Электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству памятника жертвам политических репрессий в Серове был опубликован на сайте госзакупок 7 июня
Памятник должен появиться на месте развали храма. Иллюстрация из конкурсной документации. «Глобус» уже писал, что ассоциация жертв политических репрессий Серова и Серовского района не первый год ратует за установку памятника. Нина Анищенкова, которая в то время занимала пост председателя правления ассоциации, говорила, что место под строительство памятника менялось несколько раз.
Исходя из проекта, на памятнике будут очертания СССР с решеткой. Иллюстрация из конкурсной документации. Как сказано в конкурсной документации, работы по контракту должны быть завершены до 1 сентября 2018 года. Но в общий срок включен срок выполнения строительно-монтажных работ – до 15 июля. Сдаваться же приемной комиссии памятник будет 1 сентября. Памятник будет состоять из двух стел черного гранита высотой два метра. Каждая будет стоять на гранитной тумбе. Облицовка постамента под стелы с тумбами будет сделана плитами из черного и серого гранита. Согласно документам, средства выделяются из бюджета Серовского городского округа. Начальная (максимальная) цена контракта – 861145,12 рублей. Заказчиком работ выступает Управление капитального строительства.
– Дело в том, что в Серове нет мест захоронения репрессированных. Куда идти, где помянуть? Поэтому памятник нужен был! – говорит Нина Васильевна. – И это памятник именно жертвам, чтобы не говорилось, что никто ничего не знает, никто ничего не помнит. Было и указание Путина о том, что в ближайшее время нужно заняться этими делами. Репрессированных как хоронили – то в реку скидывали, то сжигали, и так далее. Надо чтобы была память.
История длинной в 5 лет
Александр Якимов. Фото: Константин Бобылев, "Глобус".
- Эта история длится уже больше 5 лет, - рассказал заместитель председателя Думы Серовского городского округа Александр Якимов. - Еще при Анисимове (экс-глава Серова - прим. ред.) ассоциация выступала за то, что в Серове нужно установить памятник. Изначально было предложено место возле центральной проходной на металлургический завод, но позже от этого варианта отказались. Потом рассматривался вариант с аллеей лиственниц, что возле “Вечного огня”. Представителям ассоциации оно понравилось. Но выяснилось, это место само по себе памятник и согласовывать строительство нужно чуть ли не через Москву. Потом Елена Владимировна (Бердникова - прим. ред.) предложила облагородить вход на кладбище и поставить памятник там. Вроде как согласились там. Позже появились еще два варианта - небольшой сквер возле бывшего кинотеатра “Космос” и место взорванного храма.
В конце мая-начале июня представители администрации, Думы, ассоциации жертв политических репрессий и церкви объехали все места. Последним пунктом объезда было место взорванного храма - оно понравилось всем.
- Большой вклад в решение вопроса строительства внесла Анна Юсупова. Она напрямую работала с областной ассоциацией, изучала историю, посетила памятники, - отметил Александр Николаевич.
Храмы - тоже жертвы репрессий
- В администрации было совещание. Выбирали из нескольких мест и все-таки решили поставить памятник здесь, именно на этом месте, - прокомментировал выбор места под строительство памятника священник Преображенского собора отец Симеон (Шестаков). - И место в черте города. И это вполне логично - соборы взрывались в те же времена, когда были репрессии. Храмы тоже своего рода жертвы этих самых репрессий. И серовский собор это помнит. Среди репрессированных и убитых в концлагерях много священников. Мне кажется, что это логично - установить мемориал в таком месте.
К самому решению об установке в Серове памятника жертвам политических репрессий В Серовской епархии относятся благосклонно.
- Важность увековечивания памяти жертв политических репрессий очевидна. Как бы там ни было, это наша история и нам ее нельзя забывать, ее надо помнить. Сегодня, многие многие наши сограждане являются потомками тех людей, кто по тем или иным причинам был репрессирован в тот период нашей истории. Нам важно, нужно, необходимо помнить о том периоде и тех людях. Чтобы не забывать и чтобы не повторять в будущем многих ошибок, - прокомментировали установку памятника в пресс-службе Серовской епархии.
Без малого две тысячи репрессированных, почти тысяч расстрелянных...
С целью выяснить историю политических репрессий в Надеждинске, зампред Думы Серова Александр Якимов обратился за справкой к заведующему историческим отделом Верхотурского государственного и историко-архитектурного музея-заповедника Игорю Фомичеву. Игорь Алексеевич сообщил, что в период с 1926 года, когда был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, включавший статью 58 “Контрреволюционная деятельность”, по 1952 год в городе вместе с поселками, входящими в городскую черту, был репрессирован 1951 человек, из них расстреляно 883 человека. В это число входят и уроженцы Надеждинска, проживавшие в других населенных пунктах.
Больше всего репрессировано было людей в Надеждинске - 1201 человек (расстреляно 579). В поселке Новая Кола репрессировали 226 человек (расстреляно 103), в Новой Какве - 172 (75), Черноярке - 166 (46), Филькино - 77 (44), Старой Коле - 30 (15), Нижней Пристани - 29 (6), на станциях Кола-Уральская - 24 (6), Урай - 2 (2), Углежжение - 2 (1). Также подверглись репрессиям 22 уроженца Надеждинска, жившие на других территориях, из них 6 были расстреляны.
Заведующий историческим отделом Верхотурского государственного и историко-архитектурного музея-заповедника Игорь Фомичев уверен, что лучшего места для памятника не найти. Фото: архив "Глобуса".
Игорь Фомичев однозначен в мнении, что памятник жертвам политических репрессий должен находиться именно на месте взорванного собора.