть оперативная группа, которая совместно с транспортной полицией занимается предотвращением хищений.
Историческая справка. Декретом Совета Труда и Обороны от 9 декабря 1921 года вся ответственность по сохранности железнодорожного транспорта была возложена на Народный Комиссариат путей сообщения, которому предлагалось для этой цели сформировать свою вооруженную охрану. Именно этот день и считается днем образования военизированной охраны, ныне – ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ».
«9 декабря 2016 года знаменательный день для всех работников и ветеранов ведомственной охраны железнодорожного транспорта – 95 лет со дня образования нашего предприятия. Желаем нашим сотрудникам, ветеранам службы стабильности, здоровья, успехов в работе, благополучия семьям, достойной заработной платы», – говорит Дамир Вахитов, начальник стрелковой команды станции «Серов-Сортировочный». Фото: Константин Бобылев, «Глобус»
Рельсы, кабель, шпалы...
Чаще всего сотрудники охраны сталкиваются именно с попытками хищения имущества.
– Как правило, кто-то старается что-то украсть с железной дороги. Рельсы, цветной металл, кабели, шпалы поменяли, не успели убрать – народ уже тут как тут. С хищением цветных металлов у нас особенно перегон в районе поселка Черноярского «гремел», стабильно каждые год-два кто-нибудь крал кабели связи – между станциями связи не было, семофоры не работали, движение поездов затруднено. Сейчас в этом плане проще стало, хищений крупных практически нет, – пояснил Дамир Ринадович.
– Громкая история с крупным хищением была у нас лет 8 назад, – вспоминает заместитель начальника команды Елена Носова. – Состав, груженый трубами, шел в сторону станции «Смычка». На пересечении путей он остановился. К составу подбежали люди, пытались развязать трубы, чтобы по заранее приготовленным сходням скатили их. То есть люди готовились к краже серьезно, заранее знали, где поезд должен остановиться. Тогда наши сотрудники кражу предотвратили.
Заместитель начальника команды Елена Носова.
Еще одно направление по предотвращению хищений – охрана грузов в парке станции и в пути следования. Этой работой занимаются стрелки по охране парков.
– Груз приходит в парк, где его встречают наши стрелки. Груз отслеживается, фотографируется. Когда формируется состав с грузом, он осматривается, – рассказывает Елена Викторовна. – На протяжении пути следования состав сопровождается нашими работниками.
Служба идет
В стрелковой команде 84 сотрудника и служебная собака Дина, которая еще бродячим 4 года назад щенком прибилась к одному из сотрудников.
Служебная собака Дина.
Каждый день на дежурство заступают 20 человек – 3 работника совместной специализированной группы, проводник служебной собаки, парковые и разъездные стрелки, начальник караула и помощник начальника караула. Караул заступает на 24 часа и начинает работу с инструктажей.
– Работа планируется исходя из оперативной ситуации. Постоянно идет взаимодействие с руководителями железнодорожных предприятий. Где-то планируются работы по замене полотна, где-то ремонтные работы и так далее – этим участкам требуется особенное внимание, так как возможны кражи, – рассказывает Дамир Вахитов.
Виталий Табаринцев, стрелок по сопровождению грузов, в свободное время занимается резьбой по дереву. Эту композицию он выполнил к юбилею охраны. Фото: Константин Бобылев, «Глобус»
Зона ответственности – участок протяженностью 461 километр: станции, перегоны. Формы работы – патруль, засада и другие виды.
Помимо попыток хищения грузов и имущества предприятий, приходится сотрудникам ведомственной охраны сталкиваться и с другими преступлениями, вплоть до разбойных нападений.
– В прошлом году случай был. Сотрудница железной дороги шла на работу из поселка Энергетиков на Сортировку. На перегоне на нее напал мужчина с ножом. Забрал сумку, кошелек, телефон, украшения. Женщина оказалась не робкого десятка, вырвалась, укусила злодея. У прохожего попросила телефон, позвонила сменщице. Та уже сообщила в охрану. Благо был снег. И по следам нашли злоумышленника. Очень долго он убегал, но его все равно поймали и задержали. Все похищенное вернули, – вспоминает Дамир Ринадович.
Импровизированный тренажерный зал.
Помогают сотрудники охране горожанам и в ситуациях, когда нет преступления, но помощь необходима. Вот что случилось в ноябре этого года.
– С повышенного поста позвонила сотрудница: «Кто-то кричит, зовет на помощь». Охрана отреагировала. Оказывается, рано утром, стая бродячих собак загнала на столб мужчину. Наши ребята спасли его. Если где-то что-то случается, местные жители обращаются в охрану. Заметили в парке постороннего – сообщили нам. говорит Елена Носова.
График работы сотрудников охраны – сутки через трое. На протяжении дежурных суток на обед, ужин и отдых выделено 3 часа. Это время сотрудники могут потратить по своему усмотрению: заниматься в импровизированном спортзале, провести время в учебном классе или комнате отдыха, где есть кухня и телевизор. Выделено и отдельное помещение для сна.
– Коллектив у нас хороший, дружный. Летом выезжаем в походы, проводим пикники вместе с семьями. Если кто-то и увольняется, то потому, что есть возможность попробовать себя в другой сфере деятельности. Работа у нас сложная и ответственная, но всем нравится, – резюмирует Елена Викторовна.