Наша беседа – с
Антоном Бочковым, техническим директором компании "СтройКомГрупп" (до июля 2012 года он работал начальником участка цеха эксплуатации радиорелейных линий транспортного центра технической эксплуатации телекоммуникаций Екатеринбургского филиала ОАО "Ростелеком").
Антон консультировал родственников, а также передавал в штаб сведения, когда встал вопрос о поиске пропавшего самолета и людей с помощью сотовых телефонов.
Антон Бочков консультировал поисковиков по возможностям сотовой связи. Фото из личного архива.
– Да, ко мне обращались родственники улетевших на самолете людей. Также я помогал следствию по некоторым вопросам по поводу сотовых телефонов, – рассказал Антон. – Мне, в частности, передали два номера телефона Григория Шаада. Его сотовый оператор – компания МТС - с возможностью переадресации (перевода –
ред.) на его номер компании Мегафон в случае недоступности в сети МТС.
Я разговаривал с оперативным дежурным техслужбы МТС и руководителем департамента правового обеспечения. Дежурный МТС проверил по базе данных указанный телефон и сообщил, что крайняя вышка связи, которая видела телефон Гриши – на 1-ой Овощной (р-н Серова неподалеку от аэродрома, рядом район Вторая Молочная – ред.) . И все, больше нигде. Служба безопасности Мегафона тоже пробивала его номер – никаких следов его телефона нет вообще. Их нигде не зафиксировали вышки.
– А телефоны других операторов не проверяли? Мотива, например.
– Конкретно компанией Мотив я не занимался, но, как правило, пробить телефоны возможно, если обратиться в компании вовремя – в первые дни после пропажи его владельца. Через неделю уже поздно будут проверять. В любом случае, выдача информации о местонахождении абонентского аппарата идет либо в рамках запроса по существующему уголовному делу, либо по решению суда.
– Звонившим Григория приходили СМС-сообщения с надписью, что «абонент снова в сети»...
– Видимо, все же это был небольшой сбой, техническая недоработка. Связи с его телефоном не было, когда приходили эти СМС. Меня просили проверить эту связь родственники Григория, он мой друг. Я все проверил.
– Антон, возможно ли в наше время по сотовому телефону найти местоположение человека?
– Да, это делают, но в особых случаях. Объясню. Если телефон работает, то он с определенной периодичностью, например, каждые 2 минуты, посылает сигналы: я есть в сети. Базовая станция ему отвечает, и он снова переходит в спящий режим. Почему именно по включенному телефону можно вычислить его хозяина? Потому что он постоянно поддерживает контакт с базовой станцией и передает ей свои уникальные идентификаторы (это как отпечатки пальцев), благодаря которым называет себя для сети.
– Как можно установить место, где находится телефон?
– Есть такая система, которая называется СОРМ (Система по обеспечению розыскных мероприятий). У каждого оператора связи согласно лицензионных условий и требованию Федеральной службы безопасности установлено соответствующее оборудование для обеспечения работы такой системы.
Она начинает работать либо в рамках уголовного дела (например, если человек под следствием), либо по решению судебных органов, либо по решению (запросу) соответствующих органов. С помощью СОРМа человека с включенным телефоном найдут примерно в течение 15 минут.
– А если телефон выключен?
– Тогда нет. Если выключен, то никаких сигналов он не посылает, и никакие там суперустройства, суперкомпьютеры не могут его вычислить. Но стоит только его хозяину вновь воспользоваться телефоном или личной банковской картой или выйти в Интернет, и все, его засекут. Но пока не будет обращений названных служб, СОРМ по конкретному человеку не работает.
В любом случае, если у наших пассажиров хотя бы один аппарат был в рабочем состоянии, то даже при самом кратковременном контакте с базовой станцией, его бы «подхватили», и сведения о его появлении остались бы в базе данных. И В той же МТС сказли бы со 100-процентной гарантией: вот, во столько-то часов он был здесь.
– То есть это все домыслы, что по сотовому, даже выключенному, можно определить – где находится человек?
