Администрация Серовского городского округа определила пути развития ЖКХ в документе под названием «Муниципальная целевая программа «Развитие и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Серовского городского округа» на 2013-2020 годы».
Стоит заметить, что данная программа не касается развития инфраструктуры и имущества самих многоквартирных домов, а потому не касается деятельности управляющих компаний и ТСЖ. Администрация отвечает только за доставку коммунальных ресурсов до дома. Отопление, водоснабжение и водоотведение — вот то содержание, которое рассмотрено в документе.
Официально признаются следующие проблемы:
деятельность жилищно - коммунального комплекса характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг потребителям,
неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов,
значительные затраты предприятий на содержание жилищно-коммунального комплекса.
применение морально устаревших технологий и оборудования.
Причинами возникновения этих проблем являются:
высокий уровень износа основных фондов жилищно-коммунального комплекса и технологическая отсталость многих объектов коммунальной инфраструктуры;
неэффективное использование энергоресурсов;
отсутствие учета потребляемых ресурсов;
неэффективный метод ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Краткая характеристика системы теплоснабжения:
25 тепловых пунктов и 107,7 км. тепловых сетей в 2-х трубном исчислении.
Средний уровень износа: котельные - 62,8 %, тепловые пункты - 47,6 %, тепловые сети - 51,9 % (при этом большая часть общей протяженности трубопроводов имеют износ от 70% до 100%!).
Краткая характеристика систем водоснабжения:
Протяженность коммунальных водопроводных сетей на территории города составляет 166,4 км., из которых 85 % труб изготовлены из чугуна, средний процент износа 67,2 % (при этом половина от общей протяженности трубопроводов имеют износ от 70% до 100%!)
Краткая характеристика системы водоотведения:
Протяженность сетей хозяйственно-бытовой канализации на территории Серовского городского округа составляет 155,4 км., в т.ч. коллекторов — 38,9 км. Средний износ сетей составляет 60,9 %.
С износом все понятно. Но причина такого запустения не определена. Правда, в неявной форме намек на неэффективный метод ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В 90-е оплата коммунальных услуг была не 100 % для населения, она субсидировалась из бюджета. Это был плавных переход от фондов общественного потребления СССР к рыночной модели развития. Но денег на развитие в то время не было.
В 2000-е завершился процесс перехода на 100% оплату услуг населением. Был рост ВВП, стабилизация, затем «модернизация», т.е. все то, что по сути должно было способствовать возобновлению инфраструктуры. Ан нет, оказалось, что тарифы хоть и 100 процентные, но не отвечают рыночным реалиям.
И тут становятся очевидными два пути: повышение тарифов или выбивание денег из бюджетов более высоких уровней. Но ни тот, ни другой способы неадекватны сегодняшним реалиям. Страна подходит к кризису, денег не будут ни у населения, ни в бюджете.
Не хочу идеализировать советский опыт, но фонды общественного потребления справлялись с амортизацией и возобновлением. При этом им не мешало ни неэффективное использование энергоресурсов, ни отсутствие учета потребляемых ресурсов. Была проблема связанная с человеческим фактором. Эту проблему посчитали возможным решить рыночным механизмом — конкуренцией. Поэтому ни в одной программе нет место человеку, и эта не исключение. Деньги, здания, машины, инвестиции и т.д., а рынок уже сделает все сам.
«Каменный цветок» никак не хотел выходит у «мастеров» рыночной экономики и по прошествии 20 лет, окончательно уверовали, что причина гораздо глубже — сам русский человек. Ну не складывается на данной территории эффективный механизм в их понимании. Вполне возможно и я поверил бы в это, если бы не пример Европы. На Западе не стали заострять внимание на национальных различиях, там сама природа человека была переосмыслена.
Поэтому пока доверие будет категорией экономической, а не нравственной, все эти воздушные замки (программы развития) не будут воплощаться в жизнь. И мы будем лицезреть очередную констатацию факта на заседаниях местной Думы о несоответствии желаемого с реальным. Но и это бы было полбеды, если не та неотвратимая реальность, которая раскрывается перед нами, а мы как страусы закапываемся в песок.