«Локомотив» стоит на запасном пути» –
публикация под таким заголовком вышла чуть больше месяца назад («Глобус» № 24 от 13 июня). Речь в ней шла о незавидной судьбе стадиона «Локомотив», на который окрестную ребятню и взрослых пускают только за деньги. Впрочем, и заниматься на кочковатом поле и ненадежных турниках там уже небезопасно.
Вот и в День железнодорожника 4 августа на стадионе "Локомотив" не будет массовых гуляний и соревнований, как было еще 3 года назад.
Содержание стадиона приносит ОАО «РЖД» более миллиона рублей убытков ежегодно. Фото: Владислав Бурнашев, "Глобус"
Будущим спортобъекта «Глобус» поинтересовался у властей города и руководства ОАО «РЖД». Ответы удивили. Оказывается, и те, и другие готовы отдать/принять стадион, а в том, что этого до сих пор не произошло винят каждый другую сторону. Приводим ответы, полученные «Глобусом», но вначале – светлые и одновременно горькие воспоминания человека, для которого стадион был важной частью жизни.
«Локомотив» летит … Куда?
Председатель Серовского городского комитета физкультуры с 1974 по 1999 годы Игорь Максимович Бобров написал в редакцию:
«Коллектив физической культуры Надеждинского отделения железной дороги был создан в конце 20-х годов прошлого века.
Первоначально коллектив был небольшой, в основном в него входили служащие и рабочие вагонного и паровозного депо, а также рабочие хозяйственных цехов, кузницы, конного двора и кондукторского резерва.
Большинство железнодорожников в те годы жили в районе Нового вокзала, любители спорта занимались на стадионе «Металлург».
Позднее, в 1951 году, когда построили паровозное депо в поселке железнодорожников (п. Сортировка), на комсомольских собраниях и конференциях неоднократно ставился вопрос о строительстве «своего» стадиона и «своего» Дома культуры.
В поселке сначала разбили футбольное поле, но так как разрешения исполкома не было, то впоследствии на этом месте построили молодежное общежитие железнодорожников.
И вновь на комсомольской конференции подняли вопрос о строительстве стадиона. Помню жаркие споры на этих собраниях: строить или не строить? Опять без разрешения исполкома активисты разбили футбольное поле в районе 11-й школы, но через какое-то время это место отвели под строительство мясокомбината.
Тогда комитет комсомола железнодорожного узла обратился с письмом в обком комсомола о поддержке строительства стадиона на Сортировке. Горисполком и архитектура города наконец-то выделили участок, но денег на строительство никто не дал, и снова – тормоз.
Славное прошлое
В 1953 году на общем городском собрании было решено строить стадион народным способом, а областной обком партии одобрил эту идею. Комиссия в составе спортивных активистов собралась осмотреть место (район ул. Паровозников и Электровозников, сейчас – ул. Гагарина), где должен появиться стадион. Все были, мягко говоря, удивлены… Пред нами предстало большое озеро и болото.
Я при всех разделся и прошел по этому «полю», в некоторых местах вода доходила до головы. Что делать? Некоторые говорили, что не осилить строительство. Но победили мы, которые очень хотели, чтобы стадион был!
Для отвода воды необходимо было вручную прокапать на расстоянии 3 км (!) канаву шириной 3 метра и глубиной 2 метра. Для этого организовали штаб комсомольской стройки, писали плакаты, выпускали стенгазеты, отмечали лучших (награждали конфетами и пряниками) и «пропесочивали» тех, кто плохо работал и не выполнял норму.
Свое слово мы сдержали, капали эту канаву до изнеможения. До сих пор помню ребят-активистов: Валю Медведева, Валентина Колтышева, Юру Соколова, Эдика Шумова, Михаила Рябова, Ивана Хворикова, Ивана Устинова, Ахметзяновых Сашу и Яшу, Николая Шаля, Васю Коваленко, Аркадия Криницына, Славу Алюханова, Дмитрия Горносталева и многих-многих других.
Помогали в строительстве стадиона и коллективы железной дороги, металлургического и механического заводов, тракторной базы, учащиеся ФЗО-62, строительного училища, школ №№ 10 и 11 и другие.