– Да, домыслы. Только в кино такое показывают. Никакие спецслужбы не смогут засечь телефон, когда он выключен. Нет такой возможности, все это ерунда.
И потому, обращения к структурам типа ФСБ, разведка и т.п. по этому вопросу – все это бесполезно. Это все фантазии. Насмотрелись фильмов, начитались детективов...
– А с помощью спутника можно обнаружить телефон?
– Нет. Никто со спутника ваш телефон не контролирует, никому он на фиг не нужен! Слушать его никто не будет. Вот что конкретно контролируется, так это трафик Интернет. СОРМ мониторит трафик, делает регистрацию по определенным кодовым словам, которые запрограммированы заранее. Но понятно, что сохранять весь трафик интернета, никто не станет – это нереально.
То есть если человек не посылает никаких, к примеру, экстремистских СМС , то эта система реагировать не будет. Невозможно записать всю информацию, которая проходит по телефонным сетям.
– Антон, а на каком расстоянии от Серова ловит мобильная связь?– Это зависит от многих факторов: числа вышек, рельефа местности, погодных условий. В городах связь будет, а на трассе будет появляться на отдельных участках, хаотично.
МТС. На север от Серова базовых станций той же МТС немного. Крайняя – за 1-ой Овощной. От нее уйдешь на 5-7 км, и все, связи нет.
В районе Кытлыма работают вышки Мотива и Мегафона. Ловят без проблем, начиная уже в районе Каквинских Печей. В самом поселке связь берет довольно уверенно.
Мегафон. Тут связь работает в радиусе километров 30 от города и пропадает в районе п. Воронцовка. Чтобы потом появиться в районе Карпинска и Волчанска.
Отъедешь километров на 10 км от Карпинска в сторону Кытлыма, и связь пропадает. Потом за 7-8 км перед Кытлымом появляется вновь...
– То есть там, где есть вышки, есть и стабильность сигнала?
– Да, конечно. Радиус действия одной станции – около 5-7 километров по прямой. Важно ее месторасположение: чем выше станция поднята, тем дальше радиус ее действия. Типовая высота современных вышек (антенно-мачтовых сооружений) – 73 метра, что обеспечивает связь на 10-12 километров за городом и 3-5 километров в городе. На ней установлены панельные антенны. Они имеют свою специфику – закреплены под определенным углом наклона, имеют определенный азимут, чтобы обеспечить связь параллельно плоскости земной поверхности. Чем выше самолет поднимается в небо – а это может быть метров 300-500-800, тем меньше шансов, что с него можно дозвониться.
Надо понимать, что «лепестки» антенн базовой станции направлены параллельно земле, а не в небо. Наверху – с кем там разговаривать? С инопланетянами пока контакта нет...
– Могли ли пассажиров на борту попросить выключить телефоны?
– Думаю – так и было. Григорий – он сознательный человек. Он просто выключил и все. Над 1-ой Овощной телефон был включен, а потом уже, вероятно, нет.
Электромагнитное излучение сотовых телефонов во время взлета и посадки влияет на приборы. Это влияние покажет простой эксперимент: вот вы возле включенных колонок сотовым телефоном не пользовались? Попробуйте! На колонках вы услышите помехи. То же самое, только на других диапазонах, не слышимых ухом, происходит и при пользовании телефоном в самолете.
В каждом мобильнике независимо от его модели и прочего есть приемо-передатчик: устройство, которое передает сигнал и которое их принимает. В телефонах есть режим «полет» – он как раз и отключает работу всех приемо-передатчиков.
Если же наш самолет приземлился где-то в глухом месте и там связи нет, то звонить с него бесполезно. Это все равно, что посылать письмо на деревню дедушке. Для совершения звонка/отправки СМС обязательно нужна регистрация в сети оператора. Для совершения экстренного вызова, напртимер, на номер 112, телефон может зарегистрироваться не только в своей «домашней» сети, но и в сети любого доступного оператора.
– Как влияет на связь рельеф и погода?
