В последние дни уходящего года предприниматель Игорь Ядрышников (сеть магазинов «Мираж») выиграл суд у администрации СГО – апелляционная инстанция оставила без удовлетворение просьбу чиновников отменить ранее принятое решение арбитража.
В октябре Игорь Ядрышников обратился в Арбитражный суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, арендуемого им под строительство автоцентра (на «кольце» у Сортировки).
Арбитраж признал желание предпринимателя обоснованным и установил новую стоимость земли равной рыночной на 1 января 2010 года – в 2,1 млн рублей. Ранее она оценивалась в 12,5 млн рублей (снижение в 6 раз).
По мнению юристов «серого» дома новая стоимость участка явно занижена. Согласно оценке, заказанной администрацией, фактически она составляет 4,3 млн рублей.
Теперь, после того, как решение арбитража оставлено в силе, предприниматель будет платить земельный налог за участок примерно в 2 раза меньше, чем рассчитывали финансисты администрации в случае выигрыша суда.
Суды завалены делами
Через суд существенно снизил стоимость земли ОАО «Металлургический завод им. А. К. Серова». Согласно решению Арбитража, кадастровая стоимость четырех земельных участков предприятия теперь равна рыночной (на 1 января 2010 года) и вместо 5,16 млрд, как раньше, составляет 855 млн рублей. В 6 раз меньше.
Напомним, в местной Думе за наполнение бюджета и благосостояние избирателей радеют 12 представителей этого завода, включая главу СГО. Это почти половина (депутатов 25) состава представительного органа.
Кадастровую стоимость земли под производственными и административными зданиями власти вначале непомерно поднимали, а затем дали возможность снизить в несколько раз.
Фото: архив газеты «Глобус»
10 декабря областной арбитраж пересмотрел кадастровую стоимость двух участков ОАО «Серовский завод ферросплавов» – под лыжной базой, стадионом и автостоянкой. Теперь она составляет 9,4 млн рублей против 36,7 млн ранее установленной кадастровой (в 4 раза меньше).
Администрация подала апелляцию на решение арбитража по этому поводу 10 января, но, судя по прежним обращениям, надежды на положительное решение маловато.
На 28 января назначено рассмотрение иска предпринимателя Виктора Козяева (скончавшегося за время до суда) по иску к управлению службы госрегистрации, кадастра и картографии и Кадастровой палате. Рыночная оценка участка по ул. Путейцев, по мнению правопреемников истца, – 4,5 млн рублей или 252 руб. 23 коп. за 1 кв.м. Это в несколько раз меньше, чем кадастровая.
Через суд уменьшили кадастровую стоимость земель ООО «Торговый дом - Хладокомбинат», ООО «Производственно-торговое объединение «Лесной Урал» и ряд других предприятий и предпринимателей Серова и района.
Меньше оценка – меньше платишь
Почему так стремятся изменить кадастровую стоимость промышленники, владельцы баз и больших магазинов? Потому что от нее впрямую зависит размер земельного налога и арендная плата, который нужно платить владельцам и арендаторам участков. Чем «дешевле» земля, тем меньше будет платеж за нее.
Пару лет назад законодатель разрешил устанавливать кадастровую стоимость равной рыночной. Последняя устанавливается оценщиками. Как правило, в таких случаях она оказывается существенно ниже кадастровой.
Понятно, что в этой ситуации собственники заводов, торговых баз, крупных объектов торговли (особенно тех, что в черте города, на «дорогой» земле) кинулись к оценщикам, а потом в суды.
– Уменьшение кадастровой стоимости по землям промпредприятий, как правило, идет в 5-6 раз, – приводит данные председатель комитета экономики администрации Светлана Просапина. – А более 50 процентов суммы земельного налога в бюджет поступает именно от промышленных предприятий.
Мы теряем его
По прогнозам отдела экономики, озвученном на заседаниях Думы, сумма налога за земельные участки, где стоят производственные и административные здания и сооружения промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, уменьшится с 93 млн рублей в 2013 году до 64 млн в 2014.
