В то время, когда наши космические корабли бороздят просторы Вселенной, пятьсот жителей поселка Марсяты живут без автобуса.
Физрук местной школы Игорь Пшенин и Андрей Фельдшаров, читающий марсятским детям русский язык и литературу, живут в Серове. Три раза в неделю они на машине Пшенина ездят в Марсяты на уроки. В местной школе 35 учеников.
Выезжают где-то в половину восьмого часа утра и приезжают в поселок в девятом часу.
Марсяты, старый поселок на берегу Сосьвы, управленчески относится к Серову. Но территориально расположен ближе к Краснотурьинску. С этим городом поселок связывает более-менее внятная дорога.
– Зимой, когда дороги строит Дед Мороз, дорога на Марсяты нормальная. Весной и осенью – нет. Я даже «Ниву» с рук купил, чтобы можно было на занятия ездить, – рассказывает физрук.
Между Краснотурьинском и поселком Чернореченск навстречу учителям попадается пассажирский ПАЗик. Это рейсовый автобус. До Чернореченска есть автобус. До Марсят – уже нет. Прошлой осенью кончился.
«Станция Марсяты – слазьте «поросята», – гласит народная поговорка. Вот и приехали.
Фото: Андрей Клейменов, «Глобус»
Думали сломался
Жительницы поселка Татьяна Ивановна и Ольга Александровна вспоминают, как поселок остался без транспортного сообщения.
– В октябре 2016 года поехали в город и автобус не пришел. Ну, мы постояли и ушли. Думали, что автобус просто сломался. Такое бывало раньше. А на днях будет. Но его не было. Сначала сказали, что у маршрута были какие-то нарушения. Что-то в бумагах там не оформили. Потом говорили, что дорога отвратительная и по ней нельзя возить народ. Мы начали возмущаться и писать. Через нашу администрацию писали. Говорят, приехала комиссия и выяснила, что в поселке нет остановок, – говорит Татьяна Ивановна.
– Сказали, что выставят на аукцион. Кто выиграет, тот и будет ездить. Но это еще осенью прошлого года говорили. Сейчас январь, а автобуса – нет, – разводит руками Ольга Есаулкова.
Постоянное автобусное сообщение с Марсятами появилось при советской власти.
Татьяна Ивановна приехала в Марсяты жить и работать в семидесятые, году этак в 1974-м. Вспоминает, что автобус из Краснотурьинска тогда ходил четыре раза в сутки. Потом оставили один рейс: утром из Марсят в Краснотурьинск, вечером – из Краснотурьинска в Марсяты.
– В девять часов утра – туда, а в восемь вечера – обратно. Можно было уехать в Краснотурьинск, на автовокзале сесть на автобус или маршрутку до Серова. Там сделать все свои дела и вечером вернуться домой. Сейчас у нас остался только пригородный поезд, – говорят женщины.
«Подкидыш»
Пригородный поезд вахтер школы, как и все местные, называет исключительно «подкидышем».
– Из Серова он прибывает к нам около девяти часов утра, обратно в Серов он идет в 15 минут девятого вечера. Вот все и думают, чего мы жалуемся. Ведь есть «подкидыш». Но... Нужно тебе, например, уехать в больницу, – рассуждает вахтер. – Ты садишься на вечерний «подкидыш», уезжаешь в ночь в Серов, там тебе нужно где-то переночевать, на следующий день сходить в больницу и сделать там свои дела, а потом опять где-то ночевать. А потом утром вернуться в Марсяты. Два дня, чтобы просто посетить больницу! Чтобы похоронить человека, нужно ехать в Серов. В поликлинику, потом в ЗАГС. Там сдать паспорт. Ну и еще походить. У человека и так горе, а тут еще проблема с транспортом.
– Работающих, конечно, жалко, им с отчетами приходится мотаться то на перекладных, то договариваясь с кем-то. Но, самое главное, дети. Заболеют дети и куда с ними? – риторически спрашивает Вера, работник школы. У Веры – ребенок-инвалид:
– Такси до Серова – 2,5 тысячи. У меня зарплата – семь с половиной тысяч рублей. Вся моя зарплата – это две поездки в Серов на такси, – говорит женщина.
– Автобус не ходит уже четыре месяца. Люди не могут уехать в город на консультацию. Приходится нанимать машину. Я два раза нанимала. Ребенка возила в Серов. Платила по 2 тысячи рублей. Но мы же не миллионы зарабатываем!? – возмущается Наталья Шипилова, фельдшер.
– Говорят, что дотацию не заплатили перевозчикам и себе в убыток они не стали возить. Но это не точно. Власть ничего не говорит, разве что «решаем».
В марсятском ФАПе: Фельдшер Наталья Шипилова и санитарка Татьяна Бокова.
Пока еще ничего не решили, ~ признается заведующая местным ФАПом Наталья Щеголькова. – Людей жалко. Людям нужен больничный. Я выпишу, но через неделю нужно будет подтверждать его в поликлинике. А до Серове еще добраться надо. Это вот как? Недавно у меня мужчина слег, у него спина отнялась, куда и как он поедет? Он даже встать не может. Сейчас еще диспансеризация начнется...
Неотложка есть в Серове и Андриановичах. «Скорую» вызывают из города.
В ФАПе пахнет хлоркой. Заведующая промывает кабинет: «Грипп, говорят, идет!».
Из положения жители поселка выходят, кто как может.
