Слово о Победе тем, кто смотрел смерти в лицо. 4 истории, рассказанные участниками Великой Отечественной Войны и узниками концлагерей, с достоинством вынесших тяготы и лишения военного времени.
И радость, и солнце
Владимиру Николаевичу Романову не было и 17 лет, когда его призвали в армию.
– Война шла уже очень долго, я попал на службу в Северный флот за Полярный круг, в отдельный дивизион береговой обороны, – рассказывает Владимир Николаевич. – В обязанности оборонительной группы входила защита транспортных судов стран союзников от подлодок. Транспортные корабли поставляли Советскому Союзу продовольствие и вооружение. За ними охотились подводные лодки. Это было в 44-м году.
Победа! Понимаешь?
Павел Дементьев на фронт был призван из военного пехотного училища в возрасте 17 лет. В юности он как и старший брат мечтал стать летчиком, но судьба распорядилась иначе, и юноша попал в пехоту.
– Война всколыхнула людей: кто-то отправился на заводы, кто-то на фронт. Таллинское пехотное училище в 42-м году было эвакуировано в Тюмень. Отучился, надо бы экзамены сдавать, а тут как тут приказ – все на фронт. Выстроили нас на плацу, майор сказал, что сообщит результаты обучения. Назвали мою фамилию и еще нескольких курсантов, тех кто досрочно получили аттестаты. А затем на фронт, – вспоминает фронтовик.
Прекратите стрелять! Закончилась война!
20 ноября 1942 года Сергею Ушакову исполнилось 17 лет. Ровно через месяц его призвали в армию. Учеба в школе младших командиров, звание сержанта и дорога на фронт.
– Первый фронт у меня был Калининский, второй – Ленинградский, а затем Прибалтийский. Боевое крещение принял под Невелем в Псковской области. Я командовал отделением, был трижды ранен в боях, контужен, – рассказывает Сергей Михайлович.
Самая масштабная операция, в которой участвовал боевой командир, – «Багратион» по освобождению Белоруссии.
Годы рабства
В 1943 году семью Петра Петерса вывезли из Украины в Польшу. По пути Петр, которому только исполнялось 9 лет, пережил авиационную бомбардировку. Пилоты подумали, что под брезентом находится немецкая военная техника, но когда из машин выскочили насмерть перепуганные женщины и дети, бомбардировку прекратили.
– Нас привезли в Польшу, накормили баландой, – вспоминает Петр Петерс. – Потом снова переезд, уже в Германию. Через окошки поезда помню рассвет и солнышко. Много было женщин, детей, стариков, всех заставляли раздеваться. Потом узнал, что эти люди были евреи. Их загнали в какую-то комнату и включили музыку на всю мощь, чтобы остальные не слышали их криков. Через минуту стихло все...
К годовщине Великой Победы наш фильм.
http://youtu.be/Mzrb-9xL0Ws.