В 2012 году на территории было собрано 93 млн. рублей земельного налога в целом. На 2013 было запланировано 108 млн., на 2014 – 133 млн. рублей. Удастся ли?
По данным областного минфина, суммарная кадастровая стоимость земли в регионе после судов уменьшилась почти в 3,4 раза, а поступления в региональный бюджет от земельного налога за 9 месяцев 2013 года – на 158 миллионов рублей.
Часть потерь в Серове планируется перекрыть за счет возросших ставок (например, коэффициент был в 1% от кадастровой стоимости, а стал – 1,5%), но тенденция на будущее тревожная.
Земельный налог полностью остается на территории. По объемам поступлений в местный бюджет он на втором месте после налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
В условиях полусонного производства и неблагоприятной конъюнктуры рынка (оборот по кругу крупных и средних предприятий за 2012 год составил 90,8 % к уровню 2011 года, и показатели 2013 года по основным предприятиям вряд ли будут лучше) большого роста зарплат и, соответственно, поступлений НДФЛ в кошелек муниципалитета не предвидится.
Недостаток средств на нужды СГО (дефицит бюджета) на 2014 год запланирован в 99,3 млн рублей. Это почти 15% от предполагаемого объема доходов.
У плательщиков своя правда
– Кадастровая стоимость земель промпредприятий после переоценок, проведенных за годы с 2005-го по 2011-й (последний раз), увеличилась примерно в 4 раза, – сообщили «Глобусу» специалисты серовского ведомства областного управления службы кадастра.
Как непомерную, назвала налоговую «земельную» нагрузку метзавода представитель УГМК во время ноябрьского «круглого стола» с участием властей области и промышленников.
Власти сверху призывают стороны на местах договариваться, искать компромиссы, чтобы и бюджет наполнялся, и бизнес налогами не «кошмарить», но эффективной методики – как это сделать – нет.
Смириться нельзя вернуть
Большинство промпредприятий и предпринимателей Серова, кто добился пересмотра расчетных цифр кадастровой стоимости, будут платить земельный налог «по-новому» с 2014 года.
Дума Серова ради уменьшения потерь от действий «оптимизаторов» обязательных земельных платежей, августовским решением повысила ставки налога. Они увеличены для земельных участков под производственными, торговыми и некоторыми иными объектами.
Но по главным плательщикам налога коэффициенты приняты уже максимально возможные. Больше не повысить.
Юристы администрации пытаются отстоять «земельные» платежи, но пока терпят фиаско. Причинами – и формальные признаки, которые не соблюдены при подготовке контраргументов для апелляционной инстанции (тут встает вопрос о квалификации юридической службы СГО), и фактическая слабость документальных свидетельств, которые приводят правоведы из администрации.
Например, в случае с участком Игоря Ядрышникова суд отказал юристам Серова, так как не было заключения экспертов на «рыночную» оценку, которую провели по заказу администрации. Получилось, что бюджетные деньги за труд независимых оценщиков заплатили (а он стоит порой до 100 тысяч рублей), а отдачу от вложений не получили.
Расплатимся мы, покупатели и клиенты
Понятно, что расходы на выросший налог предприниматели в сфере торговли, общественного питания и строительства жилья заложат в цену своего товара. За который заплатим мы, покупатели.
Словно на качелях: власти то непомерно поднимают платежи, то дают возможность их резко снизить – кадастровая стоимость выросла примерно в 4 раза, а за счет приравнивания ее к «рыночной» уменьшается в 6-10 раз. Вот только ударяют эти качели по рядовым обычным гражданам.
Если истцу нужно принести в суд выгодную ему рыночную оценку земель – коррупции раздолье. Если чиновники и депутаты Госдумы не хотят платить возросший налог за свой бизнес (а таковой есть у многих из них), то понятно их стремление найти лазейки для достижения своей цели.
Потери бюджета должен кто-то компенсировать. Вот один из способов, активно проталкиваемых в жизнь властями: скоро, обещают правители, мы будем платить налог за землю под своими многоквартирными домами, и немалый. Как показывает опыт, найдутся и другие возможности перегрузить налоговую ношу на население – такова, к сожалению, политика государства в сегодняшней России.