Отправить обращение властям и в прокуратуру о восстановлении поезда Екатеринбург-Бокситы северяне решили после очередной страшной аварии на Серовском тракте, в которой пострадали 40 пассажиров рейсового автобуса.
Отвернуть было некуда
Поводом стали многочисленные инциденты с рейсовыми автобусами, на которых сейчас вынуждены ездить люди. Мало того, что семьям с детьми и пожилым людям физически тяжело находиться в автобусе более 7 часов, чтобы добраться из Североуральска в Екатеринбург, так еще и провести это время нужно на небезопасной, переполненной транспортом дороге.
Жуткое имя «трасса смерти» она еще раз подтвердила 31 июля. В этот день рейс из Екатеринбурга в Североуральск для опытного 60-летнего водителя Петра Пушкарного и его напарника, 30-летнего сына Павла, проходил как обычно. Все произошло мгновенно: неожиданный сильный удар, и вот уже огромный автобус бороздит боком дорожный асфальт.
В причинах аварии сейчас разбираются дознаватели. Спровоцировал столкновение неожиданно открывшийся капот «восьмерки», ехавшей навстречу автобусу. Водитель авто (говорят, за рулем была девушка) резко затормозил. Ехавший следом за «восьмеркой» на небольшом расстоянии МАЗ-мусоровоз, стремясь уйти от столкновения, выскочил на встречную полосу и врезался в лоб рейсового «Мерседеса».
Автобус после столкновения с мусоровозом.
Мусоровоз после столкновения с автобусом...
Перевернувшийся автобус. Все фото аварии: открытые интернет-источники
«Там было месиво...»
В нем ехали 43 пассажира. «Я сидел почти в самом конце. Пристегнулся. Закемарил. Даже не понял, что произошло», – рассказал тагильским журналистам, навестившим его в больнице, Александр Романов, житель Краснотурьинска. Автобус упал именно на тот бок, где было его место. Голову молодого мужчины протащило по стеклу и асфальту. «До сих пор на зубах хрустит», – говорит он. В Демидовской больнице Нижнего Тагила ему прооперировали сломанную ключицу.
Любовь Гобова, 46-летняя жительница Североуральска, возвращалась на автобусе из отпуска. «Помню только первый удар и крики мужчин на передних сиденьях. Там было месиво...» – вспоминает она.
Женщину вытащили из салона, усадили, прислонив спиной к дорожному ограждению. Шевелиться она не могла, на время даже зрение после удара пропало. Рядом плакала маленькая девочка. Кто-то нашел варежку и ее натянули ребенку на босую ножку...
– На улице было очень холодно, – вспоминает пассажирка трагический вечер четверга. – Люди толком неодетые, многие без обуви, как ехали в автобусе.
Сейчас Любовь Николаевна на больничном – в аварии она получила сотрясение головного мозга, сильно повредила правую руку. В больнице Нижнего Тагила, куда ее доставили вместе с другими пострадавшими, из ее предплечья извлекли стекла, наложили швы.
В травмпункт Серова обратились три пассажира злосчастного рейса. У всех диагностированы сильные ушибы грудной клетки.
Страховка за страх: будет ли?
Василий Ситников, владелец компании «Спектр», обслуживающей пассажиров на этом маршруте, отмечает, что это первый такой серьезный случай за годы его работы. «Я в шоке. Ничего не могу сказать. Надеюсь, следствие восстановит полную картину, и будет ясно, кто виноват», – говорит предприниматель.
Ему сейчас, видимо, придется возмещать ущерб пострадавшим. Попавший в аварию автобус не числится в базе данных компании Ингосстрах как застрахованный по договору гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами (на два других автобуса предпринимателя договоры есть).
Несколько пассажиров получат возмещение по добровольному страхованию, которое оформили при покупке билетов на рейс в кассах Северного автовокзала. Но сумма возмещения вряд ли будет более 15 тысяч рублей.