– В горной местности связь работает хуже. В лесу тем более. Лес – хороший поглотитель радиоволн. Сигнал ослабляется. Недаром же все радиорелейные линии связи строят в прямой видимости, с учетом того, чтобы было свободное пространство, чтобы обеспечить связь, а для установки вышки забираются на сопку, горку. Вы наверняка наблюдали, как заходишь в магазин, построенный из бетона, и связь теряется. Также порой телефон не может «пробить» оконные блоки.
– Погода может повлиять на связь? Полет над водой скажется на качестве связи?
– Тут есть свои особенности. Например при утреннем тумане, когда идет большое испарение с воды, связь становится хуже. Чем больше в воздухе взвешенных частиц и чем выше частота, излучаемая передатчиком, тем больше вероятность, что сигнал сильно ослабнет. Это влияют воздушные метеоры: снег, осадки, туман и т. п. В радиосвязи есть такое понятие – замирание сигнала. Это происходит, когда, допустим, метель или снегопад идет, когда есть мелкий моросящий дождь, когда поднимается туман. И сразу идет сильное ослабление радиосигнала вплоть до его кратковременного полного пропадания. Я 10 лет отработал на радиорелейных линиях и хорошо помню, когда, допустим, днем жара и температура 30 градусов, ночью она падает до 10 и в этот момент есть все шансы, что начнутся замирания и. Соответственно, проблемы со связью.
– А они у нас улетели ночью.
– Да, на дальность радиосвязи это могло повлиять – перепад температуры от знойного дня к прохладной ночи. То есть туман – и все, условия приема поменялись.
– На борту были, как мы предполагаем, ручной радиомаяк и радиостанция. Они не были включены – во всяком случае, никаких сигналов с них не поступало.
– Есть жестко регламентированные аварийные частоты, которые в круглосуточном режиме мониторятся определенными пунктами контроля. Это части ПВО, диспетчерские службы в аэропортах, системы управления воздушным движением. Если бы на Ан-2 был включен аварийный маяк, они бы его запеленговали и определили местонахождение самолета. В Серове есть радиоконтрольный пункт, можно было бы быстро вычислить направление. То есть действовать по принципу соревнования «охота на лис»: включаешь приемник и ищешь, откуда идет сигнал. Дальность действия этого маяка большая. Он работает на коротких волнах. (Например, аварийный радио АРМ-406 АС1 работает на частотах 406,025 МГц и 121,5 МГц). В космос, на спутник, сигнал такого маяка не передается. Для этого нужен особый передатчик. А зачем космос «греть»?
– А сигнал радиостанции?
– Если ее включили на борту, то ее сигнал тоже могли бы услышать.
Даже если бы ничего не говорили по ней, а просто хотя бы включили в режим передачи (именно на передачу), тогда можно было бы ее запеленговать, и узнать, где она находится. Опять же: если радиостанция выключена, то ту не помогут никакие супер-пупер устройства.
Если сотовый телефон может сигнал посылать и посылать, но его некому поймать, то он так и останется неуслышанным. Включенные же на самолетах рации и уж тем более аварийный маяк – слушают постоянно.
При этом мощность приемо-передатчика телефона сегодня регламентируется Всемирной организацией здравоохранения и не может превышать определенные пределы. Поэтому на большие радиусы современные сотовые работать не могут – стопудово. Из-за малой мощности устройства даже в городе часто связь прерывается, иногда телефон не может пробить те же стеклопакеты. При этом у некоторх старых моделей сотовых телефонов были более мощные приемо-передатчики. У современных послабее – по требованию Всемирной организации здравоохранения. Вот почитайте инструкцию к своему телефону – там все написано.
Если бы был включен автоматический радиомаяк – самолет нашли бы в первые же дни.
Справочно
Детализация разговоров
Это список номеров телефонов, СМС, Интренет-трафика с указанием сумм за это.
Базовая станция
Основной элемент сотовой сети любого стандарта - это базовая станция (BSS, Base Station System), которая занимается приемом звонков абонентов и передачей данных по радиоканалу.
