За май в квитанциях жителей нескольких многоквартирных домов общедомовые нужды нежданно-негаданно «выросли» до 2000 рублей. Добросовестные плательщики обивают пороги «управляшек» и РЦУ в надежде получить внятное разъяснение.
Отправляемся в поход за правдой вместе с Зоей Михайловной Карепиной, жительницей дома № 4 по ул. Кирова. Женщина, отработавшая много лет учителем русского языка, очень корректно старалась высказать свое недовольство по начисленным суммам в квитанциях. Но даже ей не удалось сдержать эмоции, говоря о работе коммунальных структур.
– Терпеть больше сил у нас нет. С января в квитанциях мы получаем какие-то перерасчеты, непонятные долги. И вот опять. В мае в графе «к оплате» сумма выросла с 1800 рублей до 3875 рублей, из них на общедомовые нужды насчитали 2005 рублей. Только с нашего подъезда за ОДН соберут 90 тысяч рублей. Согласитесь, сумма внушительная! И это на фоне давно требующего ремонта подъезда, неработающей «ливневки», капающей прямо в щиток воды с потолка. Я обратилась в бухгалтерию, мне сказали, что это управляющая компания данные не вовремя подает, – возмущается пенсионерка.
17 июня, 11.00, Расчетный центр Урала
В РЦУ гудит, как пчелиный рой, группа недовольных горожан. Очередь из 20 человек собирается в течение каких-то 5 минут. Люди, уже как родные, спрашивают друг у друга: «А у вас тоже много насчитали?», «А кто-нибудь знает, почему за тепло нам в мае такую сумму выставили?»
«Слово» берет активистка Татьяна Анатольевна, жительница дома № 17 по ул. Каляева. Вокруг нее собираются заинтересованные правдоискатели.
– Нам в своем доме удалось навести порядок с передачей данных, – говорит женщина. – Вначале мы создали совет дома. Потом стали поквартирно обходить каждого жильца и подавать данные по всем счетчикам в один день. Также мы «завели» в компьютер все цифры, и теперь уже сами можем проверить, правильно ли все передает наша управляющая компания.
С таким порядком согласились не все: «Ну почему я за коммунальщиков все делать должен?» – звучали аргументы против.
Тем временем, очередь двигалась медленно. Мы с Зоей Михайловной договорились прийти на следующий день.
17 июня, 15.00, телефонный разговор с бывшим руководителем УК «ЖКХ-Серов» Евгением Крылатовым
– Управляющая компания совершенно ни причем, – поясняет он в ответ на вопрос, почему за общедомовые нужды в квитанции указана сумма в 2000 рублей. – Показания, какие есть, те и передали, еще 22 мая. Надо в РЦ Урала разбираться, насколько они правильно сделали расчеты. По моей информации, у них опять какие-то сбои произошли. Может быть, расчетчики не успели произвести начисления по общедомовым приборам учета, начисляли по нормативу, а потом сделали перерасчет.
Евгений Крылатов советует, как можно проверить выполненные расчеты:
– Надо у «РЦ Урала» попросить распечатку данных. Проверить в управляющей компании, своевременно ли все показания были переданы. Но отдельно каждому квартиросъемщику УК данные не предоставит – по закону и не положено это делать. Жильцам нужно создать совет дома, который и получит все цифры. А не платить вовсе – не рекомендую, претензионно-исковую работу никто не отменял и долги взыщут.
18 июня, 9.00, Расчетный центр Урала
Мы с Зоей Михайловной вновь в расчетном центре. Очередь двигается быстро, но люди выходят из кабинета недовольными. В бухгалтерии пенсионерку уже узнают.
– Вы меня в управляющую компанию отправили, – вежливо обращается к бухгалтерам Зоя Михайловна. – А там пояснили, что у вас что-то неправильно насчитали. Так кто же виноват? И зачем вы меня к ним отправляли?
Бухгалтера отвечают кратко:
– Мы выставляем суммы по цифрам от наших расчетчиков, которые получают данные от управляющих компаний.
Зоя Михайловна, уже дрожащим голосом:
– То есть, я сейчас буду платить 2000 рублей за общедомовое потребление?..
В этот момент, у до этого сдержанной женщины-бухгалтера, видимо, сдают нервы и она, чуть ли не плача, старается объяснить, что они эти данные по счетчикам не получают и поэтому знать не знают, почему такая сумма «нарисовалась». И отправляют нас к Елене Калус, своему начальнику.
К сожалению, ее на рабочем месте не оказалось.
– Ну что это за бардак, – возмущается Зоя Михайловна. – Мне эти две тысячи занимать пришлось. Где же правду искать? Платить за свою «двушку» по 4000 рублей – это не реально с моей пенсией.
18 июня, 16.00, совещание в администрации города
Ведет заседание первый заместитель главы администрации городского округа Вячеслав Семаков. На совещании присутствует и представитель ОАО «Расчетный центр Урала» Елена Калус. Речь идет о неплатежах и угрозе отключения котельных от газа, а также прочих спорных моментах в сфере ЖКХ.
– Скажите, почему так много насчитали за ОДН, – задаем вопрос Елене Калус.
– Раньше считали по нормативам, а теперь по показаниям приборов учета. Я не могу прогнозировать, какой будет расход по дому. По данным видно, что большой расход по горячей воде, а в некоторых домах просто «бешеный» расход. Но это несоответствие может проверить только управляющая компания. Я им об этом говорю: проверьте приборы, данные. В ответ – тишина.
– Почему в мае начисления за тепло не уменьшилось. Ведь отоплением пользовались только полмесяца?
– Данные подаются до 15 числа каждого месяца. С апреля осталось 15 дней плюс майских 15, поэтому получился целый месяц.
И где же правда?
Запрос редакции и сигналы от граждан приняты в городской прокуратуре. Исполняющий обязанности прокурора СГО Владислав Астраханцев обнадежил:
– Проверку проводим. Все жители, которые считают, что им выставили некорректные счета могут обратиться к нам. А для начала обратиться в Госжилинспекцию.
Об итогах проведенной прокурорской проверки мы обязательно сообщим. Что же касается жилинспекции, то перед обращением в данную структуру, гражданам необходимо заручиться письменными ответами из РЦУ и УК.
Сказано!
Вячеслав Семаков, первый заместитель главы администрации СГО:
– Есть проблема в начислениях. Особенно за апрель и май. Квитанции к оплате были выставлены некорректные. Приборы учета запускались не одномоментно, и показания их могли не передать вовремя. В итоге суммы за квартплату выросли. Но перерасчет, думаю, будет обязательно. Неясно только, почему РЦ Урала выставила к оплате некорректные счета, зная об этом, вместо того, чтобы начислить по нормативам.
Серовчане считают, что выросшие счета за коммуналку – это чужие долги. И как подметили люди в очереди за «коммунальной правдой": «Платим за себя и за того дядю!».
Фото: Катерина Быкова, «Глобус»