Мы все чаще ставим вопрос таким образом, но дальше размышлений не идем. Что мешает?
Многие указывают на само качество размышлений. Во главу угла ставятся ценности, а не объективная реальность и диалог захлебывается, так как слишком полярны позиции.
Попытки выработать надценностный язык (метаязык) осуществляются. И насколько субъекты диалога будут готовы к такому языку, настолько и будет просвет в конце туннеля.
Некоторым все это кажется этакой философией, болтовней, абстракцией, оторванной от реальности. Мол, чего языками "чесать", работать надо. Правда, забывают, что исторически человек пробился к сегодняшнему дню, т.е. к своему будущему, когда научился фантазировать.
Попытки уйти от разговоров о будущем, под предлогом того, что и так все понятно, ведь есть универсальный опыт, например, Запада - тоже имеют распространение в головах.
Уход от общих проблем и замена их конкретными (так близкими и понятными каждому) приводит к тому, что и так очевидно, но по причине неразборчивости нашего общества игнорируется полностью.
Проблема социализации молодежи. Об этом говорят многие. Что и нравы не те, и уровень образования их упал, и т.д. и т.п., вплоть до того, что они даже ячейку общества (семью) не могут построить. Действительно, с повторением генетической программы развития предков у молодежи возникают проблемы. Причины? Причины в отказе от традиционной системы ценностей народа в перестроечный и постсоветский период. Отказ от строительства будущего и переориентация на "здесь и сейчас", переориентация на радикальный индивидуализм без понимания концептуальных основ. Поколение "next" уверовало, что их родители жили не правильно, не прогрессивно, не современно, не по-западному. Но самое удивительное, родители их в этом поддержали. Родители отказались от своего прошлого, согласились на новые правила игры, которые не акцентируются на будущем. И это уже не классическая проблема "отцов и детей". Как говорил фон Хайек: мы не должны заботиться о будущем поколении, так как и оно не может позаботиться о нас. А дети - это будущее. Дети мешают сегодняшнему наслаждению жизнью, ибо заставляют думать о будущем. Этого уже и не хочется, и некогда, да и не умеем, поэтому дайте пожить для себя.
Потребительский бум говорит о том же, логика "живи сегодня" работает. А завтра, под грузом неразрешенных накопившихся проблем, ты можешь выбрать самый простой способ решения. Сама жизнь превращается в игру, во что-то нереальное, чем и дорожить-то не стоит, т.к. бессмысленность будущего очевидна и главное набрать бонусы за время прохождения игры. Бессмысленность появляется при подавлении предельных вопросов бытия, вопросов о смысле жизни. Смыслы рождаются при синтезе прошлого и будущего через сегодняшний день. Но если прошлое у нас ужасно, а о будущем мы не хотим думать, то настоящее занимает всю жизнь человека.
У Гёте Фауст спасет свою душу, потому что понял, что нельзя остановить мгновение. Направленность на будущее - в этом смысл существования человека, в этом его свобода. Светские и религиозные люди различно понимают это будущее, но главное, что оно должно быть.
Можно по разно относится к классике, но игнорировать верность ее находок может только невежда.
На наших глазах разворачиваются трагедии, но мы продолжаем упорствовать: так было всегда. Просто нам этого не показывали. Мало-мальский аналитический разбор никого не интересует, неразборчивость мешает.
И каждый раз вместо будущего получаем угрюмое сегодня.