Серовский театр им. А.П. Чехова завершил 71-й сезон премьерой спектакля в постановке режиссера Петра Незлученко.
"Массовый психоз", в жанре которого поставлен спектакль, появляется почти сразу после открытия занавеса. Яркий свет в зале, импульсивная музыка, декорации без задника, не скрывающие мусор за сценой, гора старых кроватей и они же, висящие в воздухе, перевернутый цветок фикуса – все это тревожит воображение. То, как часто и долго актеры повторяют некоторые фразы и бегают по зрительному залу – вызывает бешенство. Хочется громко крикнуть и прекратить все разом.
Расчет режиссера оправдывает себя. Если вдуматься, понимаешь, что в нашей жизни все это – стресс, хаос, непонимание – тоже есть. У каждого была минута, когда хотелось все бросить и уйти. Возможно, это – отчаяние. Но все меняется, старое отмирает, новое появляется. А в момент кризиса души происходит то, что заставляет переоценить жизнь. И иногда, как и в спектакле серовского театра по пьесе
Николая Эрдмана «Самоубийца», это происходит в самый, казалось бы, неподходящий момент. И даже тогда, когда ты спишь, и вдруг просыпаешься от желания съесть ливерной колбасы.
Что, надо сказать, и стало толчком для развития кризиса у главного героя спектакля
Семена Подсекальникова (актер Сергей Каляев). Он не работает, «сидит» на шее жены (актриса Екатерина Родина) и тещи (актриса Наталья Катаева), которые вместе с соседом Александром Калабушкиным (актер Алексей Деев) косвенно подталкивают Семена к мысли о самоубийстве.
То, что делает Подсекальников, напоминает фарс. Ведь, если решился, говорить об этом не стоит – иди и делай. Он же заставляет нервничать любимую жену, мучает себя и соседей нерешительностью. Изменить свою жизнь у него нет сил, а признать свою слабость он не может.
Три часа "массового психоза" премьерного спектакля достойно завершили 71-й театральный сезон. Фото Влада Бурнашева.
Когда Семен принимает решение покончить с жизнью, рядом оказывается целая когорта людей. Они не дают ему спокойно умереть, они хотят сделать это с помпой, во имя искусства, интеллигенции, религии и просто из-за дамы. Что немаловажно, они просят сделать это вместо них. Мол, ты умирай, а уж мы поскорбим за тебя, героя. В подтверждении этого один из персонажей пьесы говорит Подсекальникову:
«Нам нужны идеологические покойники!».
Но Семен – не герой. И даже когда он напивается водки до бесчувствия, он не может решиться на самоубийство. Недаром режиссер Незлученко добавил к основному названию «Самоубийца» слово «Пробуждение». Его Семен Подсекальников, словно пробуждается от своей сонной жизни и начинает видеть ее заново.
Даже когда в финале все персонажи стоят с пистолетами в руках, и у зрителя может появиться мысль о том, что жизнь такова, что стоит пойти и застрелиться, мы видим, что Подсекальников, еще недавно желавший смерти, играет на трубе, танцует и поет. Он пережил свое желание умереть и хочет жить.
Казалось бы молодому актеру Сергею Каляеву будет непросто сыграть человека, который хочет свести с жизнью счеты, донести до зрителей всю тяжесть разочарования его героя в жизни. Но актер сумел передать публике боль своего персонажа.
Очень трагично звучат слова о тоске по Родине из уст мясника Пугачева, которого играет
Степан Белканов. Невероятно трогательный, каждый раз поражает новизной актерских приемов Алексей Деев. Шикарная нэпманша, подруга Калабушкина, блистательно исполнена Ольгой Кирилочкиной. Совершено по-новому открылся Иван Долгих – серьезным тонким подходом к жизни своего персонажа, писателя Виктора Викторовича. Евгений Вяткин, в роли отца Елпидия был и комичен, и серьезен одновременно. А какой напористый, энергичный и яркий получился Егорушка у актера Рината Киякова!
Сама пьеса драматурга Николая Эрдмана изумительна, иронична и легко воспринимается сегодня, хотя написана она в 1928 году. Приведем лишь некоторые фразы: «Человек без штанов, что без глаз – уйти никуда не может», «То, что может подумать живой, может высказать только мертвый», «Было бы прекрасно, если бы правительство протянуло нам руки, а было бы еще прекрасней, если правительство протянуло бы ноги» и т.д.
За каждой фразой – жизнь, которую проживали актеры на сцене. Чеховцы, как и зрители, выдержали трехчасовой массовый психоз. Действо непростое, рассчитанное на думающего зрителя.
Достойное окончание сезона.
ФОТОГАЛЕРЕЯ ПРЕМЬЕРЫ здесь