Десять дней. Столько времени осталось у строителей, чтобы подготовить дом на улице К. Либкнехта к визиту комиссии Госстройнадзора. Примут специалисты объект – новоселы могут паковать вещи для переезда.
Кто переедет
В новом доме готовят 94 квартиры. Из них 39 предназначены сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, у кого не было жилья, и 55 – инвалидам по общему заболеванию, семьям, где есть ребенок-инвалид, двум «афганцам» и вдове погибшего участника боевых действий. Одной квартирой может распорядиться застройщик (в новом доме № 42 на проспекте Серова таких квартир 6).
Обладателей благоустроенного жилья определяют специалисты областного госучреждения «Фонд жилищного строительства».
– Мы лишь передаем в него реестр тех, кто имеет право на квартиры, а дальше уже область решает – кто будет в списках новоселов, – разъясняет Татьяна Рудакова, главный специалист отдела учета и социального найма муниципального жилья администрации СГО. – Очередники предъявляют нам претензии – почему среди получателей эта семья есть, а этой нет. Но, так как дома строят за счет федерального и областного бюджетов, а не за счет муниципалитета, то и распределением квартир в них занимается Фонд.
Приказа со списком новоселов в Фонде пока нет. Он появится после сдачи дома строителями.
– Наш инвалид Александр Попов, бывший работник механического завода, должен получить там квартиру. Пока он с семьей ютится в комнатке, много лет ждут жилье, – говорит Тамара Зарецкая, председатель городского общества инвалидов. – Впервые такое количество квартир дают инвалидам! Нам даже не верится...
Директор Фонда, Оксана Вохминцева, привела пример: «Есть участники боевых действий, кто стоит на учете на получение квартиры с 1984-85 годов – то есть почти 30 лет!»
Начальник стройучастка Александр Шлейдер (второй справа) говорит, что если будут недоделки - дом комиссия не примет. Фото: Антон Муханов, "Глобус"
Квартира как проверка поведения
Ввод нового дома позволит выполнить сразу 55 судебных решений, обязавших администрацию СГО предоставить жилье детям-сиротам.
– В новом доме по проспекту Серова, сданном 1 ноября, получили квартиры 27 таких очередников. Причем среди новоселов есть сироты, которые ждали жилье 12-13 лет, – приводит данные руководитель отдела опеки и попечительства управления соцполитики Людмила Прокопьева. – В новом доме на улице Либкнехта квартиры дадут, надеемся, еще 28 сиротам, у кого на руках судебные решения.
Этой категории, как и инвалидам, жилье предоставляют на условиях социального найма. То есть квартиру можно будет приватизировать и стать ее собственником.
Иная ситуация для сирот, кому квартиры выделяют из специализированного жилого фонда. В двух упомянутых новых домах таких 22 человека. Согласно закону, который действует с начала года, квартиры им дают на 5 лет, в течение которых они должны показать себя добросовестными собственниками. Если такого не будет, жилье могут и отобрать.
Сделано это для того, чтобы сироты (а они имеют право получить квартиру уже в 18 лет) не теряли жилье «благодаря» жуликам и мошенникам, не превращали квартиры в шалманы и притоны, как это нередко бывало раньше.
При этом квартиры в домах, которые будут строить (покупать на вторичном рынке) за счет федерального и областного бюджетов Фонд сможет предоставлять теперь лишь по договорам специализированного найма (на что и выделяют средства). Иначе говоря, о квартирах сиротам, кто получит решение суда о выделении жилья по социальному найму, позаботиться должен муниципалитет.
Кто ответит за долгострой
Дом № 16 строили около десятка лет. Главной причиной срыва всех сроков называют неблагонадежность и безответственность руководства фирмы «Стройколорит», с которой был заключен контракт на строительство.
– У него несколько объектов на территории Свердловской области, сроки ввода большинства из которых благополучно сорваны. К великому сожалению так оказалось и на нашей территории, – говорит Евгений Преин, глава администрации.
Оксана Вохминцева, директор «Фонда жилищного строительства», сетует на несовершенство законов, которые не могут приструнить тех, кто подрядился вести строительство, но наплевал на обязательства.
– Мы пытаемся возместить потери бюджета за этот долгострой, – рассказала Оксана Александровна. – Один исполнительный лист по решению Арбитражного суда на 6 миллионов рублей у нас уже есть, еще один – на 4 миллиона – получим после окончании стройки. Но как взыскать эти деньги – для меня вопрос. Можно начать процедуру банкротства подрядчика, но что мы получим, я не знаю.
На стройплощадке, где корреспонденты «Глобуса» побывали за день до выхода этого номера газеты, работы еще немало. Территория завалена кучами земли, подходы к подъездам пока в колдобинах, в здании нет электричества, холодной и горячей воды.
– Подключим на днях, – клянется начальник участка «Стройколорита» Александр Шлейдер. – Проведем проливку, опрессовку и сдадим управляющей компании.
На доме заняты два десятка рабочих из бригад генподрядчика и муниципального предприятия «Серовавтодор».
За уже потребленное домом тепло, газ и электричество у застройщика накопился долг в 2,3 млн рублей. «Фирме «Вертикаль» в счет погашения долга переуступлено подвальное помещение в доме. Решены вопросы и по долгам за газ и электричество», – информирует Оксана Вохминцева.
С учетом сотни квартир в доме на ул. К. Либкнехта, в Серове в этом году будет почти 340 новоселов. Такого не было давно.
– Будем продолжать объявлять аукционы на строительство домов в Серове для сирот, ветеранов боевых действий, инвалидов, семей, где есть дети-инвалиды, – обещает директор Фонда жилищного строительства. – И не так, как в Тагиле, где покупали по 5 квартир первоочередникам и были скандалы. Наша задача в Серове – выходить на плановые цифры, снижать число очередников на 15 процентов ежегодно. Надо строить большие дома, строить много.
Директор Фонда говорит, что в декабре дом № 16 будет, наконец, заселяться.
– Я хочу попросить прощения у тех, кто должен был получить квартиры в нем еще два-три года назад. У меня нет других желаний кроме сдать этот дом в Серове. Голова болит только об этом.
Справить новоселье в Серове есть надежда лишь у тех, кто имеет первоочередное право на жилье: а это сироты, «афганцы», инвалиды, прописанные в домах, признанных непригодными для проживания.
Деньги на квартиры для них выделяют из федерального и областного бюджета. Часть расходов на «переселенческие» дома (около 18%) несет муниципалитет. У тех, кто числится в обычной очереди на жилье, шансов получить квартиру в муниципальном доме почти нет – строительства таковых в городе не ведется.
За неделю подрядчик должен вывезти строительный мусор и благоустроить газон площадью с половину футбольного поля. Десяти лет строительства не хватило, чтобы установить возле 94-квартирного дома детскую площадку, автостоянку и бытовые дворовые конструкции. Фото: Антон Муханов, "Глобус"
Неожиданный аспект
Чиновники, имеющие отношение к теме, шепотом называли опасения по поводу распределения квартир: больше 20 из них, по предварительным данным, заселят инвалиды по психическому заболеванию. К сожалению, ситуация с психиатрической помощью сегодня такова, что большинство больных и в моменты небольшого обострения, неадекватного поведения остаются дома, в больницу их не имеют права отвезти.
Также в дом заселяются сироты, 80% из которых (и это беда советского воспитания), по статистике, ведут асоциальный образ жизни.
То есть дом обещает быть «проблемным» для муниципалитета, которому его и передаст Фонд.