Рано утром 1 августа, в аккурат за несколько дней до Дня железнодорожника, корреспондент «Глобуса» и Ольга Таушанкова, председатель профкома путевой части № 20 (далее ПЧ-20 – ред.) на сером УАЗе отправились на станцию «Красный железняк». Цель поездки – познакомиться с работой железнодорожников.
– Сегодня у нас запланированы работы по разрядке рельсовых путей и плетей, – просвещает Ольга Владимировна по пути. – Плеть это отрезок пути длиной 800 метров, на котором нет стыков рельс. А разрядка это нагрев рельса до определенной температуры. Это делается, чтобы при перепаде температур железнодорожное полотно не деформировалось.
«Буханка» домчала нас до станции за каких-то 30-40 минут. На подъезде к путям немного потрясло – сказались неровности русских дорог.
Не забывают железнодорожники снабдить гостя униформой – в руки выдается «желтяк» (оранжевый жилет со светоотражающими полосами). Хождение по путям без яркого жилета запрещено. Это делается в целях безопасности.
От станции до места проведения работ необходимо преодолеть около 2-х километров пути.
– Для того, чтобы начать какие-либо действия с дорожным полотном, нужно дождаться «окна», – объясняет по дороге Ольга Таушанкова. – Это промежуток времени, когда путь освобождают от движения поездов по нему.
Рассматриваю инструменты. Среди них есть и вполне знакомые – ключи для откручивания гаек и кувалды. Значит, есть и такие «операции», где требуется приложение физической силы.
Достигаем заданной точки пути. Работы на участке пути проводит укрупненная бригада под руководством Виктора Нагорнюка.
Хриплые голоса из рации докладывают о положении дел на текущий момент времени. Во взгляде у Евгения Хохрякова, заместителя начальника по текущему состоянию пути и руководителя работ, некоторое беспокойство. Пролетают отдельные капли дождя.
Евгений Валерьевич находит время, чтобы поздравить коллег с праздником:
– Желаю всем железнодорожникам всего самого наилучшего: счастья, сил, терпения в нашем нелегком труде.
Укрупненная бригада под руководством Виктора Нагорнюка поздравила коллег с профессиональным праздником.
Фото: Константин Бобылев, «Глобус»
Бригада приступает к работе. Но тут приходит известие, что УАЗик должен срочно вернуться на станцию – необходимо забрать дефектоскопистов. Эти специалисты выявляют явные и скрытые дефекты в рельсах.
Напрашиваюсь с ними. Уж больно любопытно увидеть, как происходит процесс поиска дефектов.
Дефектоскоп представляет собой этакую большую «тележку», на которой расположены датчики, вплотную прилегающие к рельсу. Через эти датчики в сталь подается звук высоких частот, отражение которого и помогает определить, есть ли дефект и какой он носит характер. Управляет «тележкой» дефектоскопист в наушниках.
– Работа интересная, разносторонняя, – поделился Юрий Обрезков, оператор дефектоскопа. – Наше ПЧ-20 обслуживает четыре направления: Серов – Ивдель, Серов – Покровское, Серов – Карпунино, Серов – Верхотурье. Поэтому мы всегда в разъездах. Коллектив у нас замечательный. 21 год своей жизни я отдал этой профессии и нисколько не жалею.
В случае обнаружения серьезного изъяна, например, глубокой трещины, рельс немедленно заменяется. Есть повреждения, которые не требуют замены участка пути, например, неглубокие сколы на стыках рельс. Такой изъян можно легко устранить наварив поверх прорехи сталь.
Юрий Евгеньевич вместе со своей напарницей Ольгой Некрыловой за время нашей беседы успевают обследовать первый и третий пути возле станции «Красный железняк». Никаких серьезных повреждений в полотне не найдено.
Как поясняет мой «экскурсовод» Ольга Таушанкова, все работы, свидетелем которых довелось быть, направлены как раз на безопасность передвижения составов по путям, а следовательно, и на безопасность пассажиров.
Проведя несколько часов вместе с железнодорожниками, убеждаюсь, что работа у них непростая. В любую погоду и время года, путейцы всегда на посту и выполняют свои обязанности. Сохраняют оптимизм и, как выразился Юрий Обрезков, «живут одной большой железнодорожной семьей».
От работы дефектоскопистов Юрия Обрезкова и Ольги Некрыловой во многом зависит безопасность движения поездов.
Фото: Константин Бобылев, «Глобус»