Водители пострадавшего автобуса сейчас чувствуют себя нормально. А Петр Иванович, как сообщили в «Спектре», уже на следующий день вновь вышел в рейс.
Полиция возбудила уголовное дело по статье «нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».
Вдаль на ночной электричке
На сайтах газет городов севера происшествие с автобусом активно обсуждается. Содержание большинства комментариев сводится к одному: верните поезд!
Пассажирский поезд «Бокситы-Екатеринбург» возил пассажиров из Североуральска, Карпинска, Краснотурьинска и Серова в областной центр и обратно десятки лет. В мае прошлого года он был отменен. Руководство Свердловской железной дороги объяснило это убыточностью «малонаселенного» поезда, а также тем, что бюджет области не полностью компенсирует потерю доходов, недополученных из-за государственного регулирования тарифов на перевозки.
Убытки от работы поезда № 607/608 до Боксит в 2012 году, по сообщению пресс-службы СвЖД, составили порядка 114 млн рублей.
Вместо отмененного поезда областные власти ввели пригородную электричку, которая ходит из Серова до Боксит (станция в 9 км от Североуральска) и «привязана» ко времени прибытия пассажирского состава Екатеринбург-Приобье.
Но ездить на ней народ не хочет. Расписание движения неудобно: из Серова электропоезд отправляется в 6 утра, из Североуральска – в 21-40 (прибывая на конечную станцию в 23-30 ночи).
Садоводам утром не уехать, пассажирам поздним вечером в Серове поезд до Екатеринбурга сидеть ждать...
Электричка возит "воздух". Пассажиров - крайне мало. Фото: Татьяна Шарафиева
Ударим порожняком по убыткам
При этом, как подсчитали в областном министерстве транспорта и связи, вариант с электричкой требует дополнительных расходов примерно в 6,3 млн рублей в год – для компенсации железной дороге выпадающих доходов.
Интересно, входят ли в смету расходы на холостые пробеги введенного электропоезда. Дело в том, что каждый день он выполняет два порожних рейса. После прибытия в Бокситы электричка возвращается на отстой, где и проводит день на запасном пути. Вечером пустой поезд (такой называют засыльным) отправляется в Бокситы, чтобы забрать оттуда пассажиров и доставить к приобскому поезду.
Больше года электричка ездила туда-сюда пустой по 180 км в день: утром везла пассажиров в Бокситы, потом порожняком возвращалась на базу в Серов, затем вечером вновь отправлялась без пассажиров в Бокситы, чтобы доставить пассажиров оттуда к пассажирскому поезду.
Сейчас электричка отстаивается в Волчанске с холостым пробегом в 40 км. Оставаться ей на конечной станции Бокситы нельзя, так как там нет свободных путей, объясняют в железнодорожном ведомстве.
В каждом рейсе в электропоезде ездит кассир-контролер и пара охранников. Вагоны во время отстоя на станциях охраняет специально приставленный человек.
– Зимой когда пять человек приедет, когда и того меньше, летом – два десятка, в основном, садоводы, – подсчитал пассажиропоток охранявший электропоезд в Серове машинист на прогреве Сергей Сиов.
Он же поведал, что зимой поезд на отстое нужно прогревать, и круглый год охранять от хулиганов и воришек.
Поезд из Приобья не спасает желающих уехать с севера области: билет на нижнюю полку в него нужно покупать за месяц до поездки.
Формально транспортная доступность передвижения по железной дороге жителям Серова, Краснотурьинска и других северных городов обеспечена. Фактически – возможность выбраться с территории и вернуться домой есть только на автобусе или автомобиле.
По Серовскому тракту движение с каждым днем увеличивается, чему способствовало окончание строительства дороги, которая теперь идет до Ханты-Мансийска. И вряд ли ЧП с рейсовым автобусом последнее на этой трассе. Как написал один из комментаторов на городском портале Североуральска: «Добраться бы живым по этой трассе смерти».