Что такое обязательное медицинское страхование? В каких случаях нужно обращаться в свою страховую компанию? Где проходит граница платных и бесплатных медицинских услуг? Куда жаловаться на некачественное медицинское обслуживание?
Едва ли человек, который идет на прием к врачу задумывается над этими вопросами и знает на них ответы.
Но знать их надо. Потому перечисленные вопросы журналисты задали директору территориального Фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Свердловской области Валерию Шелякину, побывавшему в Серове. К сожалению, далеко не на все были получены четкие однозначные ответы.
В этом году, рассказал руководитель, медицина начала работать по новой, так называемой одноканальной схеме финансирования. Это один из ключевых этапов реформы здравоохранения. Раньше деятельность лечебных учреждений оплачивалась из разных источников, теперь он должен остаться один. И этот источник - Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Шелякин считает, что грядущие реформы должны принести положительные перемены и для пациентов, и для больниц с поликлиниками. Чем больше услуг окажет лечебное учреждение (проконсультирует, вылечит, обследует и т.п.) и чем качественнее это сделает, тем больше денег попадет на его счет. "Финансирование медицинских учреждений в этом году увеличится почти в три раза", -подчеркивает директор ФОМСа.
Валерий Шелякин похвалил нашу городскую больницу за достаточно хорошее оснащение новым оборудованием, за выполненные ремонты. За счет того, что принимает пациентов с других территорий серовская больница зарабатывает немалые средства.
Коснулся директор и темы "зарплата медицинских работников". За счет стимулирующих выплат доплата врачу составляет, в среднем, 17 тысяч рублей в месяц. Заработок среднего медицинского персонала за счет стимулирующих прирастает на 5 – 7 тысяч.
В области нередки случаи, когда врачи получают от 60 до 80 тысяч рублей.
Доходы наших врачей директор ТФОМСа не озвучил.
В скором времени, пообещал Шелякин, мы сможем бесплатно пользоваться услугами частных медицинских учреждений при условии, что они заключили договор с Фондом обязательного медицинского страхования.
Сейчас в Свердловской области в рамках ОМС работает 26 частных клиник разной направленности. С их перечнем можно ознакомиться на сайте Свердловского фонда обязательно медицинского страхования.
Но больному (и налогоплательщику) , который пришел в поликлинику или попал в стационар, по большому счету, без разницы - одноканальное финансирование или нет, ему важна медицинская помощь: в требуемом объеме и достойного качества.
Поэтому вторая часть брифинга была посвящена качеству медицинского обслуживания в нашем городе.
Буквально накануне встречи с директором Фонда Серов взбудоражило известие о смерти 36-летней женщины, матери двоих детей. Что привело к трагедии: халатность врачей, несвоевременно оказанная помощь, некомпетентность? Кто должен нести за это ответственность? Накажут ли на сей раз виновных? Могут ли родственники получить компенсацию за врачебную ошибку?
К сожалению, вопросов у журналистов оказалось больше, чем у отвечающего - информации.
Если раньше недовольный медицинским обслуживанием пациент отправлялся жаловаться в управление здравоохранения, то теперь, сообщил Шелякин, нужно обращаться в страховую компанию, которая вам выдала полис обязательного медицинского страхования.
Как пояснил руководитель, отныне именно эта компания - защитник наших интересов при получении медпомощи.
При возникших вопросах нужно обратиться с заявлением в свою страховую компанию. Она, в свою очередь, организует проведение независимой экспертизы. Если в результате экспертизы будет доказано, что вас лечили неправильно, отнеслись халатно, и, скажем, в результате врачебной ошибки был нанесен ущерб вашему здоровью, то с результатами экспертизы вы можете обратиться в суд.
В страховую компанию (и после в суд) могут обратиться родственники, если больной умер.
От редакции.
Валерий Шелякин нарисовал довольно-таки благостную картину наступающих перемен в организации медпомощи и контроля за ней. При этом доказывать, что лечили не так или неправильно придется самому пациенту либо его родным. Как показывает практика, сделать это почти нереально.
Вывод, который просится после разъяснений руководителя ФОМС, один - больницы теперь будут гнаться за количеством пациентов (полежал в стационаре несколько дней - освободи койку), существующий дефицит врачебных кадров продолжит оставаться прекрасной средой для наращивания платных услуг и для коррупции, реформы преследуют целью не помочь человеку поправить здоровье, а перевести эту самую помощь полностью на коммерческие рельсы, где все решают ДЕНЬГИ.
Вот только как согласуются эти реформы с Конституцией страны, где в ч.1 ст.41 читаем: «
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».
В Интернете немало рассуждений юристов на эту тему. Вот
пример одного из них (здесь приводим небольшую цитату):
"Конституция связывает правовое положение Российской Федерации как социального государства с охраной здоровья людей (ст.7 ч.2). Конституционной гарантией надлежащей охраны здоровья является закрепленное в ст.41 (ч.1) Конституции Российской Федерации право каждого на медицинскую помощь, представляющее собой одно из основных прав человека.
Данное право служит одним из частных проявлений (конституционных гарантий) более общих конституционных прав - права на достойную жизнь и права на свободное развитие человека (ст.7, ч.1 Конституции Российской Федерации). Реализация данных прав является целью политики Российской Федерации как социального государства (ст. 7, ч. 1), что предопределяет обязанность российского государства обеспечивать достижение данной цели" .
В другой статье даются
рекомендации и образцы заявлений для пациентов и их родных. Почитайте. И помните: наши права кроме нас самих защищать никто не разбежится.
Журналисты Серова скептически отнеслись к заверениям руководителя ТФОМС (на фото в центре кадра, сидит слева) о том, что за качеством лечения установлен контроль страховых компаний. Тем более, что проверки инициирует сам пациент или его родственники. Фото Татьяны Дерибасовой.