Вот так народным способом, комсомолом, коммунистами и был построен в 1957 году красивейший стадион. Здесь проводились многочисленные праздники и соревнования. Действовали секции: легкая атлетика, тяжелая атлетика, бокс, хоккей, лыжной спорт, конькобежный спорт, велоспорт и т.д. Воспитывались сотни мальчишек и девчонок, многие стали мастерами спорта и победителями первенства области и России.
1954 год. «Праздник весны» на стадионе «Локомотив».
Фото: архив Игоря Боброва
Листая старые страницы альбома… 1957 год. Соревнования гиревиков и штангистов. Наши железнодорожники – самые сильные парни города! В те годы они были победителями и чемпионами областных соревнований среди железных дорог.
Фото: архив Игоря Боброва
Печальное настоящее
Сегодня, как и многие другие, я не понимаю, почему стадион «Локомотив» принадлежит Н. Тагилу-Екатеринбургу-Москве? Министерство путей сообщения не финансировало его строительство. Какое они имеют право на стадион? Он ведь наш, городской, серовский, НАРОДНЫЙ!
К чему мы пришли?
Спортивное сердце города получило ишемическую болезнь. Если раньше мы гордились спортивной жизнью поселков Медянкино, Энергетиков, Сортировки, Птицефабрики, Лесозавода, Филькино, Первого разъезда и т.д., то сейчас это все в прошлом.
Из 28 хоккейных кортов осталось только 3-4. Многочисленные дворовые спортивные площадки, футбольные поля, мини-стадионы исчезли под «натиском» торговых центров и автопарковок. А оставшиеся стадионы «Строитель», «Локомотив», «Энергия», «Металлург» находятся в плачевном состоянии.
Можно ли возродить массовый спорт в Серове? Можно! Для этого необходимо только «проснуться» и сделать срочную операцию на спортивном сердце города».
Администрация Серова пошла на уступки в переговорах с РЖД и готова принять стадион в муниципальную собственность в его нынешнем состоянии. Фото: Владислав Бурнашев, "Глобус"
«Готовы взять его как есть!»
На пресс-конференции главы города Елены Бердниковой (в ней участвовал глава администрации Евгений Преин) 8 июля корреспондентом издания был задан вопрос.
– Какова судьба стадиона на Сортировке?
Елена Бердникова: – Стадион, точно так же, как и Узловая больница, находится в собственность ОАО «Российские железные дороги». Информация по всем объектам аккумулируется в Москве. Поэтому процесс переговоров затягивается. Мы готовим обращение к руководству Свердловской железной дороги с напоминанием о том, что выражаем заинтересованность по передаче объекта в муниципальную собственность. За этим вопросом пристально наблюдают в правительстве Свердловской области.
Евгений Преин: – В адрес управления СвЖД отправлено 4 письма. Если первое обращение предполагало приведение стадиона в надлежащее состояние, то сегодня мы готовы взять его как есть! Идем на уступки. Но на эти письма нет ни одного ответа.
«От принятия стадиона... администрация отказалась»
В те же дни в адрес редакции пришло «Разъяснение пресс-службы СвЖД по вопросу условий передачи находящегося в собственности ОАО «РЖД» стадиона «Локомотив» (г. Серов) в муниципальную собственность». Приводим его полностью.
«Стадион «Локомотив» в городе Серов по адресу ул. Гагарина, 18, расположен на земельном участке, находящемся в собственности ОАО «РЖД». Балансодержателем объекта является Дирекция социальной сферы Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
На балансе числятся 3 объекта, расположенные на территории стадиона: здание базы по прокату спортинвентаря, открытая площадка (теннисный корт), ограждение.
Стадион построен в 1961 году, все сооружения имеют значительную степень износа. Его содержание требует значительных расходов и приносит ОАО «РЖД» ежегодно более миллиона рублей убытков. Часть затрат приходится компенсировать за счет оказания услуг по прокату спортивного инвентаря (в основном в зимнее время года), а также предоставления площадок для занятий игровыми видами спорта (футбол, волейбол и т.д.), которые доступны всем гражданам на платной основе.