В зависимости от стандарта связи, базовые станции (БС) работают в диапазоне частот от 450 до 2100 МГц. БС составляют основу макроячеек, так называемых сот. Поскольку радиус работы таких станций составляет порядка 10-12 км за городом и около 3-5 км в городе, их строят много и располагают относительно недалеко друг от друга.
Полностью автономные и автоматизированные базовые станции представляют собой небольшие контейнеры, которые устанавливаются, как правило, на крыше зданий. В обязательном порядке имеется беспроводной или кабельный канал связи с центром управления сетью, куда передается огромный поток данных - входящие и исходящие вызовы от абонентов.
Кстати, мощность излучения базовых станций в течение суток не является постоянной. Загрузка определяется количеством сотовых телефонов в зоне обслуживания конкретной базовой станции и интенсивностью разговоров.
А это, в свою очередь, зависит от времени суток, дня недели и др. В ночные часы загрузка базовых станций практически равна нулю, поэтому станции "молчат". Теоретически, стандартная 3-секторная двухдиапазонная БС может обслужить около 150 абонентов одновременно.
О базах данных сотовых операторов
HLR (Home Location Register) — это база данных, которая содержит информацию о абоненте сети GSM-оператора.
HLR содержит данные о SIM-картах данного оператора мобильной связи. Каждой SIM-карте сопоставлен уникальный идентификатор, называемый IMSI, который является ключевым полем для каждой записи в HLR.
Другой важной частью данных, сопоставленных SIM-карте, являются телефонные номера (MSISDN).
Главный MSISDN используется для предоставления абоненту основного пакета услуг, возможно также сопоставить SIM-карте несколько других MSISDN для работы с факсимильной связью и передачи данных. Каждый MSISDN также является ключевым полем в базе данных HLR.
У крупных операторов может быть установлено несколько HLR, на каждом из которых хранятся данные лишь по части абонентов оператора, так как из-за аппаратных и программных ограничений ёмкость каждого HLR лимитирована.
Примеры других данных, хранимых в HLR для каждого абонента:
Данные о сервисах, которые абонент запросил или которые были предоставлены
Установки GPRS, позволяющие абоненту иметь доступ к сервисам пакетной передачи данных
Текущее местоположение абонента (VLR и SGSN)
Данные о переадресации звонков для каждого MSISDN
VLR (Visitors Location Register) — это временная база данных абонентов, которые находятся в зоне действия определённого MSC/VLR. Каждая базовая станция в сети приписана к определённому VLR, так что абонент не может присутствовать в нескольких VLR одновременно.
Данные, хранимые в VLR, берутся как из HLR, так из с самой мобильной станции. На практике, для увеличения производительности, большинство производителей интегрируют базу VLR в коммутатор (V-MSC) либо соединяют VLR с MSC через выделенный интерфейс.
Хранимые в VLR данные включают:
IMSI (идентификационный номер абонента)
данные аутентификации
MSISDN (телефонный номер абонента)
перечень доступных абоненту GSM сервисов
точку доступа для GPRS (APN)
адрес HLR, в котором хранятся данные на абонента.
VLR связан со следующими элементами:
MSC — для предоставления данных, необходимых ряду процедур, например аутентификации или установлению соединения
HLR — для получения данных об абоненте, находящемся в зоне действия данного VLR
другие VLR — для передачи временных данных об абоненте во время его перехода между зонами действия разных VLR (например, TMSI — временный идентификатор, наподобие IMSI, используемый в процессе коммуникации).
Основные функции VLR:
оповещать HLR, что абонент появился в зоне действия, обслуживаемой данным VLR.
отслеживать нахождение абонента внутри зоны действия данного VLR (с точностью до Location Area) в период, когда абонент не совершает звонков
выделять роуминговые номера (roaming numbers) в процессе установления входящего вызова
удалять данные об абоненте если он становится неактивным в зоне действия данного VLR. VLR удаляет данные по истечении определённого времени неактивности и информирует об этом HLR (например, когда абонент выключил телефон или пропал из зоны действия сети на длительный промежуток времени)
удалять данные об абоненте при его перемещении в зону действия другого VLR.