– Я детям звоню в Краснотурьинск. Они приезжают на машине. Забирают меня. Увозят. Потом привозят и сами уезжают в город. Остальные пытаются договариваться с соседями, у кого машины есть. Такси из Краснотурьинска стоит до Марсят 1200. Для пенсионеров – это очень дорого. Если сюда его еще вызвать, так это в два раза больше получится. Два раза в больницу съездить и все, нету пенсии, – говорит школьный вахтер.
Электричку до Серова жители Марсят называют "подкидышем".
Раз, два... И все!
Учителя из местных говорят, что машин в поселке – раз, два. И все! Кончились автомобили.
– В основном, машины у мужиков, а многие наши мужики по вахтам все бьются. Жить-то на что-то надо! – говорят педагоги.
– У нас работает кочегаром Дима. Он хороший парень, откликается. Но он же не может разорваться и всем сделать добро, – разводит руками школьный вахтер.
В девять утра в Марсяты на «подкидыше» прибывают из Серова школьные учителя. Если не повезет и не найдется попутки, то домой они отправятся только вечером, тем же «подкидышем».
Физрук говорит, что ему неоднократно приходилось ночевать на диване, стоящем в маленьком кабинете за спортзалом. Стол, диван, окно, гимнастический конь, ракетки для бадминтона, несколько баскетбольных и волейбольных мячей. «Мои владения», – скромно говорит Пшенин.
– Единственные наказы, которые были у нас перед выборами – это дороги, автобус, освещение и интернет. Перед выборами нам все все обещали. И где? Три года назад мы спокойно заполняли электронные дневники. А сейчас – не можем. Интернет не берет, связь дохленькая. Приезжали специалисты, говорят, что нужно вырубать большую просеку! – рассказывает педагог и смотритель школьного музея Валентина Григорьевна.
Из операторов мобильной связи в поселке берет только «Мотив».
– Переоснащать нужно, необходимо ставить усилитель! – говорит другой педагог Любовь Дымшакова. – Сейчас путинская программа – интернет в сельские школы, интернет – в поселковые медпункты. Каким образом они это будут решать? Ну 21-й век ведь на дворе! Недавно купили модем и что? Ничего не работает!
– Автобусом пользовались не только мы, но и жители Масловки, Лангура. Жители Уралзолота доезжали до своротки на Марсяты и здесь караулили автобус, – Любовь Николаевна вновь переходит на транспортный вопрос.
Из транспорта у марсятцев есть еще поезд на Приобье. Он проходит через станцию Марсяты раз в четыре дня. Но поезд – пассажирский и еще не факт, что на него посадят, отмечают жители поселка.
«Мэр-то наш хоть звонит куда?»
Оплот поселковой цивилизации – детский сад, расположенный на горе рядом с вышкой сотовой связи. Поэтому интернет тут – лучший в поселке. Отсюда жители Марсят отправляли несколько писем в адрес власти с просьбой вернуть автобус.
– Мэр-то наш, хоть звонит куда? Вы не знаете? В Краснотурьинск писали. В Серов писали. В область писали. До приемной Путина дошли. Теперь обратный круг. Куда нам теперь обращаться-то? – спрашивают в детском саду у журналиста.
Детский сад в Марсятах.
Сейчас в детском саду 16 воспитанников. Недавно было 25, но детки выросли и ушли в школу. Многие в поселке не водят детей в садик. Потому что живут на детские пособия.
– Говорят, что нет остановок в поселке. Но автобус как-то 30 лет ходил. Если так уж необходима остановка, то сделайте, людям же нужно. Это же не какое-то великой дело, остановку сделать? Сделайте! Хотя бы остановку на станции. Пусть он ходит из Краснотурьинска до станции. А от станции мы уж в поселок как-нибудь дойдем. Не до жиру, – говорит Ольга Александровна.
Намедни необыкновенный резонанс в Марсятах вызвало обновление сайта автовокзала, где появилась информация, что до Марсят будет ездить из Серова 519-й маршрут. Из Серова выезжает в восемь утра и в пять часов с копейками. Информация появилась еще до Нового года.
Марсяты.
Марсятцы новым маршрутом не больно-то довольны:
– Этот автобус никого к поезду не привезет и никого от поезда не увезет. И автобус будет ходить полупустой. А потом предприниматель скажет: «Зачем оно мне надо?». И перестанет ездить.
Женщины в детском саду уверены, что автобус должен ходить из Краснотурньинска. И подозревают, что серовская власть не может договориться с краснотурьинской:
– Вся проблема решается легко и просто. Маршрут автобуса, который ходит до Чернореченска, нужно продлить до Марсят. До Черной – 20 километров, еще до Марсят – 20. Но этому автобусу нужно заплатить. Компенсировать убытки, если он их несет.
– Недавно у меня сын ехал по трассе и подобрал двух парней-учащихся, которые в мороз шли на Масловку. Пешком! Чуть не замерзли, – вспоминает жительница Марсят. – Сейчас смеемся, что скоро лошадей все заведем и будем как в царские времена на лошадках передвигаться. Хотя, сейчас лошадей-то в поселке, четыре штуки. Невыгодно, говорят, их держать...
Пятничным днем в Марсятах самое главное место общественной жизни – магазины. Их в поселке два. Пятница – хлебный день, в поселок привозят хлеб.
Магазин в Марсятах.
– Ну поднимите цену на билеты. Пусть будет не 75 рублей, а сто. Будут ездить. Даже за 150 будут ездить, – считает продавец Наталья.
Народ с ней соглашается: лучше заплатить 150 рублей за автобус, чем полторы-две тысячи за такси.