В 2011 году, получив согласие администрации Серовского городского округа, СвЖД начала процесс передачи данного спортивного объекта в муниципальную собственность по договору дарения.
Однако в 2012 году, после смены руководства муниципального образования, ранее достигнутые договоренности были пересмотрены. Администрация Серовского городского округа согласилась принять указанный объект недвижимого имущества в муниципальную собственность только при условии устранения технических замечаний, выявленных в результате комиссионного осмотра, проведенного совместно с руководством Нижнетагильского социально-культурного центра Свердловской железной дороги.
Вместе с тем, объем предъявляемых требований фактически предусматривает осуществление полной реконструкции объекта. В частности, железной дороге было предложено провести дорогостоящие ремонтные работы и модернизировать существующую материальную базу (в том числе, провести горячее водоснабжение, заменить оконные блоки и входную группу, осуществить ремонт внутренних помещений, реконструировать трибуны и т.п.). От принятия стадиона в муниципальную собственность в существующем состоянии администрация отказалась.
К настоящему времени за счет средств железной дороги произведены текущие работы: замена электрического щита, ревизия мачт освещения, вырубка нежелательной растительности; выполнены работы по очистке дренажной канавы. Средства на осуществление иных дорогостоящих и трудоемких работ в бюджете 2013 года не предусмотрены.
СвЖД настаивает на том, что стадион может быть передан в муниципальную собственность только на оговоренных ранее условиях - в существующем состоянии. Данное решение соответствует положениям «Концепции реформирования комплекса объектов социальной инфраструктуры до 2016 года», утвержденной Советом директоров ОАО «РЖД», согласно которой в гражданско-правовой оборот должен быть выведен ряд неиспользуемых, неэффективных и непрофильных активов.
Напомним, являясь регулируемой монополией, ОАО «РЖД» реализует масштабную инвестиционную программу, параметры которой согласуются государством и формируются в интересах всех граждан Российской федерации. В первую очередь средства направляются на обновление железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава, обеспечение безопасности движения, повышение транспортной доступности для населения.
месте с тем ОАО «РЖД» последовательно реализует корпоративную политику высокой социальной ответственности. Так, только на Свердловской железной дороге в 2012 году на реализацию проектов социального развития было направлено 218,8 млн рублей».
На главный спортивный объект Сортировки, который железнодорожники возводили методом "народной стройки", внуков строителей пускают только за плату – 100 рублей в час. Фото: Владислав Бурнашев, "Глобус"
Есть мнение
Сергей Сусталов, инструктор по спорту:
– Я уволился с «Локомотива» в феврале, потому что уже не мог смотреть на эту разруху и отвечать пацанам, что вход на стадион – только за деньги.
Татьяна Шарафиева, депутат Думы СГО:
– Помню острую боль, когда соседи дома, в котором жила сгоревшая в колодце теплоцентрали 3-летняя Диана, показали на забор «Локомотива» через дорогу: если бы дети играли там, трагедии могло бы и не быть...
Помню, как жалко мне было бегунов, которые во время эстафеты железнодорожных коллективов на стадионе «Локомотив» год назад падали в грязь, перепрыгивали через лужи, скользили на мокрой траве. Чудом никто не травмировался
После забега состоялся мини-митинг со спортсменами. Мнение у всех было одно: заниматься спортом и физкультурой на Сортировке негде, еще год-другой, и на «Локомотиве» можно будет ставить крест. Активисты спорта микрорайона били в колокола, стараясь не допустить смерти спортивного объекта, но в ответ слышали одно: РЖД стадион городу не отдает. Каково же было мое удивление, когда железнодорожное начальство ответило на депутатский запрос: это город не берет, а мы стадион отдать готовы!
Из патовой ситуации выход вижу такой: депутаты должны выступить посредниками в переговорах между исполнительной властью города и представителями РЖД, раз каждая из сторон держится своей версии происходящего. На ближайшем заседании комиссии по социальной политике предложу обсудить этот вопрос, а пока обращаюсь к заместителю председателя Думы, спортсмену Александру Николаевичу Якимову с предложением взять на себя функции посредника и поставить решение завязшего вопроса под депутатский контроль.